Чем люди отличаются друг от друга - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Как люди отличаются друг от друга по отношению к течению времени.
Теперь мы в состоянии понять некоторые различия между людьми.
Как мы видели, тело человека развивается неравномерно и в разных направлениях: в одних преобладают внутренние органы, в других мышцы и кости, в третьих — кожа и мозг. Если одна система разрастается за счет других, похоже, ей достается больше мыслей, чувств и действий. Поэтому мы различаем висцеротоников, соматотоников и церебротоников, каждый из которых ведет себя по-своему. В общих чертах эти различные способы действий можно охарактеризовать как наслаждение окружающим, овладение окружающим и уход от окружающего соответственно. Таким образом, строение тела с самого начала определяет, как человек будет справляться с окружением.
Железы оказывают большое воздействие на силу порывов человека и на количество энергии, которое он тратит для удовлетворения этих порывов, а также на скорость, с которой он тратит энергию. Есть и другой важный фактор, на который, несомненно, влияют железы, но о котором мы знаем совсем немного- этот фактор — настроение. Некоторые счастливцы всегда веселы, а некоторые невезучие всегда расстроены. Большинство постоянно переходит от легкой печали к легкому веселью. Конечно, настроение человека определяется тем, что с ним происходит и как хорошо обстоят его дела, но не только этим. Интересно понаблюдать, сколько неприятностей способен перенести человек в хорошем настроении, не падая духом, и как множество приятных вещей не способно развеселить человека в дурном настроении. Другой важный фактор — это то, что впитано еще в колыбели в общении с матерью и отцом. Наконец, люди различаются по быстроте, с какой переходят от хорошего настроения к плохому и наоборот.
Можно предположить, что эффективность мозга сказывается на способности человека сдерживать чувства и откладывать их удовлетворение на наиболее подходящий момент. Некоторые люди благоразумны и осторожны, другие порывисты и импульсивны. Одни могут ждать, другие не могут. Хотя выжидать не всегда разумно, очень полезно обладать способностью ждать, когда это необходимо. Эту способность можно развивать.
Существуют разные типы импульсивности. У некоторых людей быстрая, порывистая и правильная реакция на каждую ситуацию- другие раз за разом не реагируют на происходящее, а потом неожиданно и импульсивно разряжают накопленную энергию. Первые вполне понятны и у всех вызывают симпатию- окружающие понимают, почему человек ласков или рассержен, и ему не приходится объясняться. Людей второго типа понять трудней, и остальные часто испытывают в их присутствии неловкость. Реакции последнего типа возникают неожиданно, и поскольку высвобождается энергия, запасенная не только для данного случая, но и оставшаяся от других ситуаций, реакция кажется непропорционально сильной, и окружающие начинают сомневаться в нормальности такого человека.
Еще одна особенность, о которой стоит подумать, это взаимосвязь между воображением и действием. Некоторые слишком увлекаются мечтами. И поскольку не могут осуществить мечты, которые возникают в сознании, всю жизнь могут испытывать разочарование. Они воображают все, что хотели бы сделать, строят планы и некоторые из этих планов даже осуществляют. У других бывает мало сознательных желаний, которых нельзя было бы осуществить на практике, поэтому о том, что им недоступно, они не фантазируют.
Первую группу в этом отношении можно рассматривать как имеющую слабую «преграду» между подсознательной и сознательной частями мозга и жесткую преграду между сознанием и сознательным действием: они свободно мечтают, но мало действуют. У представителей второй группы сильная «преграда» между подсознанием и сознанием и гибкая — между сознанием и действием: они мало мечтают, но свободно действуют. Люди из первой группы, которых можно назвать «заторможенными», обычно не идут дальше мыслей о своих мечтах- представители второй группы — «репрессивной» — пытаются сделать так, чтобы внешний мир соответствовал их образам.
В этом параграфе можно поговорить также о том, что обычно называют «интеллектом» и измеряют тестами. Говорят, что есть три типа «интеллекта»: интеллект абстрактный, технический интеллект и интеллект, проявляющийся в умении уживаться с другими людьми. Возможности интеллекта каждого индивидуума зависят от врожденной способности мозга создавать и сохранять правильные образы и соотносить их друг с другом. Уровень интеллекта, проявляемый человеком в действительности, равняется этой его способности минус воздействие эмоций, которые могут ослепить человека и исказить его образы. Это означает, что, наведя порядок в эмоциональной жизни, мы способны усилить свой интеллект до максимума. В одном эксперименте умственно отсталых детей из приюта соединили с приемными матерями — девушками из ближайшего заведения для несовершеннолетних правонарушителей. Каждый ребенок теперь получал материнскую любовь и внимание, которых прежде был лишен. И дети под воздействием новых эмоций продемонстрировали повышение уровня интеллекта. Усилился и интеллект «матерей», поскольку и они заполнили брешь в своей эмоциональной жизни: теперь у каждой появился ребенок, которого можно любить.
Различия между людьми и теми способами, которыми они управляют своей внутренней энергией, зависят от многого. До сих пор мы рассматривали в основном факторы, на которые оказывается влияние уже при рождении, так называемые «конституционные» факторы: физическое строение тела и соответствующая комбинация типичных реакций- деятельность различных желез- способность запасать энергию и способ ее высвобождения- а также пластичность образов и способность создавать и сохранять четкие представления и не искажать их под действием эмоций. Таковы основные факторы, которые влияют на формирование личности, когда человек растет и развивается в своем окружении.