Лекарства и другие методы - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Глава десятая ЛЕКАРСТВА И ДРУГИЕ МЕТОДЫ
Старейшие лекарства
Прежде единственными средствами, помогавшими психиатрам лечить пациентов, были успокоительные, такие, как морфий, бромиды, барбитураты, хлораль-гидрат и паральдегид. Большинство из них вызывали у пациентов сонливость или вообще усыпляли, но почти ничем не могли помочь в бодрствующем состоянии. И как мы уже видели, большинством из них приходилось пользоваться осторожно, особенно на протяжении длительных периодов, потому что они приводили к привыканию или отравлению. В некотором смысле, пациенты, которые месяц за месяцем принимали подобные средства, жили только наполовину.
Время от времени появлялись, однако, новые средства или новые способы применения старых средств- обычно это сопровождалось вспышкой энтузиазма и подчеркиванием необыкновенных достоинств нового метода. Однако опытные психиатры проявляют при оценке нового лекарства не меньшую осторожность, чем специалисты по раку, и предпочитают выждать пять-десять лет, прежде чем применить новинку.
Хорошие примеры этого — применение инсулина для лечения шизофрении и антабуса — при алкоголизме. Вначале было объявлено, что оба эти средства излечивают от 80 до 90 процентов пациентов, но когда их начали применять широко, было, к сожалению, установлено, что эти утверждения не подтверждаются. Инсулин и антабус заняли свое скромное место в психиатрии для лечения тщательно отобранных больных в соответствующим образом контролируемых условиях, но ни одно из этих средств не решило полностью проблему, для которой предназначалось- они, например, не приближаются к эффективности пенициллина в его сфере применения. Аналогично развивалась история бензедрина при лечении депрессий- добавочное осложнение вызвало использование многими этого средства для самолечения и появившееся в результате привыкание. Уставший человек тянется не к подушке, а к пилюле, и в конечном счете это то же самое, что подхлестывать уставшую лошадь.
Поскольку очень многое необходимо усовершенствовать, психиатры постоянно ищут новые средства, и в результате этих поисков вошел в употребление целый новый класс лекарств. Обычно эти лекарства называют транквилизаторами или, более формально, атараксиками (атарактиками), от древнегреческого слова атарактос, которое употребляется, например, Аристотелем в значении «не возмущаемый страстями» (в противоположность тому, что отец медицины Гиппократ называл тараке — «смятение»). Первым таким средством, привлекшим внимание в нашей стране, был экстракт из индийского змеиного корня, выпущенный в торговлю под названием серпасил. История змеиного корня — одна из наиболее интересных в истории психиатрии.
Кто открыл змеиный корень
В течение столетий индийские врачи использовали наряду с методами, заимствованными из Европы, а позже и из Америки, местные средства, извлеченные из древних рукописей. В этих памятниках содержится описание системы древнеиндийской медицины, называемой Аур-Веда и находившейся под покровительством Дханвантари, индийского бога врачевания. Когда в 1948 году я побывал в государственной психиатрической лечебнице в Килпауке, вблизи Мадраса, доктор Дж.Дхайриам, главный врач больницы, в которой находилось 1750 пациентов, описал и продемонстрировал мне использование этих смешанных методов в лечебной практике. Доктор Дхайриам получил медицинское образование в местном университете и потому был знаком и с древними, и с современными методами лечения психических заболеваний. Он, с одной стороны, показал мне пациентов, исполнявших тщательно отобранные упражнения йоги под присмотром йога, специально обученного психиатрическому лечению- с другой стороны, пациентов, получавших электрошоковую терапию и принимавших новейшие витамины и гормональные препараты.
Он описал некоторые замечательные местные средства, которые использует систематически. В их число входили яд кобры, морская вода, набранная в Индийском океане в десяти милях от берега, чтобы была чистой, и аурведические травы. Пациентов он разделил на две группы: одна получала некоторые из этих средств, другая нет. Таким образом он изучал лечение шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, эпилепсии, наркомании и психозов, вызванных старостью, высоким кровяным давлением и болезнями почек. Он утверждал, что пациенты, получавшие такое особое лечение, выздоравливали быстрее и дольше чувствовали себя хорошо. Далее он утверждал, что теперь выздоравливает вдвое больше пациентов, чем раньше, когда лечением занимались психиатры, получившие образование в Англии и Америке. Он говорил, что преимущества особенно очевидны в случае психозов и высокого кровяного давления- здесь его любимым средством была рекомендуемая Аур-Ведой трава, которую он давал пациентам дозами по 30 гран, что в шесть раз превосходит по весу действующие вещества, которые содержатся в таблетке аспирина. При помощи этого средства, говорил он, ему удалось сократить частоту рецидивов при маниакально-депрессивном психозе впятеро по сравнению с Америкой. Он называл эту траву серпентин и дал ее научное название — Rauwolfla serpentina.
Когда год спустя я опубликовал отчет об этой поездке в научном журнале, то упомянул использование «серпентина» при лечении маниакально-депрессивных психозов. Насколько мне известно, это было первое в американской научной периодике упоминание о специфическом использовании Rauwolfia serpentina в психиатрии. Однако утверждения доктора Дхайриама были настолько поразительны и он дал мне столько тем для размышлений, что я не уделил специального внимания «серпентину», меня в равной мере заинтересовало использование змеиного яда, морской воды и упражнений йогов. Использование этого средства в психиатрии в нашей стране началось только в 1954 году.
Никто не знает, кто открыл транквилизирующие свойства этого растения, но в течение многих лет оно применялось исключительно в Индии. Впервые о его использовании в научном журнале упоминается в 1931 году, после того как оно столетиями применялось ауроведическими врачами. Потом этим растением активно заинтересовались индийские ученые, но лишь двадцать лет спустя на него серьезное внимание обратили западные врачи. Они начали использовать его при лечении высокого давления, однако не могли не заметить необычного психологического действия на пациентов. Примерно в это время корнями растения, напоминающими внешне змею, заинтересовалась фармацевтическая фирма, и ей удалось выделить химически чистое вещество резерпин, который заметно влиял и на давление, и на возбудимость. Лекарство сразу же получило широкое применение.
Между тем благодаря одному из тех странных совпадений, которые так часто случаются в медицине, одновременно были разработаны другие лекарства с аналогичными свойствами, так что рынок оказался заполнен средствами, которые, как утверждали их изготовители, оказывают транквилизирующее воздействие. Заговорили о том, что начинается новая эра в психиатрии. Но из всех этих лекарств по-прежнему самым интересным остается змеиный корень, потому что он окружен множеством легенд. Например, в Индии говорят, что его жуют мангусты перед схваткой с коброй.