Вступление - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Зигмунд Фрейд - Методика и техника психоанализа (аудиокнига)
Видео: Системно векторная психология Юрий Бурлан Введение 3 из 3 частей
Психиатр — это врач, который обследует, консультирует и лечит тех, кто страдает от эмоциональных расстройств, затруднений в личных отношениях, саморазрушительного поведения- в особо тяжелых случаях такие люди испытывают ненормальные чувства, представления и ощущения. Объектом изучения психиатра являются мотивы поступков человека, и он задает себе вопрос: «Почему данный индивид испытывает необходимость чувствовать, думать или действовать так, как он это делает?» Поскольку функционирование тела человека проявляется через эмоции, а эмоции так или иначе отражаются на деятельности тела, психиатр, подобно всем остальным врачам, должен начинать с изучения анатомии и физиологии- он должен знать, как выглядят желудок, кровеносные сосуды, железы и мозг и как они действуют. Он должен также знать, как некоторые химические вещества, такие, как алкоголь, воздействуют на мозг и как мозг может влиять на выделение химических веществ в организме, особенно тех, которые вырабатываются половыми железами, надпочечниками, щитовидной железой и гипофизом.
Углубляя свои познания о деятельности тела, будущий психиатр должен одновременно наблюдать, как ведут себя люди из различных кругов общества в разнообразных жизненных обстоятельствах. Разговаривая с неграмотными и образованными, с бедными и богатыми, обсуждая с ними отметки их детей, он отмечает различия и сходство в их установках и задается вопросом, как это отражается на успехах их детей в школе.
Ознакомившись с психическими и физическими реакциями здоровых людей, изучающий психологию начинает знакомиться с больными. Он наблюдает, например, страдающих язвой желудка и пытается установить, что общего между состоянием их желудков и чувствами и есть ли какая-либо связь между чувствами этих людей и тем, что показывают рентгеновские снимки. Он разговаривает с людьми, испытывающими патологический страх, наблюдает за их физическими и психическими реакциями, чтобы понять, в чем причина расстройства того и другого.
Психиатр помогает предотвратить возможные трудности, беседуя с молодыми парами, собирающимися вступить в брак, с матерями, у которых появляются проблемы с детьми- он заботится о людях, испытывающих необычные угнетенность или возбуждение, ненормальные чувства и импульсы- задача психиатра и в том, чтобы установить, каким образом определенные условия воздействуют на эмоции и различные органы тела, а также изучить результаты приема больших доз некоторых лекарств. По этой причине психиатр должен хорошо знать, как действует тело. Чтобы лечить тяжелые душевные заболевания, он должен понимать, как влияет на организм электричество и сильнодействующие медицинские препараты.
Вдобавок психиатру часто приходится решать, какую роль играют эмоции в возникновении язв желудка, гипертонии, болезней щитовидной железы, сердечных заболеваний, боли в спине, паралича, астмы, болезней кожи и других заболеваний, которые трудно излечить обычными медицинскими методами. В таких случаях он должен хорошо разбираться в том, как действуют пораженные органы.
Прежде чем пытаться помочь человеку, психиатр обычно стремится узнать о его происхождении: каковы были его предки в телесном и умственном отношении и в каких условиях он вырос. Узнав все это, психиатр сможет лучше судить о том, с чего начинал пациент и через что прошел, прежде чем достиг своего нынешнего состояния. Он пытается установить, с какими задатками и предрасположенностями родился пациент, какие он приобрел в раннем детстве и как применил в жизни все, чем располагал.
Многие особенности личности в той или иной степени объясняются наследственностью. Наследственность определяет, до каких пределов разовьются способности человека и до какого возраста они будут возрастать или снижаться. Например, наследственность определяет, может ли человек стать великим музыкантом или математиком (сюда следует отнести также шахматистов) и в каком возрасте он будет способен к полноценным сексуальным отношениям. Однако то, чего на самом деле достигнет человек, определяется окружением. Иными словами, наследственность определяет возможности, а среда — насколько удастся ими воспользоваться. Спрашивать, что важней в реальной жизни, все равно что задавать вопрос: «Что важнее в клубнике со сливками: клубника или сливки? Плавают ли ягоды в сливках, или сливки окружают ягоды?»
Никем не доказано, что среда не может изменить некоторых из так называемых наследуемых задатков. Почти любую предрасположенность можно усовершенствовать с помощью соответствующего обучения, и вывод, что данная предрасположенность «унаследована», не означает, что человек должен сдаться. В будущем изучение действия желез может сыграть важную роль в изменении того, что мы считаем наследственным, точно так же как сейчас психиатрия приобретает все большее значение для изменения качеств, которые рассматриваются как приобретенные под воздействием среды. Поэтому, вместо того чтобы спрашивать, что наследуется, а что приобретается под воздействием среды, мы должны задавать вопрос: «Какие качества могут быть изменены при теперешнем уровне знаний, а какие нет?»
В данной книге человек рассматривается как энергетическая система в ряду остальных энергетических систем Вселенной, потому что это один из самых простых путей понимания человеческой природы. Этот подход выработан Зигмундом Фрейдом. Существуют и другие подходы- некоторые из них описаны ниже. Начнем мы с изучения того, с чем приходится сталкиваться различным людям и как они с этим справляются, потом посмотрим, как они растут и развиваются, что может быть неправильным в ходе этого развития и что можно сделать, если складывается неблагополучное положение. После этого мы рассмотрим некоторые загадочные особенности мозга, которые на нынешнем уровне знаний нередко ставят нас в тупик.