Какие стремления самые сильные - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: №16 Как понять жизнь – Как познать себя – Аффирмации
Два самых сильных стремления человека — стремление к созиданию и стремление к уничтожению. Стремление к созиданию дает начало великодушию и щедрости, любви и рождению детей, радостному творчеству. Напряжение, которое влечет человека к этим конструктивным целям, может быть названо либидо, и наиболее важная функция либидо — продолжение человеческого рода. Поэтому наиболее конструктивное выражение либидо находит в сексуальном желании. Стремление к уничтожению порождает враждебность и ненависть, слепой гнев и неестественное удовольствие от жестокости и разложения. Напряжение, ведущее к подобным чувствам, может быть названо мортидо. Наиболее концентрированное выражение оно находит в борьбе за выживание, поэтому, правильно нацеленное, оно помогает человеку защититься от опасностей извне и изнутри. На обычном языке либидо — это энергия стремления к жизни, которая сохраняет род, а мортидо — это энергия стремления к смерти, которая, обратившись на противника, помогает индивидууму уцелеть.
Естественно, эти два стремления, толкая человека в противоположных направлениях в его взаимоотношениях с окружающими людьми, часто приходят в противоречие друг с другом. Такие конфликты можно разрешить несколькими способами. Обычно человек выталкивает одно из этих стремлений в подсознание и делает вид, что его вообще не существует. В мирное время у людей появляется тенденция считать, что не существует мортидо, в военное время они делают вид, что либидо не распространяется на тех, кого они считают врагами. Однако, как правило, стремление, которое они пытаются игнорировать, вопреки их желаниям вмешивается в поведение, так что у большинства ни любовь, ни ненависть не проявляются в чистом виде. Слишком часто человек вопреки сознательному желанию кусает кормящую его руку и дает лучший кусок тому, кто его кусает.
Другой способ справиться с этим конфликтом — давать возможность то одному, то другому чувству попеременно одерживать верх. Человек, который попеременно любит и ненавидит, представляет для наблюдателя такое же странное зрелище, как тот, кто попеременно кусает то мороженое, то сыр- наблюдатель может и не вспомнить, что оба кушанья делаются из молока.
Созидательные и разрушительные стремления, которые достигают кульминации в сексуальных отношениях и убийстве, — это сырье, из которого творится человеческая цивилизация. Чтобы сохранить себя, общество и человеческий род, человек должен направлять разрушительную энергию на уничтожение жестокости, убийства и болезней, а созидательную — на цели духовного и материального прогресса. Психическое развитие человека зависит от его способности направить эти противоречивые стремления на продуктивные цели.
Существует разница между самим желанием и стремлением удовлетворить его, между чувствами любви и ненависти и способами их выражения. Сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим и к самому себе, с которой он пытается удовлетворить свои либидо и мортидо, может быть названа агрессивностью. Человек с сильными чувствами может обманывать себя самого и окружающих, проявляя их слабо, а человек со слабыми чувствами может обманывать всех, давая себе полную волю.
Кроме агрессивности выражения, мы должны рассмотреть направление любви и ненависти. Некоторые направляют свою любовь преимущественно на окружающих, другие — на себя. Направление может время от времени меняться. Аналогично, можно испытывать сильную ненависть к окружающим- в таком случае наиболее агрессивным актом будет убийство. Или можно возненавидеть себя самого- в таком случае наиболее агрессивным действием будет самоубийство. И убийство и самоубийство являются проявлениями агрессивности- разница лишь в направлении психической энергии.
Большинство из нас до таких крайностей не доходит. Либидо и мортидо хорошо контролируются, маскируются друг другом, а возможно, и другими силами, и многие проживают всю жизнь, не сознавая, какие это мощные стремления и как они влияют на мотивы человека и его поведение. В сущности мы сейчас с уверенностью можем утверждать, что поведение человека в основном определяется напряжениями либидо и мортидо, которые нарушают энергетическое равновесие человека и заставляют его действовать, чтобы восстановить это равновесие. Отыскивая возможности удовлетворения созидательных и разрушительных стремлений, человек способен уменьшить ощущение тревоги и приблизиться к ощущению безопасности, которое и есть его цель. Мы увидим в дальнейшем, как сложно человеку выразить эти стремления, как многое может пойти неправильно, когда он приспосабливается и идет на компромиссы, и что происходит, если он не сумеет отыскать способа справиться со своими желаниями и напряжениями.
Силу либидо и мортидо, возможно, в значительной степени определяет химизм тела. Хотя можно предположить, что сексуальные гормоны, выделяемые яичниками и семенными железами, влияют на либидо, а гормоны «гнева и страха», выделяемые надпочечными железами, влияют на мортидо, пока не доказано, что инъекция подобных известных нам веществ заставляет человека сильней любить или ненавидеть. Результаты опытов с животными гораздо убедительней. Например, крысы, которым вводят «материнский» гормон гипофиза, значительно усиливают проявления любовного материнского поведения. Многие спорят о происхождении деструктивных стремлений, но мало кто подвергает сомнению их существование. Эти стремления не всегда проявляются отчетливо, однако это не означает, что их не существует. Стремление к производству потомства тоже не всегда проявляется ясно, но никто не отрицает его существования. Всякий, у кого есть дети, признает, что временами они бывают враждебны и проявляют разрушительные склонности- нет никаких свидетельств, что они перерастают эти тенденции- напротив, они лишь научаются искусней их маскировать и осторожней выражать- то же самое относится и к любви. Разрушительные стремления также проявляются в снах. Сны — порождение самого человека, и он может облечь их в любую форму. То, что люди часто видят во сне разрушение, означает, что разрушительные поступки доставляют им удовлетворение. Главный спор психиатры ведут о том, являются ли разрушительные стремления врожденными или они возникают в результате искажения созидательных стремлений. Для наших целей подробности этого спора не важны, поскольку люди ведут себя так, словно у них всегда присутствуют разрушительные стремления. А возникли ли они в первые месяцы жизни или унаследованы при рождении, не меняет того, что мы говорим об их более позднем развитии.
Человек — мера всех вещей, и то, что с ним происходит, и как, и когда происходит, зависит от двух наиболее мощных стремлений, — от агрессивности, с которой он их выражает, и от способа разрешения конфликта между ними.