Трансакционный анализ в действии - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Далее следуют примеры типичного трансакционного анализа, иллюстрирующие некоторые его особенности, важные для клинической практики. Номера относятся к обсуждению в конце параграфа. Амбер Арджент* обратилась к доктору Трису после своей выписки из больницы в Аркадии, куда попала в результате глубокой депрессии, и доктор Найджел, ее семейный врач, решил, что она склонна к самоубийству. Относительно ее лечения доктор Найджел сообщил, что она не оплатила свой счет, хотя получает на своей нынешней работе в качестве секретарши неплохое жалование. Доктор Найджел решил не настаивать на уплате, но просто вычеркнул ее из своих планов (1).
* Amber — янтарь, Argent — серебро. — Примечание переводчика.
На свою первую встречу с доктором Трисом мисс Арджент явилась точно в назначенное время, она была дружелюбна, общительна, привлекательно одета и совсем не так угнетена, как можно было ожидать по описанию доктора Найджела (2). Она сразу направилась к стулу в кабинете и при этом умудрилась чуть споткнуться о скамеечку для ног. Ни она, ни мебель не пострадали, но на лице мисс Арджент появилось выражение, свидетельствующее о том, что врач виноват в такой неудачной расстановке. Ведь это он оставил скамеечку для ног. Доктор Трис никак не отреагировал на этот случай, но сразу же перешел к вопросу «Зачем вы здесь?» Она ответила очень прямо: «Меня постоянно увольняют с работы. Должно быть, я что- то делаю неправильно». Узнав, что ее увольняли уже больше двадцати пяти раз, доктор Трис с нею согласился. Быть уволенной двадцать пять раз — это большое достижение, но находить новую работу с таким послужным списком — достижение еще большее. Мисс Арджент обладала великолепными качествами для секретарши, так что дело не в способностях. Был заключен контракт: «Я хочу сохранить работу на срок не меньше года». Врач согласился с тем, что контракт разумен, и принял решение вместе с пациенткой исследовать проблему ее работы и помочь ей достигнуть цели, а именно сохранить работу (3).
В то время как доктор Трис расспрашивал Амбер о ее жизни, она неожиданно посмотрела на него и сказала: «Откуда у вас этот галстук?» Через несколько минут она решила пересесть и, делая это, нагнулась над врачом. Он понял, что она сознательно демонстрирует себя (4).
Подробно обсудив ее физическое состояние и эмоциональные проблемы, доктор Трис прописал групповое лечение. На следующей встрече он кратко познакомил мисс Арджент с основными принципами трансакционного анализа (5) и пригласил ее на встречу группы, состоящую из восьми членов и встречающуюся раз в неделю на протяжении полутора часов.
К этому времени доктор Трис решил, что мисс Арджент — приятная девушка и что излюбленный способ ее взаимоотношений — игра «Пни меня», в которой она пытается спровоцировать собеседников на критику- в качестве замены приятных и любовных отношений у мисс Арджент выступали те неприятные вещи, которые говорили ей люди. Это заключение подтвердилось на первой же встрече, когда она встретилась в Рексом Бигфутом, членом группы, который особенно талантливо играл в игру «Попался, сукин сын» (ПСС).
Когда Рекс Бигфут говорил на свою любимую тему — ненависть к собственной матери, она прервала его. Бигфут повернулся к ней и сказал: «Почему бы вам не помолчать, пока не узнаете больше?»
Потребовалось всего несколько минут, чтобы мисс Арджент и мистер Бигфут образовали команду для игры, поскольку «Пни меня» и ПСС — игры комплементарные (6). Ее Ребенок нуждался в пинках, а его Родитель получал наслаждение, пиная, точно так же как несправедливо наказывала, или «пинала», его мать в детстве (7). Однако не только Рекс в конце концов захотел «пинать» мисс Арджент. Остальные пациенты последние полчаса встречи обсуждали, подходит ли Амбер для группового лечения и, в частности, для их группы. Доктор Трис заметил, что во время этого обсуждения Амбер слегка улыбалась (8), и позже поговорил с ней об этом.
Др.Т.: Похоже, вам понравилась ситуация.
Мисс А.: Они меня не испугали.
Мр. Бигфут: Вас и пугать не стоит, малышка!
Др.Т.: А это как вам нравится?
Мисс А.: Он ужасен.
При этих словах все смягчились и решили быть с ней терпеливыми. На следующей встрече мисс Арджент рассказала о своей постоянной проблеме: ее отовсюду «выпинывают»- ее исключили из школы. Началось в школе, а продолжалось в колледже, откуда ее тоже исключили, потому что она постоянно спорила с администрацией. Она умудрилась добиться также исключения из скаутов и развелась с двумя мужьями. Относительно ситуации с семейным врачом она рассказала, что как раз перед началом ее приступа депрессии врач начал с ней разговор о счете и предложил, если она не может его оплатить, перевести ее в дешевую клинику. Сам же он решил отказаться от нее. Она заранее знала, что если представится врачу как человек, получающий хорошее жалованье, и не оплатит счет, то получит от него пинок. Она говорила, что для нее это было последним ударом перед началом депрессии. (9) Доктор Трис решил, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы прекратить ее игру.
Др.Т.: Похоже, вас все пинают.
Мисс А.: Вы правы.
Др.Т.: А как вы хотите устроить, чтобы и я вас пнул?
Мисс А. (со смехом): Но я не хочу этого.
Др.Т.: Почему бы вам не оплатить счет заранее?
Врач дает ей понять, что если совершать определенные поступки, то не будешь получать пинки. Взрослый Арджент понял это, и она сказала доктору Трису, что заплатит по счету заранее, чтобы с ним не получилась игра «Пни меня», как получилась она с доктором Найджелом. Тем не менее в других областях она продолжала играть в эту игру. Когда она прерывала кого-нибудь, проливала на соседа кофе или совершала еще что-нибудь такое же вызывающее, на лице у нее появлялось провоцирующее выражение. (10) Доктору Трису она напоминала маленькую девочку, которая пытается выглядеть невинной, когда все окружающие знают, что она виновна. Один из членов группы проницательно заметил: «Вы выглядите так, словно запачкали свою пеленку» (11).
Др.Т.: Когда вы впервые так себя почувствовали?
Мисс А.: Не помню, как пачкала пеленки, но помню, что портила все в доме. Однажды я уронила на пол пепельницу, полную окурков, и мама очень на меня рассердилась.
Др.Т.: Сколько лет вам тогда было?
Мисс А.: Три года.
Она сказала, что это самое раннее воспоминание ее детства (12). Дальше она рассказала, что у нее был единственный способ обратить на себя внимание матери: сделать что-нибудь нехорошее, и тогда мать ругала ее или наказывала. Такую политику мисс Арджент продолжала и позже, завоевывая нелестное внимание как подмену любви. Это приносило ей мрачное удовлетворение и заставляло, по крайней мере, чувствовать себя живой, но это была не очень счастливая жизнь. В сущности ее Ребенок подсчитывал пинки, собирая их, как некоторые собирают торговые купоны, и было ясно, что когда-нибудь она «обменяет» эти купоны на самоубийство, как почти и случилось после истории с доктором Найджелом. Поэтому доктор Трис решил, что игру следует вообще прекратить. Он предложил Амбер молчать на встречах группы, если она не может сказать ничего позитивного. Она ответила, что попробует, и в результате две недели промолчала. Потом однажды снова принялась критиковать Рекса Бигфута. Тот собрался ответить, но доктор Трис прервал его и обратился к Амбер: «Ну как?» — «О! — воскликнула она. — Я опять за старое!» — Она рассмеялась, и остальные засмеялись вместе с нею (13). Амбер выглядела смущенной. Она спросила: «Но как мне привлечь внимание, если я не буду напрашиваться на пинки?»
Рекс, у которого в тот день было хорошее настроение, предложил:
- Должен быть другой способ.
На это Амбер ответила:
- Знаете, Рекс, в сущности вы неплохой человек, только иногда говорите грубости.
На этот раз смутился Рекс, как будто его поймали за чем-то дурным (14).
После этого первого, еще не очень уверенного открытия Амбер начала стремительно меняться. Она стала одеваться ярче и привлекательней, рассказала, что в конторе несколько мужчин обратили на нее внимание и проводят много времени у ее стола, что впервые за несколько лет ей назначили свидание. К концу года она добилась цели, поставленной в контракте, — у нее была постоянная работа. Однако она продолжала посещать группу, чтобы лучше узнать себя (15). Ее сценарий, или подсознательный план жизни, был основан на раннем решении: «Нелестное внимание лучше отсутствия внимания». На одном уровне (вслух) мать говорила ей: «Выйди замуж и будь счастлива», но на другом, скрытом уровне: «Делай пакости, и тогда я буду обращать на тебя внимание». Амбер сказала, что доктор Трис нашел к ней другой подход: «Совершенно не обязательно делать пакости». От других членов группы она узнала, что люди могут интересоваться ею и за хорошие поступки и качества и что совсем не нужно перечить им, чтобы добиться внимания. Теперь она оказалась способной воспринимать положительные «поглаживания», а не только отрицательные. Ее Ребенок получил «разрешение» испытывать удовольствие иным способом, и у Амбер возник новый взгляд на жизнь: «Когда все увидят, какая я хорошенькая, я всем понравлюсь».
Теперь в центре внимания оказалась проблема ее «пакостей» (16). Через полтора года лечения она почувствовала, что сможет жить по-новому самостоятельно. В конце она спросила у членов группы, больше ли она теперь им нравится, и все сказали: «Да». Приятная улыбка Амбер, которой она ответила на это, означала ее новую способность принимать положительные поглаживания (или «золотые купоны», как их называют в группах трансакционного анализа) вместо словесных пинков (именуемых «грязнокоричневыми купонами»). Амбер поняла, что грязно-коричневые купоны годятся только для получения трагических призов, таких, как самоубийство, зато золотые купоны можно обменять на счастливые призы.
В этом отчете мы не описывали, как Амбер Арджент научилась распознавать состояния Эго Родителя, Взрослого и Ребенка в себе самой и в других и анализировать трансакции в этих состояниях, как привыкла распознавать подвохи во внешне невинных трансакциях, которые происходят во время игр. Остается добавить некоторые замечания относительно анализа трансакций, применяемого при групповом лечении, в соответствии с номерами в тексте.
- Доктор Трис постарался узнать, почему она перестала навещать предыдущего врача, потому что это давало ему ценную информацию относительно ее любимых игр и возможность понять, чего от нее ждать в ходе лечения. В случае с Амбер очень важна денежная игра, поэтому он приготовился иметь с нею дело.
- Пациенты, впадающие в депрессию, часто после пребывания в психолечебнице или неудачной попытки самоубийства временно испытывают облегчение, поскольку таким образом они «обменяли» часть своих старых купонов и могут снова их собирать, пока не начнутся новые сложности. Они могут испытать облегчение и потому, что приняли решение обменять свои купоны в ближайшем будущем- поэтому внешне все выглядит благополучно, а они тем временем готовятся к самоубийству.
- Для пациента необычно иметь такую ясно очерченную цель на столь раннем этапе лечения, и это благоприятный признак, позволяющий надеяться на хороший исход. Поскольку заключен совершенно четкий контракт, ни врачу, ни пациенту не нужно тратить времени на подготовку или несущественные частности.
- Наблюдая за поведением пациента, врач отчетливо видит, в какие игры тот играет. Одно провокационное движение настораживает врача, два дают почву для предварительного заключения, а три — ощущение уверенности в том, что он правильно определил игру.
- Трансакционный анализ придает важное значение обучению пациента, поскольку это укрепляет его Взрослого и дает возможность пациенту уверенней себя чувствовать в группе, в которой все понимают, что происходит.
- Поразительно наблюдать, как быстро люди находят тех, кто играет в такую же игру, как они, или в комплементарную.
- При диагностике состояний Эго врач должен продемонстрировать, что эти состояния реально существуют. Чтобы установить, что у Рекса Родитель «пинался», необходимо было показать, что один из его реальных родителей действительно «раздавал пинки».
- Когда пациент необычно улыбается, особенно если улыбка неуместна, разумно предположить, что пациент играет в свою излюбленную игру.
- Если любимая игра определена верно, можно установить, что пациент играет в нее не только в группе, но и вне ее.
- Если в одной ситуации пациент прекращает играть в свою игру, он может продолжать это делать в других ситуациях. Чтобы излечить его, нужно устранить всю систему игр.
- Это делается при помощи прослеживания происхождения игр в самом раннем детстве.
- Происходит это не сразу. «Самые первые воспоминания» могут служить ширмой. Необходимо использовать психоаналитические методы, например, метод свободных ассоциаций, чтобы обнаружить первоначальную ситуацию, при которой пациент научился игре — в данном случае, вероятно, приучение к горшку.
- «Смех прозрения» возникает тогда, когда Взрослый пациента понимает, что он делает и как Ребенок всю жизнь его дурачил. Такой смех — очень хороший признак.
- Здесь становится очевидно, в чем ценность групповой терапии. Амбер становилось лучше, и ее новое отношение к Рексу заставило его понять, что его грубость была маской, за которой он скрывал свое замешательство.
- После выполнения первоначального контракта для продолжения лечения может быть заключен новый.
- В некоторых случаях трансакционный анализ совпадает с психоанализом в его интересе к самым ранним впечатлениям пациента.