Что такое невротический симптом - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Карен Хорни - Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза (аудиокнига)
То обстоятельство, что часть энергии находит выражение невротическим способом, еще само по себе не означает невроз. Люди, страдающие от функциональных нарушений, таких, как головные боли, расстройства желудка или запоры, не обязательно «невротики», если, помимо подлинной боли и неудобств, доставляемых этими симптомами, они чувствуют себя хорошо и способны нормально исполнять свои повседневные дела. Особенно хорошим примером этого являются некоторые разновидности мигрени и сенной лихорадки. Эти болезни могут возникать в результате накопившихся напряжений Ид, и во время приступа индивид может чувствовать себя очень плохо, но в промежутках между приступами он чувствует себя хорошо- и даже во время приступов справляется со своими делами, хотя и не так эффективно, как обычно.
И лишь когда схватка между инстинктами Ид и другими силами психики занимает так много времени и энергии, что индивид на протяжении длительных периодов чувствует себя плохо или неспособен эффективно работать, общаться с другими людьми и любить, мы имеем истинный невроз. Такова разница между невротическим поведением и подлинным неврозом. Как мы уже говорили, курение в соответствии с нашими стандартами является невротическим поведением, но это вовсе не значит, что все курящие страдают неврозом. С точки зрения психической энергии курение может быть благотворным, поскольку удовлетворяет напряжения, которые с противном случае могли бы принести вред индивиду. Подлинный невроз сопровождается ощущениями несчастья, разочарования и фрустрации.
Невротические симптомы трудно распутать, поскольку они происходят от четырех различных типов напряжений, стремящихся к разрядке, и симптомы пытаются удовлетворить их все сразу: внутренне и внешне направленное либидо, внутренне и внешне направленное мортидо. Это означает, что любой симптом должен удовлетворять следующим признакам: он должен каким-то образом удовлетворять самолюбие индивида, привлекая внимание окружающих- он должен в замаскированной или символической форме удовлетворять направленное наружу либидо, например, давая предлог позвать на помощь- он должен наказать пациента, причиняя ему физическую боль- и он должен причинять вред окружающим, хотя бы только в замаскированном или символическом виде, например, заставляя их ходить по дому на цыпочках.
Подсознание, будучи природной системой сил, автоматически и без всяких расчетов управляется со всеми этими напряжениями- точно так же облака, не задумываясь, плывут по небу- их курс определяется множеством факторов: скоростью и направлением ветра, вращением Земли, высотой, температурой, плотностью облака и т.д. Если мы попытаемся учесть все эти факторы и использовать их для определения того, куда направляется облако или откуда оно приплыло, это окажется очень сложным, но для облака ничего сложного нет- оно движется туда, куда несет его результирующая все сила. Аналогично силы человеческой психики действуют совместно, производя симптом, и этот симптом является автоматическим результатом всех действующих в данный момент обстоятельств- если меняются обстоятельства, меняется и симптом. Если попытаться учесть все силы, стоящие за симптомом, мы столкнемся с теми же трудностями, что и в случае с облаком- но сложность объяснения происшествия вовсе не означает, что происшествию сложно происходить. Оно просто должно произойти.
Есть одно условие, которому должен удовлетворять симптом: он должен настолько эффективно маскировать стремления Ид, чтобы Эго и Суперэго не распознали их истинную природу. Если произойдет распознавание, симптом может исчезнуть, поскольку больше не удовлетворяет условию- в этом одна из причин того, что анализ симптома может привести к излечению. Однако если индивид не найдет другого способа удовлетворить стоящие за симптомом напряжения, эти напряжения могут просто найти другую, лучшую маскировку, и тогда возникает новый симптом.
Можно сформулировать эту особенность симптомов по-другому: симптом есть защита от осознания некоторых стремлений и одновременно средство частичного их удовлетворения. Таким образом, симптом является а) защитой и б) символическим или непрямым выражением желаний Ид. Все, что связано с психическим образом этого удовлетворения, может служить его символическим выражением. Например, мы уже отмечали, что представление младенца о комфорте включает, по крайней мере, три отчетливых элемента: любовь, тепло и молоко. Если симптом отражает желание, связанное с этим ранним периодом жизни, он может принять форму неутолимой жажды молока. Это символизирует неудовлетворенность индивида своей нынешней жизнью и его желание получить некоторые удобства сосущего младенца.
Когда Людвиг Фарбанти владел Олимпийской консервной фабрикой, Лавиния Эрис служила у него секретаршей. Когда Лавинии исполнилось тридцать лет, все три ее сестры были уже замужем, а она осталась дома и заботилась о матери. Всякий раз как у Лавинии возникали серьезные отношения с каким-нибудь другом, у матери случался «сердечный приступ», и Лавинии приходилось отказываться от мысли о замужестве, чтобы она могла оставаться дома и заботиться о заболевшей матери. Когда Лавинии было сорок лет, фабрику купил Мидас Кинг. Лавиния оставалась на прежней работе, но первое время ей приходилось трудно. Мистер Фарбанти был спокойным человеком и никогда не проявлял своего раздражения, а мистер Кинг легко раздражался и часто кричал на Лавинию, отличавшуюся большой чувствительностью.
Примерно в это время у матери Лавинии произошел очередной приступ, она совсем слегла, и Лавинии пришлось перестать встречаться с мистером Мактревишем, владельцем галантерейного магазина, за которого она рассчитывала выйти замуж. Лавиния начала испытывать нервное напряжение и неожиданно ощутила огромное желание пить молоко. Ежедневно она выпивала несколько кварт и начала набирать вес. Врачи не находили у нее никаких физических отклонений, и инъекции кальция и витаминов не оказывали никакого действия. Через несколько месяцев желание молока стало постепенно исчезать. Но только спустя семь лет, когда у Лавинии случился нервный срыв, она обратилась к доктору Трису и узнала подлинный смысл своего симптома.
Невротическая жажда молока удовлетворяла ее напряжения следующими символическими и непрямыми путями.
Внутренне направленное либидо. До сих пор внимание всегда доставалось матери, с ее сердечными приступами. Теперь «заболела» сама Лавиния, и внимание стало доставаться ей.
Внешне направленное либидо. Символическим образом Лавиния возвращалась в уют младенчества и к ранним любовным взаимоотношениям с матерью.
Внутренне направленное мортидо. Набирая вес и теряя привлекательность, Лавиния наказывала себя.
Внешне направленное мортидо. Поскольку она заболела, Лавиния на какое-то время забросила мать- к тому же она своим поведением говорила матери: «Посмотри, это ты своими требованиями сделала меня больной и непривлекательной для мужчин!» (Что на самом деле справедливо, потому что мать прилагала большие старания, чтобы не дать Лавинии выйти замуж, и не лишиться кормилицы и няньки.)
В то же время симптомы Лавинии были столь загадочны и так далеко отстояли от реального удовлетворения ее стремлений, что ей не нужно было признаваться себе в лежащих в их основе напряжениях. Эти напряжения привели бы ее в ужас, если бы ей пришлось посмотреть им прямо в лицо. Симптомы служили облегчению ее стремлений и одновременно были защитой или способом сокрытия их истинной силы. В то время защита оказалась успешной. После того как описанный выше механизм привел к частичному удовлетворению стремлений, жажда молока постепенно ослабла. Позже, когда приближавшееся пятидесятилетие добавило новых напряжений, Лавиния не смогла успешно защищаться с помощью невротических симптомов и дошла до психоза, во время которого управление личностью переходит от Эго к Ид. (В следующей главе мы подробней рассмотрим, что такое психоз.)
Болезнь Лавинии названа неврозом, а не просто «невротическим поведением», потому что в то время, когда Лавиния жаловалась на симптом, ее работоспособность понизилась, социальная жизнь разрушилась, и она чувствовала себя несчастной, разочарованной и подавленной.