Для чего нужен мозг - о психиатрии и психоанализе - познай себя
В прошлом мозг не очень точно сравнивали с телефонным коммутатором, потому что его задача — устанавливать связи между мыслями, а также между тем, что с нами происходит, и тем, как мы на это реагируем. Даже и в этом отношении мозг гораздо сложнее, чем все, что способен создать человек. В мозгу одного человека больше соединений, чем было бы во всемирном коммутаторе, если бы у каждого жителя Земли был телефон. Вдобавок некоторые части мозга в случае необходимости могут заменять другие в гораздо больше степени, чем это возможно на любом коммутаторе. В наши дни мозг сравнивают с компьютером. Некоторые части мозга, вероятно, действительно работают, как компьютер, но опять-таки это самый компактный, усовершенствованный, эффективный и самоуправляющийся компьютер, известный до настоящего времени во Вселенной.
Мозг располагается в верхней части черепа. Он разделен на два полушария и размером напоминает большой кокосовый орех. Спинной мозг похож на тонкую трость с набалдашником вверху. Головной мозг облегает набалдашник и соединен с ним миллионами нервных волокон.
Часто задаются вопросом, какой процент объема мозга на самом деле используется и без какой его части можно обойтись. Иногда мозг бывает поврежден до родов, во время родов или после них- в таких случаях можно ответить на этот вопрос, потому что со временем поврежденная часть мозга рассасывается и заменяется водянистой жидкостью. Поразительно в подобных случаях наблюдать, насколько большая часть мозга может быть уничтожена, причем ни сам человек, ни его друзья ничего не заметят. У одного человека в мозгу было несколько участков такой жидкости, так что осталась только половина ткани самого мозга, тем не менее этот человек нормально закончил школу и успешно работал автомехаником, до того, как обратился к врачу. Единственная причина его обращения к медицине заключалась в том, что у него неожиданно начались эпилептические припадки. До этого ни он сам, ни его семья не подозревали, что с ним что-то неладно. И только когда он обратился к специалисту, было подмечено нечто очень необычное. У пациента обнаружились небольшие нарушения в зрении и мышечном развитии, на которые он сам не обращал внимания- однако невропатолог сделал специальные рентгеновские снимки, на которых стали видны «дыры» в мозгу.
Некоторые части мозга имеют специальное назначение, другие же со временем могут заменять друг друга. Если рассасывается одна из специализированных частей, человек не в состоянии делать то, чем руководит эта часть мозга. Если исчезнет половина задней доли мозга, человек не сможет видеть половину того, что перед ним, и будет слеп на одну сторону (не на правый глаз, например, а на правую половину каждого глаза). Если рассосется вся задняя часть мозга, человек полностью ослепнет. В некоторых случаях даже обязанности этих специализированных участков мозга могут исполняться другими его частями. Апоплексический удар возникает в результате разрушения части мозга, контролирующей определенные мышцы. Если эта часть мозга уничтожена, мышцы напрягаются, застывают, и человек не может нормально ими управлять. Однако путем долгой практики можно научить другие части мозга заменить поврежденную, поэтому некоторые больные, перенесшие апоплексический удар, могут снова контролировать свои мышцы. В упомянутом случае с автомехаником случилось так, что большая часть уничтоженной мозговой ткани не выполняла никаких специфических функций, поэтому он был способен жить нормально.
Человек в состоянии обойтись без значительной части мозга потому, что мозг обычно действует как целое. Можно почти наверняка утверждать, что в реальной жизни утрата одной ноги может вызвать более серьезные нарушения со стороны психики, чем отсутствие какой-то частицы мозга.
Мозг следует рассматривать как часть энергетической системы, какой является человек. Если посмотреть на него под таким углом, можно предположить, что у мозга есть и иные функции, кроме тех, какие выполняет телефонный коммутатор или компьютер, а именно — мозг может запасать энергию. Есть доказательства, что именно это мозг и делает. Можно вспомнить, что кошка с удаленной верхней частью мозга не могла сдерживать свои чувства и при малейшей провокации давала волю ярости. Она не могла также запоминать случившееся или сдерживать свои реакции, вроде непроизвольного движения ног, когда их чем-нибудь раздражали. У человека с неповрежденным мозгом способность сберегать и накапливать энергию развита очень высоко. Нормальный взрослый может сдерживать чувства до тех пор, пока не появится возможность их проявить, а не разражаться неконтролируемыми гневными приступами- люди способны сберегать воспоминания и оживлять их позже- они могут сдержать желание пошевелить рукой или ногой, которая чешется, — например, в кресле дантиста. При некоторых болезнях возникает необходимость сделать разрез в передней части мозга, и тогда мы видим, что человек не способен в такой же степени сдерживать и запасать свои чувства и импульсы, как если бы у него был цельный мозг. После такой операции люди становятся более импульсивными и быстрее проявляют свои чувства, чем раньше.
Если предположить, что одна из функций мозга — накапливание энергии, можно объяснить многие загадочные явления. С этой точки зрения, мозг есть орган ожидания.
Одна из наиболее важных особенностей поведения человека в семье и в обществе — его способность запасать энергию, не проявляя ее, если здравый смысл подсказывает, что нужно подождать, прежде чем действовать. Если наше предположение верно, то именно мозг запасает энергию, выделенную железами и другими источниками, пока не наступит подходящий момент- напряжение толкает людей на неразумные поступки, но мозг их сдерживает. Можно даже представить себе, что в повседневной жизни мозг заряжается и разряжается, как живой аккумулятор, что иллюстрирует «История о десятидолларовой затрещине».
Мидас Кинг, владелец консервного завода в Олимпии, был полным, нервным и раздражительным висцеротоником. В напряженный осенний сезон дела на его консервном заводе шли не лучшим образом. Все работали с напряжением, часто менялись кадры, и многие допускали серьезные ошибки. Ежедневно мистер Кинг испытывал постоянное раздражение, но на работе старался сдерживаться. К доктору Трису он обратился с жалобой на высокое давление.
Миссис Кинг, сопровождавшая мужа, рассказала врачу о случае накануне вечером. Придя домой с работы, мистер Кинг казался вполне мирно настроенным, пока их трехлетний сын не сделал что-то плохое- мистер Кинг неожиданно сильно ударил его по голове. Мистер Кинг считал, что поступил справедливо, однако жена сказала, что он зашел слишком далеко, взяла мальчика на руки и стала его успокаивать. Причиной гнева мистера Кинга было то, что мальчик разорвал в клочья долларовую банкноту. Теперь мистер Кинг жалел, что так поступил.
— Мне кажется, я понимаю, что случилось, — сказал доктор Трис. — Мальчик разорвал долларовую банкноту, а вы его стукнули на десять долларов.
Видео: «Понять и обрести себя», или для чего мне нужен психолог?
Мистер Кинг и его супруга согласились, что это хорошее описание случившегося.
- Проблема в том, — продолжал врач, — откуда взялось раздражение на остальные девять долларов.
- Конечно, он его принес домой с работы, бедняжка, — ответила миссис Кинг.
- На работе у него накопились эмоции, а разрядил он их дома, — сказал врач. — И теперь, после нескольких лет такой жизни, кровяное давление уже не падает после отдыха в уикэнд, как раньше. Поэтому нужно найти возможность не раздражаться так легко в течение дня. — Про себя же он размышлял: «Здесь что-то не так. Даже после того как он ударил мальчика по голове, жена называет его «бедняжкой». Прежде всего, нужно не дать ему бить мальчика по голове. Порекомендовать более спокойный уикэнд?»
Видео: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ. ДИАГНОЗ: "ЖИРИНОВСКИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА"
Заметим попутно, что ребенок, как и преступник, по опыту знает, какого наказания ожидать за проступок. Такое наказание он готов принять без злобы. Но если проступок на доллар, а наказание — на десять, ребенок испытывает негодование на девять долларов: по неопытности он не понимает, что стал козлом отпущения за грехи других, и сердится на несправедливость.
Этот пример показывает, насколько важно уметь запасать энергию и вовремя ее высвобождать, чтобы ваше тело могло нормально функционировать, а вы могли поддерживать добрые отношения с другими людьми на работе и дома.
Помимо чувств, человеку свойственно запасать знания и опыт — в форме воспоминаний. У людей умственно отсталых меньше возможностей сбережения знаний, поэтому им трудно многое запоминать. Существуют две разновидности сбережения. Способность человека хранить знания не имеет ничего общего с его способностью запасать чувства. Именно поэтому некоторые «способные» люди плохо ведут себя по отношению к другим, и в этом же отчасти причина того, что люди, замедленно все понимающие, тем не менее, могут уживаться с другими. Мы восхищаемся умными, но любим людей прежде всего за то, как они справляются со своими чувствами. Те, кто желает развить свою личность, должны, следовательно, решить, что именно они хотят развивать: какую-либо из сторон или обе вместе. Если они разовьют в себе только способность накапливать и хранить знания, ими будут восхищаться, но не обязательно любить. Если они хотят не только восхищения, но и любви, полезно научиться запасать чувства и правильно выражать их.
И та и другая способность относится к психике- в то же время мозг, вероятно, орган, наиболее тесно связанный с функциями тела. Это орган обучения и ожидания, он запасает воспоминания и чувства- это тот центр, в котором соединяются мысли, который связывает наши действия с тем, что происходит вне нас.