Что люди пытаются делать - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Глава вторая
ЧТО ЛЮДИ ПЫТАЮТСЯ ДЕЛАТЬ
Что такое человек
Человек представляет собой переполненную энергией систему, полную динамических устремлений. Подобно всем энергетическим системам, он постоянно стремится достичь состояния покоя. Он «вынужден» это делать. Такова загадочная сущность энергии — стремиться к равновесию, то есть к собственному исчезновению.
Когда в цилиндре автомобиля от искры взрывается мощная смесь воздуха с бензином, она «вынуждена» расширяться, чтобы восстановить равновесие, нарушенное давлением и электрической вспышкой. Расширяясь, она с силой давит на поршень, который «вынужден» двигаться, точно также как вынужден двигаться человек, чтобы восстановить равновесие после сильного толчка. Если все в порядке и автомобиль не на тормозе, он «вынужден» двигаться, когда начинает работать двигатель. Так он устроен.
Человек тоже устроен таким образом, что, когда происходит что-то снаружи или внутри, рано или поздно для восстановления равновесия что-то должно произойти. В человеке нарушение равновесия, или напряжение, проявляется физически и психически. Психически оно проявляется в виде ощущения беспокойства и тревоги. Это ощущение возникает из стремления каким-то способом восстановить равновесие и снять напряжение. Такие стремления мы называем желаниями. Только живое существо способно желать, и живые существа живут желаниями. Сексуальное стремление, честолюбие и стремление к одобрению — таковы наиболее сложные человеческие желания, которым мы даем определенные названия. Существует много других желаний, сознательных и подсознательных- некоторые из них имеют свои названия, но многие не имеют. Одна из наиболее интересных задач современной психиатрии — распознавать желания и изучать их взаимосвязи.
Напряжение в исправном автомобиле находит облегчение без труда, потому что автомобиль устроен таким образом, чтобы напряжение могло действовать одновременно только в одном направлении. Но человека различные желания одновременно толкают в разных направлениях, и это может вызывать у него неприятные ощущения. Простой пример: девушка с крапивницей на своем первом танцевальном вечере в колледже. Она хочет почесаться и хочет удержаться от желания почесаться, и даже очень хорошо воспитанная девушка во время вальса в таком состоянии будет испытывать раздражение из-за противоречия между желанием сохранить хорошие манеры и желанием почесаться.
Проблема человека в том, что ему приходится откладывать снятие некоторых напряжений, чтобы не вызвать новых и гораздо более неприятных, таких, например, как смущение. Именно поэтому у некоторых бывают сильные головные боли или жжение в желудке, а у других не бывают. Как мы увидим дальше, необходимость энергетической системы человека откладывать снятие напряжения — причина очень многих интересных явлений.
Человек есть живая энергетическая система, в которой напряжение находит выход в желаниях- задача человека — удовлетворить эти желания таким образом, чтобы не вступать в конфликт с самим собой, с другими людьми и со всем окружающим миром.
Что человеку нужно
Каждый раз, когда на его пути не возникает никаких помех, человек стремится действовать таким образом, чтобы снять свое самое сильное напряжение путем удовлетворения самого сильного желания. Каждое удовлетворенное желание приближает его к цели, то есть к ощущению мира и безопасности, или свободы от беспокойства. Беспокойство — это признак напряжения- оно уменьшается, когда восстанавливается энергетический баланс. Никто не способен достичь этой цели полностью, потому что все время возникают новые желания и слишком многие желания требуют одновременного удовлетворения, так что удовлетворение одного из них усиливает напряжение от остальных. Даже во сне нет мира, и спящий обычно во время сна не раз начинает тревожно шевелиться.
Жизнь полна неприятностей: для мужчины это может быть плохая сигара, для женщины — забытый в другой сумочке билет- бывают и гораздо более серьезные внутренние и внешние раздражения, которые угрожают лишить человека возможности осуществлять свои желания и тем самым усиливают его напряжение и тревогу. Важны не сами события, а их влияние на возможность осуществления желаний. Одно и то же происшествие, случившееся одновременно с двумя людьми, может одного встревожить, а другого совсем не тронуть- это зависит от того, чего они хотят в будущем. Кажется, что беспокойство вызвано самим происшествием, но на самом деле возникает оно только потому, что происшествие затрагивает возможность удовлетворения желаний. У двух автомобилей одновременно на одном и том же шоссе может спустить шина, но сила беспокойства, вызванного этим происшествием у водителей, зависит исключительно от их желаний, касающихся немедленного и отдаленного будущего: насколько они торопятся, каково их финансовое положение, кто с ними в машине и так далее- а в некоторых случаях и от состояния мочевого пузыря. Старшеклассникам, далеким от всяких тревог, это происшествие может показаться забавной шуткой. Человек, потерявший работу, может испытывать из-за этого тревогу, но тревога возникает потому, что возникла угроза удовлетворению желаний этого человека: желания нормально питаться, производить впечатление на соседей и приносить счастье своим детям. Человек, у которого нет семьи, который не стремится питаться регулярно и не хочет произвести впечатление на соседей своим чудом из нержавеющей стали, никогда не испытает таких тревог и может удовлетворяться жизнью хиппи или философа в бочке. Тревогу вызывают желания внутри нас, а не то, что происходит вовне. Нет желаний — нет и тревог. Труп не испытывает страха перед сценой, как бы велика ни была аудитория.
Людям кажется, что они стремятся к безопасности- на самом же деле им нужно ощущение безопасности, ибо полной безопасности, разумеется, не существует. Ощущение безопасности усиливается, если имеются средства снять тревогу и напряжение, если есть возможность удовлетворять желания- все это помогает поддерживать равновесие в энергетической системе, которая и есть человек. Когда мы поймем, насколько противоречивы наши главные желания и вызванные ими напряжения, мы поймем и то, почему «стремление освободиться от беспокойства» не всегда соответствует тому, что обычно называется «стремлением к безопасности».
Лавиния Эрис представляет собой пример того, что ощущение опасности и безопасности больше зависит от того, что происходит в сознании, чем от внешнего мира. Когда Лавиния училась в колледже, у нее было хобби — собирать насекомых и змей, в том числе ядовитых, для зоологического музея. Вначале она боялась приблизиться к гремучей змее, но постепенно новизна ощущений стерлась, Лавиния научилась обращаться со змеями и чувствовала себя в безопасности. Однако несколько лет спустя ей стали сниться гремучие змеи, и в снах новизна никогда не стиралась: каждый сон был таким же страшным, как все предыдущие. Кошмары, вызванные сильными противоречивыми напряжениями, продолжали пугать Лавинию, и она в этих снах никогда не чувствовала себя в безопасности, даже если никакой видимой опасности не было. Однако с реальными змеями, несмотря на присутствие подлинной опасности, Лавиния продолжала чувствовать себя в безопасности. Беспокойство, вызванное конфликтующими желаниями, которое лежало в основе ее ночных кошмаров, оказалось сильней и прочней страха перед действительно опасными пресмыкающимися.
Человек пытается обрести ощущение безопасности путем удовлетворения своих самых сильных желаний, но, к несчастью, в этот процесс обычно вмешиваются другие желания и посторонние силы. Страх перед внешними силами ослабевает, становится ясно, что с ними можно справиться или что они не угрожают осуществлению желаний- однако беспокойство, связанное с желаниями, не исчезает, пока не появится возможность снять напряжение.