Почему люди видят сны - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Ирвин Ялом - Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. Часть 1/2 (аудиокнига)
Теперь читатель должно быть легко поймет, что такое сновидение. Это попытка получить удовлетворение напряжения Ид путем галлюцинации осуществления желания. Наяву и во сне Ид всегда стремится к удовлетворению. В часы бодрствования Суперэго и Эго не дают ему прямо проявлять себя- Суперэго обладает твердыми убеждениями относительно хорошего и плохого- Эго сознает, какие последствия будет иметь неразумное удовлетворение желаний. Во сне Эго ослабляет свой контроль, в это время не действует Принцип Реальности, которым руководствуется Эго. И содержание Ид частично высвобождается. Однако Суперэго не очень расслабляется во время сна и продолжает действовать, когда Ид пытается выразить себя. Это означает, что даже во сне Ид должно по-прежнему скрывать истинную природу своих стремлений из страха оскорбить Суперэго. Таким образом, его стремления могут проявиться только в замаскированной форме, поэтому сны редко бывают откровенными- обычно они представляют желания Ид в искаженной форме. Задача истолкователя снов заключается в том, чтобы преодолеть эту маскировку и обнажить подлинную природу желаний Ид, которые стремятся выразить себя.
Поскольку индивид спит, он не может передвигаться и в действительности удовлетворить свои желания. Он может только воображать их удовлетворение. Поскольку Эго с его способностью проверять истинность происходящего не действует, индивид способен поверить, что его видения реальны, и в этот момент они удовлетворяют его так, словно осуществились в реальности. Сексуальный сон для спящего может быть таким же удовлетворительным, как половой акт во время бодрствования. Когда Эго не спит, оно предпочитает получать реальное удовлетворение. Но во сне мозг удовлетворяется воображением.
Два явных исключения из сказанного в предыдущем абзаце позволят лучше понять изложенное. Во- первых, иногда индивид передвигается во сне. Если мы проанализируем действия ходящих во сне, то обнаружим, что они связаны с их снами- как будто индивид пытается ходьбой реально удовлетворить желание, проявленное во сне. Хороший пример — карлик из Брщисса, который во сне заходит в «родительскую» спальню. В этот период он стремится разъединить своих «родителей», и хождение во сне является попыткой осуществления этого. Во-вторых, иногда и во время бодрствования индивид может поверить собственному воображению. Так бывает при некоторых психических расстройствах. Мы уже приводили пример алкоголика, который верит в реальность своих ужасающих видений, связанных с мортидо. Это означает, что алкоголизм действует на мозг таким образом, что затрудняет работу Эго по проверке реальности, и воображаемые видения и звуки начинают казаться реальными- когда это происходит, мы говорим о галлюцинациях.
Какова же роль (или «цель») снов? Сновидение должно не позволить спящему проснуться, осознав постыдность или ужасающий характер желаний его собственного Ид. Сновидение — хранитель сна.
Когда Эго спит, подавление частично снимается и напряжения Ид высвобождаются. Мы знаем, что Ид безжалостно и лишено моральных принципов. Что произошло бы с индивидом, если бы он ощутил эти свои стремления в полную силу? Он захотел бы немедленно проснуться и обрушить на окружающих смерть и сексуальное насилие, как бы близки они ему ни были- в сущности основными жертвами его стали бы близкие родственники, поскольку именно к ним он испытывает самые сильные чувства. Ид в своей первичной сути не верит в моральные ограничения и полумеры, что мы часто видим в криминальных ситуациях, когда исчезает всякое подавление и совершаются ужасные поступки. Однако спящему не нужно просыпаться и удовлетворять свои желания, потому что в воображении он считает их осуществленными. Для него реальность галлюцинаций (сновидений) делает действия ненужными, поскольку Ид получает удовлетворение, не прерывая сна.
Но даже во сне, если подлинные цели и объекты напряжений Ид становятся индивиду известными, негодующая реакция Суперэго его разбудит. Искажение сна обманывает Суперэго, которое не видит необходимости в негодовании, и таким образом сон может продолжаться. И опять ситуацию прояснит явное исключение. Если напряжения Ид так сильны, что угрожают выразиться откровенно, вопреки Суперэго и его легкому подавлению во сне, Эго наполовину пробуждается и начинается страшная борьба, чтобы удержать Ид от открытого проявления и не вызвать тем самым гнева Суперэго. Если Эго во сне проигрывает эту борьбу, звучит сигнал тревоги, и спящий просыпается с колотящимся сердцем и весь взмокший от пота- он охвачен паникой, потому что едва избежал осознания силы и безжалостности напряжений собственного Ид. Кошмар — это сновидение, которое не смогло сохранить сон. Если индивид чувствует или узнает на опыте, как опасно ему расслабляться во сне, он иногда предпочитает лежать всю ночь без сна, лишь бы не рисковать знакомством со своими подсознательными желаниями. Результатом такого страха сна часто бывает бессонница. Иногда этот страх сознательный, но обычно он бывает подсознательным, и в таких случаях человек, не понимая причины своей бессонницы, находит для нее множество объяснений, таких как тревоги, шум и т.д. Обычно эти причины удовлетворяют и его и его семью.
Сон не только помогает спящему не просыпаться от напряжений его Ид, но и не дает внешним стимулам разбудить его. Знакомый пример — человек, который зимой проспал звонок будильника. Если бы спящее Эго правильно истолковало звонок, человеку пришлось бы вставать, выбираться из удобной постели, опускать ноги на холодный пол и отправляться в предрассветной темноте на работу. Но спящий «уводит» звонок будильника в сновидение и тем самым обманывает Суперэго и Эго, которые позволяют ему продолжать спать и избежать неприятного пробуждения. Ид, которое всегда стремится ослабить свои напряжения, хватается за этот звонок. В этом случае, например, Ид может перенести спящего в счастливые дни младенчества, когда у него не было обязанности контролировать и откладывать свои удовлетворения и когда жизнь была более приятной и безмятежной. И тогда человеку снится, что он слышит церковные колокола. Он словно говорит себе: «Какой прекрасный звук я слышу. Это церковные колокола Олимпии. Как приятно знать, что я вернулся в беззаботные дни детства!»
Изучая реакции субъекта на этот сон, интерпретатор может обнаружить, что церковные колокола Олимпии напоминают ему о давно умершей матери. Таким образом, сновидение удовлетворяет три желания. Во- первых, желание продолжать спать: поскольку сон позволяет поверить, что звучат церковные колокола, а не звонок будильника, можно продолжать спать. Во- вторых, желание снова стать ребенком: если он слышит именно эти колокола, значит, он снова ребенок, потому что именно так колокола звучали в его детстве. В-третьих, желание, чтобы была жива мать: в те дни, когда он слышал эти колокола, мать была рядом с ним- теперь он снова их слышит, значит, она должна быть где-то рядом.
В этом случае спящий надувает и свое Суперэго, с его сознанием долга, и свое благоразумное Эго, которое знает, что он должен вовремя прийти на работу. Однако, если спящий не хочет много потерять, такое положение не может продолжаться слишком долго. Постепенно он начинает шевелиться во сне. Потом неожиданно вскакивает, сразу проснувшись от сознания, что если не поторопится, то опоздает на работу. Он неохотно отказывается от мира сна и бросается в холодную реальность утра.
Часто говорят, что сновидения «вызываются» внешними стимулами. Это не так. Правда заключается в том, что Ид использует внешние стимулы в качестве подручного материала, чтобы обвиваться вокруг них для исполнения желаний. Выражая себя, Ид идет по пути наименьшего сопротивления, используя уже готовые каналы. Это можно назвать законом Ид. Закон применим не только к сновидениям, но и к невротическим симптомам. Таким образом, мы имеем сновидения с исполнением желаний, основанные на несварении желудка, но не «вызванные» им- имеем неврозы, также связанные с исполнением желаний, основанные на прежних телесных повреждениях, но не «вызванные» ими. Например, боль от несварения может быть использована Ид для создания сновидения с «анальным» удовлетворением. Поскольку анальное удовлетворение часто приводит взрослое Суперэго в ужас, может последовать тяжелая внутренняя борьба, и такое сновидение примет форму кошмара.
Сновидение не только пытается удовлетворить анальное желание- оно стремится удовлетворить и другое желание — спать дальше- поэтому ему приходится иметь дело и с самой болью, а не только с усилившимся напряжением Ид, вызванным этой болью. «Использованием» боли как материала для сновидения с исполнением желания достигается тот же успокаивающий эффект, как и в случае с будильником. Если бы звонок воспринимался как сигнал будильника, человек проснулся бы- если бы боль воспринималась как боль, он тоже проснулся бы. Но если, например, в детстве мать массировала живот субъекту, когда у того случался запор, боль может быть превращена сновидением в приятную галлюцинацию, будто спящему растирает живот женщина, похожая на его мать- и в таком случае он будет продолжать блаженно спать, несмотря на боль. Если мысль о таком массаже оскорбляет Суперэго, сновидение превратится в кошмар и не исполнит свое назначение: спящий проснется. Приведем пример такого кошмара.
Однажды после солидного и очень вкусного ужина Уэнделлу Мелеагру приснилось, что за ним гонится огромная уродливая женщина со сверкающим предметом, напоминающим резиновый цилиндр, который используется массажистами. Сон привел его в такой ужас, что Мелеагр проснулся в панике.
Мистер Мелеагр обратился к психиатру в связи с симптомами, появившимися после смерти его дяди. Когда началось лечение, он жаловался на слабость, сердцебиение, бессонницу, кошмары, преувеличенные страхи, депрессию, неспособность сосредоточиться и импотенцию. Всю жизнь он страдал от неуверенности в себе и от запоров, причем и то и другое, по его мнению, облегчалось частым посещением массажных кабинетов.
У мистера Мелеагра возникали следующие «ассоциации», связанные со сном. Женщина-великанша не похожа на его мать, но чем-то ее напоминает. Потом он вспомнил, что у этой женщины такие же руки, как у его матери, и такое же обручальное кольцо. После этого он принялся рассказывать о приятных ощущениях, которые он испытывает в местном массажном кабинете. Неожиданно он припомнил кое-что, о чем не вспоминал с самого раннего детства: когда в младенчестве у него случался запор, мать массировала ему живот руками. Больше того, он вспомнил кое- что еще — и это воспоминание привело его в изумление: он вспомнил ощущение удовольствия, которое испытывал в таких случаях. В этот момент в кабинете врача он получил настоящее потрясение: ожило во всей значительности прежнее чувство, включая страх перед матерью.
Сновидение можно реконструировать следующим образом: в его основе желание, чтобы мать помассировала живот, что принесло бы большое удовлетворение Ид. Но такое сновидение совершенно неприемлемо для Суперэго, поскольку слишком явно демонстрирует, насколько Мелеагр наслаждался физическим контактом с матерью и насколько по-прежнему к нему стремится, насколько эта процедура и удовлетворение желания усиливали его детскую тенденцию к запорам. Таким образом, «изготовляя» сновидение, мозг Мелеагра замаскировал природу желания его Ид. Во-первых, он замаскировал его прекрасную мать, превратив ее в уродливую великаншу, так чтобы Суперэго не распознало подлинный объект сновидения. Во-вторых, вместо изображения подлинного массажа в сновидении он «символизировал» его изображением резинового цилиндра в руке великанши. Это означает не «она тебя массирует», а «она собирается тебя массировать», что, конечно, менее удовлетворительно, но все же представляет собой частичную замену и, если бы обман удался, принесло бы некоторое удовлетворение.
Однако, к несчастью для мистера Мелеагра, непрямой характер сновидения и маскировка не обманули его Суперэго, оно начало яростно протестовать, вызвав панические ощущения и кошмары. Когда Ид угрожало прорваться полностью и позволить великанше поймать его и проделать массаж (как часто бывает в кошмарах, он, несмотря на ужас, был не в состоянии бежать, так что она вполне могла его поймать), Суперэго угрожала потеря контроля. Прозвучал сигнал тревоги, и он проснулся. Его Эго, вероятно, тоже ощущало это сновидение как угрозу, потому что в действительности он в детстве боялся матери.
Этот сон и его истолкование с помощью ассоциаций мистера Мелеагра послужили поворотным пунктом в его лечении. Открылся такой богатый мавзолей давно погребенных чувств и воспоминаний, что с этого времени стал возможен быстрый прогресс. Важно отметить, что без ассоциаций мистера Мелеагра интерпретировать его сновидение было бы невозможно. Истолкование стало возможно благодаря неожиданному воспоминанию об испытанном в детстве удовольствии, которое почти сорок лет хранилось в подсознании и было обнаружено в ходе сеанса психоанализа при использовании метода «свободных ассоциаций», который мы рассмотрим в следующей главе. Без этой ассоциации сновидение мало что значило бы и для мистера Мелеагра, и для психоаналитика. Врач мог бы догадаться о его значении в самом общем виде, и эта догадка могла бы позволить ему лучше понять мистера Мелеагра, но не помогла бы самому мистеру Мелеагру лучше понять себя. Только когда он с помощью свободных ассоциаций вспомнил подлинное чувство, основанное на этом переживании, появилась возможность извлечь большую пользу из истолкования сновидения.
Следует заметить, что такое удачное раскрытие эмоциональной жизни мистера Мелеагра в детстве, которое постепенно привело к благотворной реорганизации его личности, стало возможно только после шести месяцев ежедневных визитов к психоаналитику и потребовало еще дальнейшей длительной работы. Однако, как рассказывал мистер Мелеагр друзьям, его возросшая работоспособность позволила в конечном счете заработать гораздо больше адвокатской практикой, так что постепенное освобождение от болезненных симптомов, вновь обретенное спокойствие его самого и его семьи не стоило ему в финансовом смысле ничего: все деньги, затраченные на лечение, он вернул.
В этом параграфе мы узнали, что функцией сновидений является сохранение сна и что сновидения — это замаскированное исполнение желаний. Мы видели, что для правильной интерпретации сновидения нужны ассоциации спящего и что такая интерпретация раскрывает подсознательные стремления человека до такой степени, что сновидения называют «столбовой дорогой в подсознание».
Возможно, что у сновидений есть и другая функция — помогать залечивать психику после эмоциональных ран и тревожных эмоциональных переживаний. Как увидит читатель ниже, ужасающие батальные сны Сая Сейфусса, вероятно, представляли собой безуспешную попытку достичь такого исцеления после тяжелых военных переживаний. Сейчас имеются доказательства того, что даже самые обычные эмоциональные переживания должны быть каким-то способом «усвоены» с помощью сновидений, чтобы индивид почувствовал себя хорошо. Личность, лишенная сновидений, может прийти в смятение: многие психозы вызваны продолжительным отсутствием сна и, следовательно, невозможностью иметь сновидения. Возможно, масса «неусвоенных» эмоций, которая возникает в результате отсутствия сновидений, и ведет к психозам.