Обращение с людьми - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Познай себя
Видео: Сила мысли. Познай себя и ты познаешь весь мир | Путь к себе! Know yourself
Ребенок не рождается со знанием, как жить в мире- он должен приобрести это знание от окружающих. До возраста примерно в два года он так увлечен собственным телом, что у него нет ни времени, ни энергии, чтобы обращать внимание на то, как его поведение действует на других — пока он получает то, что хочет и когда хочет. Но примерно в этом возрасте он впервые начинает замечать, что для получения удовлетворения недостаточно просто попросить об этом- все определяется тем, довольны ли им родители или нет. Чтобы понять, как обращаться с родителями, он наблюдает за тем, как они обращаются друг с другом. То, что он узнает в течение следующих трех лет — с двух до пяти, — в основном определит, как он будет использовать свою энергию в обращении с людьми (если только в дальнейшем он не свернет с этого пути с помощью уроков учителей, друзей, жены или психиатра). Хотя в этом процессе играют важную роль братья и сестры, мы для простоты не будем говорить об их воздействии.
Учителя, которые всегда под рукой, — это родители- к тому же ребенок больше всего хочет общаться с ними, поэтому он и учится прежде всего у них. Если у него нет родителей или есть только один родитель, такой ребенок оказывается в невыгодном положении, потому что позже ему придется соперничать с людьми, которые учились у обоих родителей. В этом одна из важнейших причин того преимущества, которое получает ребенок, воспитываемый двумя родителями. Ребенок, который с самого детства говорит на правильном английском, будет себя всегда чувствовать спокойней, чем тот, который начал учиться в пятнадцать лет. Аналогично ребенок, который вырос в доме, где есть мужчина, обычно лучше ладит с мужчинами, чем тот, что воспитывался без отца. Конечно, этот недостаток позже можно преодолеть, но начинать приходится с отставания.
Ребенок совершенно невинен в отношении поведения в обществе, и судьба его связана с семьей. Если в семье происходят постоянные ссоры и драки, он и сам становится агрессивным и жадным. Он как бы говорит себе: «Я вижу, что выжить в мире можно только одним путем: нападать, драться, хватать». Таким он скорее всего и вырастет. Если ему трудно получить желаемое, он винит мир, и негодование ведет его к еще большей жадности.
Если, с другой стороны, они видит, что родители любят друг друга, если они великодушны и щедры, расцветает и его собственное великодушие и щедрость, и он говорит себе: «Я вижу, что в мире нужно жить с любовью, сочувствием и щедростью». Он пытается так жить, и если не все всегда получается, то учится на собственном опыте.
Ребенок решает, чему именно в поведении родителей и до какой степени он будет подражать- однако родители имеют возможность воздействовать на его выбор. Они поощряют его склонность к стяжательству или способности к деликатности, его умение или неумение ладить с людьми. Если он не следует предписанному ими направлению, они могут изменить методы воспитания.
Маленький ребенок находится в центре собственной вселенной. Если внимательно понаблюдать за ним, нельзя не заметить, что он привязывается главным образом к тем, кто удовлетворяет его непосредственные потребности. Однако проявление привязанности лишь в ответ на непосредственные и немедленные услуги не может продолжаться вечно, если ребенку предстоит воспитывать собственных детей наиболее желаемым способом. Чтобы завоевать будущую мать своих детей, чтобы жить с ней счастливо и воспитывать детей в благополучной семье, он должен научиться отдавать величайшую любовь без надежды на немедленный ответ. Вместо того чтобы рассматривать людей как источник удовлетворения для себя, он должен научиться любить их «ради них самих». Это в равной степени относится к обоим полам. Такую неэгоистичную любовь мы называем «объективной», в то время как любовь к тем, кто предоставляет немедленное удовлетворение, очень похожа на себялюбие.
При таком подходе ребенок ведет себя так, словно влюблен в самого себя. Это напоминает нам греческую легенду о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в воде. Поэтому либидо, направленное внутрь, на самого себя, мы называем нарцистическим либидо, а либидо, направленное наружу, на внешние объекты, — объектным либидо. Таким образом, можно сказать, что задача детства — в превращении нарцистического либидо в объектное. Это необходимо, чтобы счастливо жить с людьми- особенно необходимо это для успешного брака и воспитания детей, потому что в таких случаях человеку приходится кое-чем жертвовать, чтобы любить кого-то помимо себя и заботиться о нем. В этой бескорыстной деятельности человеку помогает его Суперэго.
Таким образом, образование в детстве Суперэго, с его чувствами «долга» и ответственности, закладывает основание для последующего брака и воспитания детей. После того как Суперэго достаточно окрепло, наступает период — с шести до десяти лет, — когда ребенок учится находить свое место в мире, но еще не может заботиться о себе без защиты и помощи со стороны взрослых. В этом возрасте ребенок больше узнает об окружающих его людях и предметах, так что когда мышцы его окрепнут, а развившиеся железы приведут к началу периода половой зрелости, он будет в состоянии справиться с проблемами жизни.