Рост индивида - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Глава третья
РОСТ ИНДИВИДА
В чем разница между взрослым и ребенком
Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик — это Большая Машина. Им требуется много времени, чтобы понять, что грузовик перевозит вещи, а машина — людей. Аналогично для многих взрослых ребенок — это Маленький Взрослый. Взрослые не понимают, что у ребенка совсем иные проблемы, чем у них. В то время как взрослый временами может, должен и действительно ведет себя как Большой Ребенок, ребенок — это не Маленький Взрослый. Представление о том, что ребенок — это взрослый в миниатюре, может быть названо идеей о гомункулюсе (гомункулюс — это умный маленький человечек).
Чем ребенок отличается от взрослого? Ребенок беспомощен. По мере того как он становится старше, его беспомощность уменьшается, но он по-прежнему зависит от родителей, которые показывают ему, как следует себя вести. Ребенок все время учится чему-то новому, но как мы уже говорили, он не может научиться тому, к чему еще не готова его нервная система. Время взросления различных нервов ребенка, таких, как нервы ног или кишечника, зависит от качества нервной системы, унаследованной им от родителей. Преждевременно родившегося ребенка приходится помещать в инкубатор и держать там до тех пор, пока его тело не окрепнет настолько, что ребенок сможет жить в колыбели.
Образы у ребенка смутные. Он едва может отделить от себя внешний мир. По мере того как он учится брать в руки предметы, его образы становятся отчетливей. В конце концов, взрослым понадобились годы опыта, чтобы обрести четкие образы, и все равно они порой неспособны отделить важное от второстепенного. У ребенка такого опыта нет, поэтому и он и его родители должны проявлять терпение, пока он учится.
Минерва Сейфус была необыкновенно умным для своего возраста ребенком. Начав ходить, она иногда роняла разные вещи, как делают все малыши. Однажды она перевернула пепельницу, и ей строго сказали, что больше так делать нельзя. Для матери самое важное в пепельнице было то, что в ней содержится пепел и окурки- представление Минервы при всем ее уме было более примитивным: ее внимание привлекло не содержимое пепельницы, а то, как она выглядит. Ей хотелось угодить матери, но она оказалась под неверным впечатлением. Пепельница, которую опрокинула Минерва, была синяя, и вот девочка сказала себе: «Я должна угодить маме и больше никогда не ронять ярко-синие вещи». На следующий день она, не задумываясь, принялась играть с ярко-зеленой пепельницей- в результате мать отругала ее, воскликнув: «Я тебе велела никогда не играть пепельницами!» Минерва была удивлена. В соответствии с тем, как она истолковала желание матери, девочка тщательно избегала синих предметов, а ее отругали за то, что она играет зеленым! Когда мать поняла, в чем дело, она объяснила: «Смотри, это пепел. Вот что главное в этих тарелочках. Пепельница — это тарелочка, в которой находится эта серая пыль. Не трогай того, в чем есть пепел!» И тогда Минерва впервые поняла, что «пепельница» — это не синяя тарелочка, но нечто содержащее серую пыль. После этого все было в порядке.
Если мать не поймет затруднений ребенка и не объяснит ему тщательно, что она имеет в виду, наказание может стать для него совершенно бессмысленным- и если так будет происходить неоднократно, ребенок перестанет стараться быть хорошим и начнет вести себя так, как ему хочется, потому что все равно не понимает, что нужно матери. Он может воспринимать наказание как нечто непредсказуемое, как «божественную кару», поражающую его время от времени, как бы он себя ни вел. Тем не менее наказания обижают его, и он может нарочно вести себя плохо, чтобы отомстить матери. Всего этого легко можно избежать, если последовать примеру миссис Сейфус и объяснить ребенку четко и безошибочно, чего от него хотят.
Ребенка занимают преимущественно фундаментальные проблемы жизни: дыхание и питание- он заботится о них прежде всего. Взрослый с определенной степенью уверенности знает, что если условия остаются нормальными, то со временем он сможет поесть. Ребенок не чувствует себя в безопасности, потому что не знает, что такое нормальные условия- он знает только, что целиком зависит от матери. Он очень быстро начинает понимать, что главная гарантия от страха и голода — это любовь матери, и начинает предпринимать усилия для того, чтобы завоевать ее любовь. Если он не уверен в этой любви, то начинает тревожиться и испытывает страх. Если мать совершает поступки, которых он в своем возрасте не способен понять, это тоже его тревожит, как бы ясно сама мать их ни понимала. Если она прервала кормление, чтобы позаботиться о заболевшем отце, и не приласкала при этом ребенка, он может испугаться и решить, что он ей не нужен. Испуганный ребенок несчастен и становится трудным. Если он увидит возможность отомстить за свой испуг, то ухватится за нее. Он не умеет еще настолько четко размышлять, чтобы понять, что такое поведение принесет ему больше вреда, чем пользы.
Жизнь ребенка полна потрясений и поразительных событий, которые мы, когда вырастаем, не можем вполне оценить. Представьте себе, каким потрясением служит для ребенка рождение! А как он бывает поражен, когда впервые видит написанное слово! Мама говорит, что эти черные значки — кошка. Но он хорошо знает, что кошка — это пушистый зверек. Как могут черные значки быть тем же самым, что пушистый зверек? Как это поразительно! Ему бы хотелось узнать об этом больше.
О чем думает новорожденный
Это нелогичный вопрос, потому что новорожденный, вероятно, совсем не думает. Насколько нам известно, его психическая жизнь состоит только из чувств и желаний и должна напоминать чистую поэзию.
Новорожденный только что проделал одно из самых трудных путешествий в жизни, а именно — прошел через родовой канал во внешний мир, в котором его безопасность и комфорт полностью зависят от других людей- причем он не знает, как поведать миру о своих потребностях, пока не обнаружит, что лучший способ позвать на помощь — это плач. Его сердцу приходится разносить кровь по телу совершенно по-новому, потому что многие кровеносные сосуды, которые используются после рождения, не использовались до рождения, и вначале кровообращение ребенка не так эффективно. Далее, ему нужно больше питательной крови, особенно для головы, потому что в этот период мозг нуждается в дополнительном питании для роста. Легкие тоже не сразу привыкают к новой работе, поэтому и дыхание на первых порах может превратиться в проблему. Ребенок должен получать пищу при сосании, а не автоматически из крови матери, и здесь опять-таки занятые этим нервы и мышцы еще не созрели и не обладают достаточной координацией.
Справиться с трудностями будет легче, если ребенок окажется как можно ближе к прежнему состоянию. А самое большое приближение к нему, когда мать держит его на руках у груди — источника пищи. Тепло и близость к матери успокаивают ребенка, смягчают его тревогу, а покачивая его и лаская, мать помогает его дыханию и кровообращению.
По мере развития мозга ребенок приспосабливается, учится обходиться без материнских руки и начинает чувствовать себя более безопасно в мире, который он постепенно постигает. Говорят, что ребенок, которого не ласкают и не позволяют долго сосать, развивается медленней и вырастает более пугливым. Доказывают даже на основании наблюдений за развитием сотен младенцев, что у детей, которых любят, быстрее растет и совершенствуется мозг. Так или иначе, мать, которая привязана к ребенку, помогает ему гораздо лучше, чем та, что не привязана. Как бы тщательно она ни выполняла все необходимые для удобства ребенка процедуры, этого недостаточно: она должна еще обнимать и ласкать его. Известны случаи, когда дети, лишенные ласки, умирали от функциональных расстройств даже при обилии пищи и заботы об их здоровье.
Следует помнить- что ребенок боится мира и, вероятно, стремится в то место, куда никто не возвращается. Он не может думать, и у него нет эффективного способа, чтобы справиться со своими страхами и желаниями. Желудок его может заполниться из бутылочки, но ощущение безопасности и стремление к росту должны быть подкреплены материнским объятием.