Трансакционный анализ - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Глава девятая
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (Джон М. Дьюзи, доктор медицины)
Что такое трансакционный анализ
Трансакционный анализ — метод лечения эмоциональных расстройств. Используя этот метод психотерапии, врачи также прописывают медикаментозное и иные формы соматического лечения. Многие трансакционные аналитики — врачи, но и другие хорошо подгтовленные специалисты в области психического здоровья пользуются этим методом. Основное внимание сосредоточивается на неприятностях, которые возникают у пациента при общении с другими людьми, и его неумении установить такие удовлетворительные отношения. Меньшее внимание уделяется подсознательным психическим процессам. Поэтому врач* действует активно, он руководит и не остается анонимным. Именно активное участие врача — одно из главных отличий этого метода лечения от традиционного психоанализа. Исторически трансакционный анализ связан с психоанализом как способом групповой терапии- однако в последнее время некоторые опытные врачи использовали его в индивидуальной и семейной терапии, а также на сеансах супружеских консультаций.
*В данном случае врачами мы называем не только психиатров, но и других подготовленных трансакционных аналитиков. — Примечание автора.
Разработана теория личности, основанная на наблюдениях того, что человек может говорить одно, но иметь в виду нечто совершенно иное, выраженное в скрытом или замаскированном виде. Личность индивида состоит из нескольких частей, и одна часть может обмануть другую, как сам индивид обманывает в жизни других людей. То, как человек может обмануть себя и других, иногда с трагическими последствиями, и стремится делать это снова и снова, объясняется принципами трансакционного анализа, которые постепенно развиваются с помощью внимательного наблюдения за тем, что одни люди делают с другими.
Основы теории
Хорошо известно, что в разных условиях люди говорят по-разному. Молодой конторский служащий говорит одним тоном, когда отчитывается перед менеджером, другим — когда возвращается домой и слышит, как жена просит его вынести мусор, и совсем иначе — когда на следующее утро собирается на работу, а его трехлетний сын проливает стакан сливового сока на свежевыглаженный деловой костюм. В разных обстоятельствах меняется не только тон голоса: иными становятся выражение лица, чувства и мысли. Внимательные наблюдения за пациентами показали, что существуют три основных состояния, в которых может находиться индивид в любое время. Эти три состояния называются состояниями Эго. Состояние Эго включает способ мышления, чувства и поведения человека в данное время. Эти три состояния, имеющиеся у каждого, называются Родитель, Взрослый и Ребенок. (Когда эти слова пишутся с прописной буквы, они означают состояния Эго- когда со строчной — они обозначают конкретных родителей, взрослых или детей.)
Состояние Эго Родитель скопировано с реальных родителей или авторитетных личностей. Иногда у человека в состоянии Родитель заметны ласковые особенности его подлинных родителей, стремление заботиться о других- в иное время проявляются карательные и несправедливые установки, как и у настоящих родителей. Пациенты часто удивляются, когда происхождение их определенных отношений или жестов прослеживается к их родителям, особенно если они потратили много времени и энергии на протесты и уход от своих реальных родителей. Они не замечают многие основополагающие характеристики родителей, которые усвоили, впитав в себя и привыкнув считать своими.
Состояние Эго Взрослый — это преимущественно компьютер. Эта часть сознания человека рациональна, логична и в основном обрабатывает информацию, как большой электронный мозг- поэтому чувства и эмоции не являются частью Взрослого. Взрослый проявляется, когда ученый представляет свои выводы коллегам или когда домохозяйка проверяет свой банковский счет. Это та часть, которая работает. Чтобы плотник мог забить гвоздь, необходим особый психический процесс- этот процесс относится к ведению Взрослого. Но если он промахнется и ударит себя по пальцу, Взрослый уступит место другим состояниям. Однако Взрослый — не всегда лучшее из состояний- по большей части Взрослый очень скучен.
Состояние Эго Ребенок — это та часть личности, которая сохранилась с детства. Дети могут быть капризными* или послушными, очень счастливыми или очень печальными, упрямыми или гибкими, и любой человек, независимо от возраста, может проявлять те же чувства, мыслить и вести себя, как когда-то ребенком. Дети обладают способностью видеть ненужность и нелепость социальных условностей (Родитель) и не любят тратить время на то, чтобы все рассчитать с точки зрения логики (Взрослый). В состоянии Эго Ребенок есть спонтанные творческие и интуитивные способности.
* Дети рождаются откровенными и свободными. Ранние трансакции с родителями формируют личности старших детей. — Примечание автора.
Обладающие интуицией люди старших возрастов (которым больше трех лет) тоже способны испытывать свойственные детям переживания. Например, ребенок будет смотреть на ту часть тела гостя, которая его заинтересовала, в то время как родители такое поведение не одобрят. При встрече с новыми или интересными вещами индивид больше похож на ребенка и меньше на родителя. Говорят, что человек, обладающий интуицией, это Ребенок, а не Родитель. Дети вообще очень склонны к веселью, и те люди, которые умеют веселиться, обладают очень активным состоянием Эго Ребенок.
Эти три состояния Эго и составляют структуру личности, а диагноз состояний Эго называется структурным анализом. Обычно такой анализ составляет первую часть трансакционного анализа. Действие начинается с встречи двоих. У каждого индивида есть состояния Эго Взрослый, Родитель и Ребенок, так что когда в помещении оказываются два человека, там на самом деле присутствуют шесть человек, каждый из которых может неожиданно появиться.
Трансакция — это стимул, исходящий от одной личности и соотнесенный с ответом другой.*
Видео: Транзакционный анализ
* Такое явление называется также коммуникацией, и только в таком значении использует этот термин трансакционный анализ- хотя слово «коммуникация» может иметь и много других значений. — Примечание автора.
Многие трансакции — простые и прямолинейные, например:
Босс: Который час? (Стимул)
Секретарша: Четыре часа (Ответ).
Это — прямолинейная трансакция Взрослый-Взрослый. Но ответ может быть дан другим состоянием Эго, и тогда ситуация усложнится:
Босс: Который час? (Взрослый стимул). Секретарша: А что с вашими часами? (Ответ Родителя).
Если оба настроены добродушно, секретарша будет работать с боссом и дальше- тем не менее ответа на свой вопрос он не получил, потому что она ответила, как отвечает родитель ребенку. Ее состояние Эго Родитель вступило в трансакцию с его состоянием Эго Ребенок. Первоначальный взрослый стимул босса был пересечен ответом секретарши, и они могут продолжать так бесконечно, причем босс так и не узнает, который час.
Босс: Оставил их дома (Ребенок).
Секретарша: Как вы забывчивы (Родитель).
Босс: Но я очень торопился (Ребенок).
И так далее. Иная ситуация возникнет, если секретарша ответит на стимул Взрослого со стороны босса реакцией Ребенка, например:
Босс: Который час? (Взрослый).
Секретарша: Неужели вам хочется это знать? (Ребенок).
За этим может последовать много интересных трансакций, но босс узнает, который час, только немало времени спустя.
Из вышеприведенных примеров следует, что люди далеко не всегда ведут себя так, как кажется принятым в обществе. На социальном уровне босс может рассматриваться как босс, но на психологическом уровне — как маленький мальчик или товарищ по играм. Трансакции могут стать гораздо более сложными и скрытыми, чем в вышеприведенных примерах, и многие читатели сами в состоянии припомнить ситуации, когда человек говорит на одном уровне, но его скрытые трансакции совершаются на другом. Скрытые трансакции, обладающие двумя уровнями, дают начало играм.
Игра имеет три специфические особенности: во- первых, это упорядоченная серия трансакций- во-вторых, в игре обязательно есть подвох (это означает, что трансакции двухуровневые и один уровень скрыт от другого)- и, в-третьих, есть выигрыш. Ничто иное не соответствует определению игры с точки зрения трансакционного анализа. Первая открытая психологическая игра называется «Почему бы тебе не: Да, но». Главные ее особенности хорошо известны трансакционным аналитикам, и следующий пример показывает, как происходит такая игра в терапевтической группе.
Гарри: Как мне вовремя закончить семестровую работу?
Мэри: Почему бы не начать сегодня же вечером?
Гарри: Да, но я не спал всю прошлую ночь.
Ларри: Почему бы тебе не начать тогда завтра?
Гарри: Да, но завтра у меня лабораторная работа по химии.
Кери: Тогда почему бы не сделать эту работу в уикэнд?
Гарри: Да, но мне нужно навестить семью.
Джерри: Почему бы тебе не попросить профессора продлить тебе срок?
Гарри: Да, но он уже сказал: «Никаких исключений».
Когда все наконец сдаются, наступает молчание и Гарри выиграл. Хотя кажется, что он задал прямой вопрос Взрослого в поисках информации, он последовательно отвергает все предложения, как маленький мальчик, отвергающий все родительские советы, которые его не удовлетворяют. Позже Гарри признал, что сам думал обо всех этих возможностях, и тогда стал очевиден скрытый уровень его игры. Ребенок Гарри обманывал Родителей — других членов группы, заставляя их уделять ему внимание на скрытом психологическом уровне. Выигрыш его заключается в доказательстве, что Родитель не может сказать ему ничего нового.
Подобно другим искусным игрокам, Гарри хорошо знает свою игру и может играть в ней любую роль. Со своей подругой Матильдой он в игре «Почему бы тебе не: Да, но» часто занимает позицию Родителя, в то время как она находится в позиции Ребенка- причем они с легкостью могут поменяться местами. Люди предпочитают общаться с теми, кто играет в их игру или в игру, комплементарную данной, так чтобы они могли извлекать из своей игры преимущества.
Новорожденный младенец не может выжить без физического контакта с матерью или ее заменой. Знаменитый детский психолог доказал, что у детей, на которых обращают мало внимания и которые имеют недостаточно физического контакта, уровень смертности выше, чем у тех, кто имеет такой контакт, хотя физический контакт — это способ распространения болезнетворных микроорганизмов. Эта форма проявления внимания матери к младенцу называется поглаживанием. Потребность в поглаживании сохраняется в течение всей жизни, хотя формы поглаживания меняются и усложняются. Гарри получает не физическое поглаживание, а внимание, выраженное словесно, но слова Родителей — других членов группы, обращенные к нему — Ребенку, являются эквивалентом физического поглаживания. Поглаживания в жизни взрослого настолько важны, что изобретаются самые хитроумные способы для их получения. Подросткам иногда приходится красть машины и нарушать правила уличного движения, чтобы получить поглаживания- правда, эти поглаживания отрицательные, но они лучше, чем никакие.
Игра Гарри иллюстрирует еще одно важное преимущество (выигрыш), получаемое в ходе игр. Гарри убеждается в правильности своего раннего мнения, о котором сейчас не подозревает, что родители не могут сказать ему ничего нового. Это мнение, которое сыграет решающую роль в последующей жизни Гарри, было основано на том факте, что мать его умерла, когда Гарри не исполнилось еще пяти лет, отец женился вторично, и мачеха постоянно совершала промахи. Гарри считал, что и отец его не понимает, во-первых, потому что привел в дом плохую замену «мамы», а во- вторых, потому что никогда не задерживался настолько, чтобы понять, что тревожит мальчика. В очень раннем возрасте Гарри убедился, что отец и мачеха обращают друг на друга гораздо больше внимания, чем на него, и не обсуждают с ним подлинных причин его одиночества и несчастья. Игра «Почему бы тебе не: Да, но» подкрепляла это его мнение, потому что Родители других людей, которых он встречал в жизни, как, например, у членов терапевтической группы, не могли сказать ничего дельного по тем проблемам, которые больше всего занимали его — Ребенка. Неудивительно, что он жаловался и на то, что его по-настоящему не понимает ни его подруга Матильда, ни другие девушки, которым он назначал свидания. Иногда он говорил также, что врач не может его понять или сказать что-нибудь, имеющее смысл.
Поскольку игры основаны на принятых в детстве решениях, от них можно отучить и заставить пациента изменить решение. Тогда пациент отказывается от игры или меняет ее на менее деструктивную. Когда на следующей встрече Гарри снова попытался начать игру «Почему бы тебе не: Да, но», врач удивил его.
Гарри: Никогда не могу утром встать вовремя.
Врач: Это интересная проблема, не правда ли?
Вместо того чтобы начать новую серию предложений, которые все будут отвергнуты, врач отказался участвовать в игре и дал Гарри понять, что можно найти иной способ общения с людьми. Это изменило фундаментальное решение Гарри, и когда он смог наконец отказаться от игры «Почему бы тебе не: Да, но», это был другой человек.
Другое преимущество игры в том, что пока два или несколько человек играют, они могут избегать прямых близких отношений. На первый взгляд это кажется трагичным — и на самом деле это трагедия, но такое положение легко понять, если оглянуться на детские переживания. Гарри боялся близости с Матильдой- возможно, именно поэтому он ее и выбрал: потому что первая женщина в его жизни, с которой он был близок, покинула его рано и в относительно беспомощном возрасте. Глубокий страх, вызванный безвременной смертью матери, оставался с Гарри, и он предпочитал не рисковать, а играть с Матильдой и тем самым избегать близости.
Люди изобрели множество таких психологических игр- у всех игр есть общие свойства: серия трансакций, подвох, выигрыш, — но одни играют серьезней других. Это иллюстрирует сексуальная игра «Насилие». Роза, молодая красивая женщина, сидит в правильной позе на своем стратегически безупречно выбранном стуле и говорит с Гарри на уровне Взрослый-Взрослый о современном искусстве- поза Розы позволяет Гарри видеть как дюйм за дюймом поднимается ее юбка. Заинтригованный, Гарри оставляет своего Взрослого и спрашивает: «Могу я сегодня отвезти вас к себе домой?» Роза неожиданно отвечает: «Что заставляет вас думать, что я такая легкодоступная девушка?» После этого Гарри имеет право испытывать неловкость, а Роза негодовать. Гарри не знает этого, но в шесть лет из- за несправедливого обращения с ней отца Роза решила, что все мужчины плохие люди. Сегодня вечером она снова доказала это, как доказывала много раз в прошлом и будет доказывать в будущем, если только не обратится к психиатру с жалобой на то, что у нее никак не получаются отношения с мужчинами. Генри чувствует себя неловко недолго- игра не очень его расстраивает, и он готов снова быть жертвой «Насилия». Это игра «первой степени», и Роза и Гарри оба будут искать других игроков «первой степени». Некоторые игроки предпочитают несколько более жестокие игры, и в случае «Насилия» жертва получает пощечину, а возмущенная леди имеет право рассказать подругам, какой он негодяй- это игра «второй степени». Настоящие заядлые игроки — это игроки «третьей степени», способные ради выигрыша пойти на все. В случае с «Насилием» жертва отправляется в тюрьму, а негодующая леди имеет право громко закричать, бесплатно проехаться в больницу и рассказать все офицеру полиции. Люди редко меняют степень своих игр, но у большинства игр есть «мягкие» и «жесткие» игроки.
Игры настолько господствуют в обществе, они настолько укоренились, что имеют тенденцию становиться обычаями- это означает, что играются они по правилам, которые всем известны и с которыми в большей или меньшей степени все согласны. Это иллюстрирует игра с пятью участниками «Алкоголик». «Жертва», первый участник, и есть алкоголик. В большинстве городов есть район, известный под названием «трущоб», со своими правилами и ценностями, где алкоголики чувствуют себя удобно и где по мере своего падения и собираются жертвы. Второй участник — «преследователь» — олицетворен женой жертвы, которая на встречах с подругами за кофе имеет право принимать участие в обсуждении того, как ужасны их мужья. Существует также формальная организация для жен и членов семей алкоголиков, известная под названием «Аланон». «Простак», третий участник, — это человек, который побуждает жертву продолжать игру. Это тот, кто встречается с жертвой по- дружески в соседней пивной и выслушивает его жалобы:
Жертва: Босс, вы завалили меня работой... (и так далее).
Простак: О, это ужасно.
Жертва: А когда я прихожу домой, Клавдия начинает орать на меня: ...(и так далее).
Простак: Позволь мне угостить тебя выпивкой.
Четвертый участник — «поставщик». Это представитель крупного бизнеса. В некоторых штатах самые влиятельные лоббисты в законодательных собраниях действуют в пользу алкогольной промышленности. И наконец пятый участник — «спаситель». Это такие организации, как «Анонимные Алкоголики». Пример доказывает, что некоторые игры настолько распространены, что созданы специальные организации, чтобы свести игроков вместе. Как правило, у игрока-жертвы выступает состояние Эго Ребенок, которое провоцирует состояние Эго Родитель (критическое или защитное) у преследователя или спасителя и состояние Эго Ребенок у провоцирующего простака.
Игры есть часть постоянно развивающегося процесса жизни. Из ранних трансакций между ребенком, матерью и отцом возникает план жизни. Этот план называется сценарием. Если мать говорит малышу на одном уровне: «Добейся успеха в жизни», а на другом: «Но не покидай меня», малыш станет участвовать в тех играх, которые позволяют осуществить раннее внушение матери. Примером этого служит Джеральд. Внешне кажется, что он обязательно добьется успеха, во всяком случае у него для этого есть все возможности, но в самую последнюю минуту он совершает промах и бежит домой к матери («Не покидай меня»). Если Джеральд соберет достаточно поражений, он имеет право на депрессию или даже на самоубийство, если его сценарий предусматривает трагический финал*. Есть люди, которые почти всегда побеждают- если у них случается неудача, они не теряются и снова начинают борьбу. Но есть неудачники, они терпят поражение в самых выигрышных ситуациях и иногда прикладывают немало усилий, чтобы обеспечить свое поражение. Как ни трагично это покажется, они осуществляют план жизни, созданный в самом раннем детстве. К счастью, сценарии можно менять, поскольку они не врожденные, а усваиваются при обучении.
* У автора недавно был пациент, мать которого дала сыну именно такой тип сценария и в конце концов прямо заявила ему: «Будь я на твоем месте, я бы покончила с собой!» И он серьезно обдумывал это предложение. — Примечание автора.