Как чувства изменяют опыт - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Neiro
Психические образы, о которых мы говорим, нельзя продемонстрировать на экране, их нельзя даже ясно объяснить самим себе- однако это не значит, что мы должны сомневаться в их существовании. Никто никогда не видел атом или электричество, но на этом основании мы не должны сомневаться в существовании сил природы, иначе не сможем понять физический мир. Природа действует так, как будто то, что мы называем атомами и электричеством, существует, и поэтому мы предполагаем, что они в действительности существуют. Аналогично человек ведет себя так, словно психические образы, о которых мы говорили, существуют, и поэтому мы предполагаем, что они тоже существуют. Каждый знает или может с небольшими усилиями убедиться, что у него в голове существуют образы, но никто не может быть уверен, что у других в головах такие же образы. Тем не менее, в дальнейшем мы будем говорить о динамичных мысленных образах, как будто они так же реальны, как электроны или тяготение.
Эти динамичные образы состоят из двух частей: репрезентации, или представления, и эмоциональной нагрузки. Нагрузка может быть «положительной» или «отрицательной», любовью или ненавистью, а чаще и тем и другим одновременно. Представление придает образу форму, а заряженность чувствами — энергию.
Надо четко представлять себе, что мы имеем в виду, когда говорим о представлении, форме или идее. Форма, насколько это касается динамичного психического образа, включает в себя не только функцию, но и структуру, поэтому форма в сознании значит нечто большее, чем физическая форма. Все знают физическую форму самолета. Мысленная форма, представление о самолете или идея самолета включает не только внешний вид, но и некоторое представление о том, что делает самолет и как он действует. Поэтому легко понять, что необходимо не только хорошее зрение, но и ум, чтобы сформировать правильное представление, и при прочих равных условиях чем умнее человек, тем точнее и полнее его представления об окружающем. Далее, точность этого представления не имеет никакого отношения к тому, какие чувства испытывает человек к самолету. Некоторые люди, прекрасно понимающие устройство самолетов, не любят их и боятся- те же, кто понятия не имеет о том, как они работают, любят летать. Таким образом, представление о самолете может быть заряжено положительно или отрицательно, независимо от того, проста или сложна форма этого образа, точен он или неточен.
Различие между чувством и представлением отчетливо видно в социальных взаимоотношениях. Люди могут отчетливо помнить, как они относятся к человеку, но не могут вспомнить, как его зовут- или наоборот, могут припомнить имя, но не помнить, что значит для них носитель этого имени. Однажды мистер и миссис Кинг собирались пригласить гостей, и миссис Кинг спросила:
- Пригласим мистера Кастора, этого интересного наездника с Гавайских островов?
- Я хорошо помню это имя, — ответил мистер Кинг. — Высокий парень с татуировкой на руке — сердце и цветы, но не могу вспомнить, как я к нему отношусь, нравится он мне или нет.
Видео: Битые дети убитое будущее Системно векторная психология
В данном случае очевидно, что у мистера Кинга хорошее представление о мистере Касторе и он хорошо помнит его форму. Образ был сформирован правильно, однако мистер Кинг не может связать с ним эмоциональную нагрузку, поэтому не помнит, как он относился к этому человеку. Далее миссис Кинг предлагает:
- Пригласим этого чудесного парня, как там его зовут, того самого, которого так ненавидит отвратительная миссис Метис?
Видео: Как вести себя, сталкиваясь в агрессией-- Лиза Ренее
Очевидно, она не очень помнит форму этого «как там его зовут», не помнит даже его имени, но помнит, каким сильным и приятным чувством был заряжен этот образ- она не помнит точно, кем был этот человек, но помнит, что он ей понравился — главным образом потому, что его возненавидела миссис Метис, которую сама миссис Кинг не любит.
Это означает, что образ может расколоться, чувства и представление отойти друг от друга, так что чувства останутся сознательными, а представление перейдет в подсознание, или наоборот. В таких случаях чувство, отделенное от представления, «плавает» в сознании и может «прикрепиться» к другому представлению, имеющему что-то общее с его собственным. Это помогает понять оговорки и другие ошибки, которые каждый совершает в повседневной жизни. Если же «плавает» представление, оно «прикрепляется» к другому образу, заряженному аналогичными чувствами.
У разных людей способности сохранять чувства и представления различаются. Ум, который не может хранить четко оформленные идеи, не способен к обучению. Тех, у кого есть такой недостаток, называют умственно отсталыми. (Прежде их называли «психически недоразвитыми» или «дефективными».) Только после длительных стараний сформировать четко оформленные представления они начинают понимать окружающее. В то же время им, как и всем остальным, приходится проявлять свои чувства, но, не имея четко очерченных образов, они делают ошибки и попадают в неприятности.
Иногда возникает другая проблема. Мозг, который был способен понимать вещи и создавать правильные представления, запутывается, в результате возникают искаженные чувства и представления. Ряд таких аномалий мы находим у шизофреников, о которых уже упоминали- их поведение трудно понять здоровым людям, поскольку они действуют в соответствии со своими искаженными и ненормально заряженными образами.
Отсюда становится ясным, почему «нервные срывы» почти не имеют отношения к интеллекту и почему люди с такими срывами могут хорошо помнить о специальных проблемах и решать их так же или даже лучше, чем средний человек. «Нервный» или «психический срыв» — это нарушение связи эмоциональной нагрузки с представлениями человека о собственном теле, о своих мыслях, об окружающих предметах и людях, так что сами эти образы искажаются. А умственная отсталость — это ненормально низкая способность образовывать и сохранять формы и представления. Душевные болезни связаны с эмоциями, умственная отсталость — с пониманием. Иногда, правда, люди одновременно страдают от «нервного срыва» и умственной отсталости, но это только двойное несчастье, потому что эти два состояния совершенно различны.
Человек был бы гораздо понятнее, если бы автоматически усваивал опыт и создавал образы, соответствующие тому, что с ним на самом деле происходит. В таком случае он напоминал бы счетную машину, которая делает абсолютно правильные и единственно возможные заключения в соответствии с тем, на какие клавиши нажимает внешний мир- или глину, на которой появляются точные и неизменные отпечатки всего, что этой глины коснется. Мы, однако, не похожи на эти неодушевленные предметы, потому что внутренний дух придает всему, что с нами происходит, новое и индивидуальное значение, так что одно и то же событие испытывается разными людьми по-разному, и каждый создает собственное представление о случившемся, представление, соответствующее эмоциональной настроенности человека. Счетной машине не может понравиться или не понравиться цифра 9 в колонке, она не может ради красоты заменить ее на 6, а человек может. Если глина чувствует, что отпечаток слишком остр, она не может закруглить углы, а человек может смягчить опыт, чтобы ему было удобнее.
Внутренние силы, изменяющие индивидуальное восприятие, есть силы любви и ненависти, о которых мы поговорим ниже. Истинная форма всех образов человека искажается этими двумя чувствами, и поскольку человек действует в соответствии со своими образами, а не в соответствии с реальностью, все действия любого из нас испытывают влияние любви или ненависти. Образы индивида формируются также под воздействием трех идей или верований, которые глубоко закреплены в подсознании каждого человека и которые редко удается полностью устранить. Это вера в свое бессмертие, в неотразимость своего воздействия и во всесилие своих мыслей и чувств. Им соответствуют противоположные идеи, которые формируются позже: угроза постоянного присутствия смерти, сознание своей ущербности и своего бессилия по отношению к окружающим и ко всему миру.
Даже если человеку нравится думать, что он освободился от одного из этих верований или от всех трех сразу, они все равно остаются у него в подсознании и, вероятнее всего, подействуют на его поведение в минуты беспокойства или неуверенности в себе. Легче всего из этих трех заметить «всесилие мысли», поскольку многие суеверия основаны на представлении о том, что мысли и чувства всесильны. Скрытое верование становится особенно активным при некоторых эмоциональных расстройствах.
Уэнделлу Мелеагру часто снилось, что он убивает брата своей матери. Узнав, что его дядя погиб в автокатастрофе, мистер Мелеагр начал страдать от учащенного сердцебиения и бессонницы. Он принялся читать книги о суевериях, чтобы не совершить чего-нибудь такого, что может принести ему вред. Увидев полицейского, он начинал дрожать и едва не падал в обморок. Короче, вел себя в точности так, как если бы на самом деле убил дядю- в конце концов из-за этих страхов ему временно пришлось отказаться от адвокатской практики.
Хотя в действительности он не имел никакого отношения к смерти дяди и сознательно испытывал к нему привязанность, подсознательный образ дяди был окрашен мыслями об убийстве. Подсознательно он, несомненно, переоценивал силу этих мыслей, поэтому когда произошло это событие, он повел себя так, словно был прямым и непосредственным виновником смерти родственника. Восприятие происшедшего было искажено, потому что образ дяди в подсознании был искажен, и мистер Мелеагр подсознательно верил во всесилие разрушительной мысли.
Вера человека в неотразимость своего очарования наиболее отчетливо проявляется в снах, в которых спящий без всяких усилий и без удивления завоевывает любовь самых желанных мужчин и женщин. Отражение этой веры мы видим в людях, которые почти неотразимы в реальной жизни- иногда их больше интересует тот, кто сопротивляется им, чем все остальные, которые не могут устоять. «Почти» недостаточно. Каждый в глубине души хотел бы доказать, что он абсолютно неотразим, но некоторые слишком легко сдаются, а другие не сдаются даже тогда, когда следовало бы.
Вера в бессмертие признается религией, и, несмотря на все попытки сопротивляться ей, как будто сохраняется даже в сознании самых отъявленных атеистов и еретиков. Вряд ли кто-нибудь может представить себе собственные похороны, не обнаружив себя в роли зрителя. Если он попытается заменить похороны на взрыв бомбы, то может увидеть себя самого, разорванного на куски, но все равно будет продолжать наблюдать, когда дым рассеется. Далее, паутина бесконечности протягивается не только в будущее, но и в прошлое. Для некоторых до их рождения ничего не существует, другие же воображают свое существование уходящим в прошлое до начала времен. Трудно заставить себя поверить в то, что ты взялся из ничего, ниоткуда. Эта вера открыто или скрыто проявляется в идее реинкарнации, которую мы находим в некоторых религиях.
Силы любви и ненависти, трех верований и их противоположностей придают особую окраску и индивидуальность жизни человека и не дают людям превращаться в машину или в комок глины. Именно эти силы причиняют неприятности, когда выходят из-под контроля. Все хорошо, пока они слегка окрашивают наши образы под контролем разума- но когда они окрашивают их полностью и перехватывают контроль у разума, следует предпринимать шаги, чтобы восстановить равновесие.
Мы попробуем уяснить, насколько чувства воздействуют на наше поведение, на наш опыт и наши мысли о людях и вещах, окружающих нас, так, чтобы избегать неразумных действий, излишних тревог и ошибок в оценке. Психиатрический опыт свидетельствует, что в сомнительных случаях предпочтительней в конечном счете действовать, чувствовать и думать, исходя из любви, а не из ненависти.