Как люди выражают свои стремления - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Пока индивид откладывает снятие напряжения Ид, энергия его подавляемого желания тратится зря. Вдобавок Эго очень трудно держать Ид под спудом, и очень большое количество энергии тратится на сокрытие части Ид. Весьма напоминает попытки тайной полиции лишить часть нации свободы слова. В результате нация ослабевает не только потому, что многие граждане неудовлетворены и им не позволяют участвовать в решении национальных задач, но и потому, что слишком много средств тратится на слежку за недовольными. Если бы недовольные превратились в удовлетворенных, они не только работали бы на государство, а не против него, но и тайная полиция оказалась бы не нужна, и ее работники смогли бы заняться полезными делами. Всякий, кто видел полицейских, охраняющих заключенных, поймет, какая это двойная потеря для общества- точно так же подавление внутренней энергии приводит к потере энергии отдельным человеком.
Если можно безопасно удовлетворить Ид, Эго может расслабиться, и тогда Эго и Ид могут потратить добавочную энергию на что-нибудь полезное для индивида и общества.
Природа позаботилась о способах, позволяющих избежать этой двойной затраты энергии, так что желания Ид, которым не позволено выражаться прямо и полностью, могут выразиться непрямо. Это означает, что, по крайней мере, часть нашей энергии направляется на полезные цели- это означает также, что Эго может хотя бы частично расслабиться, а напряжение Ид уменьшиться.
На короткое время можно вытеснить желания Ид из сознания и считать, что их просто не существует. Однако никогда не следует забывать: если мы считаем, что этих желаний не существует, само по себе это их не уничтожает. Постепенно они найдут способ выразиться, что бы мы ни делали. Если человек не понимает этого, он в конце концов может начать поступать очень странно. Он согласен с тем, что у всех окружающих есть подсознательные конструктивные и деструктивные стремления, но отрицает, что имеет их сам. И поэтому собственное поведение может захватить его врасплох. Чем больше мы знаем о желаниях своего Ид, тем легче нам избежать сексуальных «ошибок» и «оправданной» злобы.
Один из способов, с помощью которого Ид рано или поздно косвенно выражает свои стремления, загнанные в подсознание или подавленные Эго, таков: Ид ждет, пока Эго ночью уснет, и затем проявляется в искаженной форме снов.
Однако это не приносит большого облегчения, и если напряжение очень сильно, а другого выхода у него нет, подавленная энергия Ид может подействовать на тело и поведение человека до такой степени, что Эго утратит контроль над частью тела или частью психики. Эта утрата контроля проявляется в неврозах. Невроз (или психоневроз, что для наших целей одно и то же) есть, следовательно, замаскированное выражение стремлений Ид. Мы подробней поговорим об этом ниже.
В данный момент нас больше интересует, как Ид воздействует на наше обычное повседневное поведение и как людям удается выпускать пар таким образом, чтобы их жизнь не превращалась в цепь яростных столкновений. Достигается это главным образом путем замещения первоначальных целей стремлений другими объектами деятельности- причем замена должна быть достаточно близка к реальному удовлетворению, чтобы Ид временно успокоилось, но и достаточно далека от него, чтобы не вызывать угрожающих последствий.
Примитивная потребность либидо — как можно более тесное сближение с другим человеком, обычно противоположного пола. Очевидно, способ осуществления этого стремления зависит частично от возраста. Самое тесное сближение с другим человеком для младенца — это сосание материнской груди, и именно это составляет благотворную цель либидо младенцев обоего пола. Если ребенка кормят искусственно, ему нужны дополнительные ласки, чтобы возместить удовольствия от сосания, которого он лишен. После достижения половой зрелости самое тесное сближение — это сексуальное объятие. В старости* лучший способ удовлетворения этой первичной потребности — держаться за руки и разговаривать.
*Под старостью я понимаю возраст в восемьдесят пять лет и старше. В среднем возрасте не бывает естественного упадка сексуальной потенции, хотя бывает искусственный упадок. Всякий лев, который провел в клетке сорок и больше лет, падет духом. — Прим: aeni.
Наиболее прямое удовлетворение первичной потребности либидо дает телесный контакт, однако все, что создает ощущение «сближения», физического, умственного или эмоционального, способно снять напряжение либидо. Поэтому в данном отношении ценны просто приближение друг к другу, интимные разговоры об общих интересах или совместные проявления чувств. Может помочь даже выполнение одних и тех же действий в одно и то же время, даже на большом расстоянии друг от друга. Некоторые разлученные пары договариваются думать друг о друге ежедневно за ужином, писать письма друг другу ежедневно в одно и то же время и совершать другие поступки, которые «сближают, когда они разлучены». Однако в некоторых ситуациях подобные «предварительные ласки» не снимают напряжения либидо, а напротив усиливают его и мобилизуют. Во многих случаях чем больше таких умственных и эмоциональных предварительных ласк предшествует сексуальному акту, если он имеет место, тем более глубоким и приятным будет полученное удовлетворение. Женщины сильнее, чем мужчины, верят и начинают верить в более раннем возрасте, что чем глубже любовь нормальной пары и чем больше у этой пары общего, тем большее удовлетворение пара получает от сексуальных взаимоотношений.
Если сексуальные отношения с лицом противоположного пола надолго откладываются из-за внешних обстоятельств или требований совести, существуют и другие возможности. Во-первых, некоторое удовлетворение можно получить от ухаживания и встреч в обществе. Во-вторых, некоторые могут получить почти полное удовлетворение без партнера или даже с партнером того же самого пола- достигается это путем онанизма и гомосексуализма. В первом случае имеется нужный сексуальный объект — лицо противоположного пола, но не достигается цель, то есть половой акт. Во втором случае соответствующего объекта нет, но сексуальная цель, или оргазм, достигается. В обоих случаях что-то отсутствует, поэтому мы говорим о смещении либидо от собственной цели или от собственного объекта.
Некоторые наиболее интересные и общественно полезные замещения либидо происходят в том случае, когда и цель, и объект частично заменяют биологические цель и объект. Это так называемая сублимация, то есть деятельность, которая помогает приблизить других людей и самого деятеля к высшим жизненным целям. Многие психические функции организованы таким образом, чтобы принести людям подобные утонченные формы наслаждений. Хорошим примером служит живопись. В этом случае художник заменяет моделью партнера в любви (причем моделью не обязательно служит человек, но какие-нибудь неодушевленные объекты, как пейзаж или ваза с фруктами), а цель — заменить любовную дрожь трепетом художественного творения.
Жизнь Данте Алигьери служит прекрасным примером того, как великий поэт выражает себя в своих творениях, когда невозможно прямое выражение любви. Поэт заменяет воображаемыми людьми и предметами реальную женщину, которую не может найти или которой не может обладать- заменяет творческим пылом любовную страсть. Данте выразил все это во взаимоотношениях его поэзии и Беатриче. Но чтобы воспользоваться сублимацией, не обязательно быть гением. Многие испытывают творческий порыв, когда плотничают в домашней мастерской, или добавляют редкие экземпляры к своей коллекции морских раковин или почтовых марок, или когда хвалятся машиной, управляют ею или лодкой, которую с любовью собрали собственными руками.
Есть и другие удовлетворения путем сублимации, помимо упомянутых- мы здесь только демонстрируем, как подавленное либидо использует другие виды деятельности, чтобы косвенным путем снять напряжение, возникающее от неудовлетворенности первичных стремлений.
Аналогичные косвенные пути для своего выражения находит и энергия мортидо. Одно их первичных стремлений мортидо — устранить другого человека, обычно того же пола. Подобное же различие объектов либидо и мортидо можно заметить у птиц, рыб и млекопитающих. Дятлы, золотые рыбки, слоны и собаки обычно с любовью относятся к животным противоположного пола и охотно «сближаются» с ними, в то же время они легко впадают в «гнев» и стремятся устранить животных того же пола. Обычно такое же наблюдается у людей, когда спадает сдерживающий покров вежливости- всякий посетитель баров охотно это подтвердит.
Поскольку в нашей стране в мирное время мортидо может получить полное удовлетворение только однажды — во время убийства или самоубийства, оно кажется гораздо загадочней либидо. В военное время психиатры узнают о мортидо гораздо больше, поскольку могут наблюдать за его действием на практике. Об этом гораздо больше нас знают тоталитарные и автократические правительства. В нашем демократическом государстве, в котором пытки и насилие рассматриваются как преступления, а не как обычные полицейские методы, мы меньше знаем о некоторых аспектах мортидо. В повседневной жизни у либидо есть немало возможностей проявиться- у мортидо их гораздо меньше. В жизни относительно счастливого человека гневные приступы случаются гораздо реже оргазмов.
Вероятно, стоит подумать о воздействии подсознательного мортидо на принятие политических решений. Иногда внимание чересчур сосредоточивают на внешних проблемах и ситуациях, упуская из виду психологический фон. Пытаться устранить войны путем изменения социальных условий — это все равно, что пытаться уберечь от появления детей, регламентируя длину женских юбок. Изменение внешних условий мало сказывается на изменениях силы первичных стремлений, которые в конечном счете все-таки прокладывают себе дорогу.
Все, что дает ощущение «сближения», помогает удовлетворить либидо, и точно так же все, что способствует «отдалению», помогает в случае с мортидо. Отъезд из города, ссоры, сарказм и поступки наоборот, назло — все это способы удовлетворения мортидо. Как ни странно, но мы знаем, что сюда же относится воздержание, хотя на первый взгляд может показаться, что оно противоположно «отдалению».
При прямом удовлетворении и либидо, и мортидо предстают в двух обличьях. Точно так же как либидо у разных людей может быть удовлетворено, когда человек приближается к другому или когда другой приближается к нему, мортидо может быть удовлетворено, когда человек уходит и когда от него уходят. Пассивное либидо мужчины стремится к тому, чтобы женщина пришла, активное либидо заставляет гнаться за женщиной. Точно так же пассивное мортидо требует бегства, в то время как активное мортидо требует преследовать других мужчин и сражаться. Таким образом, эта сила имеет дело с двумя эмоциями: страхом и гневом, и то, какая эмоция победит, и определит поведение индивидуума. В любом случае решается задача удаления индивида от угрожавшей ему энергетической системы.
Мортидо имеет такие же разнообразные возможности для своего выражения, как и либидо. Вместо уничтожения противника того же самого пола оно может привести к нападению на него без физического устранения — путем конкуренции в бизнесе или при помощи насмешки. Или оно может привести к устранению лица противоположного пола, как в случае, когда муж убивает жену из ревности, тогда как обычным объектом мортидо является лицо того же пола- или оно может уничтожить самого индивида, как при самоубийстве- или же может убить животное вместо человека, как на охоте. В первом случае мы имеем истинный объект, однако конечная цель не достигнута, и мы видим, что цель мортидо смещается- в остальных случаях объекты подменены, но цель уничтожения достигается, так что мортидо смещается от объекта. Мортидо также может быть сублимировано, как это происходит у резчиков по камню, плотников или шахтеров, которые создают прекрасные или полезные вещи, нападая на неодушевленные предметы. Одна из наиболее полезных сублимаций мортидо — это хирургия.
Теперь читатель знаком с очень важными психологическими понятиями, необходимыми для понимания человека. Эти понятия можно изложить в следующем виде:
Видео: Виктор Франкл - Страдания от бессмысленности жизни (аудиокнига)
- Созидательные стремления и разрушительные стремления.
- Либидо и мортидо.
- Энергия, направленная внутрь, и энергия, направленная вовне.
- Приближение и удаление.
- Замещение цели и замещение объекта.
- Активное и пассивное.
Вернемся к девушке-сироте Нане и посмотрим на эти понятия в действии. Мы увидим также, насколько неразумно и неразборчиво Ид и как напряжение либидо и напряжение мортидо пытаются, когда это возможно, найти удовлетворение в одно и то же время.
Некоторые причины, по которым Нана с молодости вела беспорядочный образ жизни, нам уже известны. Ранняя смерть матери, распутное поведение отца и отсутствие семьи вызвали глубокую потребность в ласке или в чем-то, похожем на ласку. Когда девушке было девятнадцать лет, ее отец был убит при попытке ограбить бронированную машину перед Первым национальным банком Олимпии. Судя по безрассудству, с каким была предпринята попытка, ясно, что у него не было желания жить и потому не было и страха перед смертью. Отец Наны часто говорил: «Если парень не хочет больше играть, какое ему дело, как упадут кости?» Скандал мешал Нане зарабатывать на жизнь честным образом, и поэтому, несмотря на отвращение к такой мерзости, она вынуждена была брать деньги у своих многочисленных поклонников. У мужчин городка выработалась привычка в пьяном виде отправляться на Фоамборн-стрит к Нане. То, что городская проститутка миссис Фейтон на улицах выкрикивала ревнивые оскорбления в адрес девушки, только усиливало у Наны отвращение к ее профессии.
Чтобы сделать свою жизнь более сносной единственным возможным способом, Нана согласилась жить с мистером Кроном, высоким худым мрачным стариком- скрягой, который привязался к ней. Ей казалось, что она ненавидит мистера Крона, который часто, как и отец, избивал ее, но, к своему удивлению, после скорой смерти мистера Крона она горько его оплакивала, несмотря на то что свое состояние он оставил не ей, как обещал, а завещал Обществу противников вивисекции. Поэтому Нане пришлось вернуться к прежнему образу жизни.
Рано или поздно Нана должна была подхватить венерическую болезнь, это был лишь вопрос времени. Она и заразилась ею от мистера Мелеагра, приличного на вид нервного адвоката, который часто по делам ездил в Чикаго. Когда доктор Пелл объяснил ей, чем она больна, Нана вначале не поверила и была потрясена, однако благодаря регулярному лечению быстро поправлялась. Когда ей показалось, что она уже выздоровела, Нана пренебрегла указаниями врача и втайне повстречалась со своими двумя излюбленными посетителями. В результате от нее заразились Ральф Метис и Джозайя Толли.
Эмоциональное напряжение Наны определялось, во-первых, жаждой ласки, которой она не получала в детстве- во-вторых, желанием иметь красивые вещи, усиленным убогой обстановкой, в которой она прожила всю жизнь (деньги, которые не уходили на самые насущные потребности, Нана тратила на репродукции произведений живописи и книги по искусству, которые прятала у себя в шкафу и о которых никогда не рассказывала своим посетителям-мужчинам)- в-третьих, негодованием против отца, который никогда не заботился о ней должным образом- в-четвертых, негодованием против общества в целом, которое она винила в смерти отца и в своей неудачливой жизни.
Пружинами ее поведения были неудовлетворенные напряжения Ид, главным образом из периода раннего детства. Их проявление облегчилось из-за ее «независимости» и усилившегося одиночества после смерти отца. Конечно, неразумно с ее стороны винить в смерти отца банк, который нанял бронированную машину, но именно это произошло. Ид нередко смещает или перекладывает вину.
Образ жизни Наны помогал ей удовлетворить изголодавшееся, направленное вовне либидо разными способами. Жизнь не давала ей нормального эмоционального «сближения» с другим человеком, предлагая лишь убогие заменители. Она снабжала ее также деньгами для удовлетворения подавленных созидательных стремлений, проявляющихся в тайном интересе к искусству, в котором Нана стыдилась признаться из-за внутренней деликатности и угрызений совести. Давая ей возможность роскошно одеваться, ее образ жизни удовлетворял и ее внутренне направленное либидо, или тщеславие.
Ее направленное внутрь мортидо также находило удовлетворение, потому что для женщины с ее чувствительностью такая жизнь полна страданий. Мистер Крон, избивая ее, приносил в этом отношении более прямое удовлетворение. Внешне направленное мортидо Нана удовлетворяла, отбирая деньги у старого скупца и заразив своих двух друзей- болезнь привела к постоянному «отъединению» от них, что удовлетворяло и разрушительное стремление Наны.
Если мы не станем слушать ее собственных объяснений случившегося и посмотрим только на то, что происходило в действительности (такую процедуру обычно проделывают психиатры), то увидим, по крайней мере, два случая смещения объекта. Во многих отношениях место отца Наны занял мистер Крон, и она получала подсознательное наслаждение, одновременно наказывая его в финансовом смысле и проявляя к нему нежность. То, что она сама не подозревала об этом замещении, доказывает тот факт, что она удивилась своему горю из-за смерти старика. Ральф и Джозайя, которых она заразила, были связаны с банком- они послужили козлами отпущения за банк, который Нана неразумно винила в смерти отца.
В наказании этих троих мужчин имелись и активные, и пассивные аспекты. Мистера Крона Нана наказывала активно, тратя его деньги и заставляя его ревновать. Остальных двоих мужчин она наказала своей пассивностью. Она не старалась заразить их, просто поддалась их уговорам, не сказав о своем состоянии- причем она, очевидно, сама была уверена, что вылечилась.
Важно отметить, что почти всем, что делала Нана, она одновременно удовлетворяла и либидо и мортидо. Особенно это заметно в ночь катастрофы, когда она получала сексуальное удовольствие от двоих мужчин, одновременно заражая их. Это видно также в ее смешанных чувствах по поводу мистера Крона. В сущности, сама этого не осознавая, Нана испытывала двойственные, противоречивые чувства по отношению ко всем участникам, в том числе и к самой себе. Такое двустороннее отношение, включающее одновременно любовь и ненависть, называется «амбивалентным», и оба чувства стремятся одновременно выразиться во всем, что делает человек.
Некоторые возразят, что поскольку она «не знала» о своей болезни, неправильно так объяснять случившееся. Действительно, ее Эго могло не знать о болезни, но какие-то сомнения все равно оставались, как выяснилось впоследствии, когда она обратилась к психиатру. Ид часто проявляет себя в «грехе забвения».