Что происходит во время психоанализа - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: О преодолении трудностей в жизни. Президент Московского института психоанализа.
Видео: Тайное обаяние лени Системно векторная психология Юрия Бурлана
Во время анализа образ аналитика постепенно заряжается накопленной энергией неудовлетворенных стремлений Ид, которые собрались в пациенте с младенчества. Как только энергия направляется на этот образ, ее можно изучать и перераспределять- напряжения частично ослабевают при анализе образа аналитика, созданного пациентом. На обычном языке это означает, что с течением времени у пациента может сложиться очень эмоциональное отношение к аналитику. Поскольку на самом деле он очень мало знает о враче, то должен действовать и чувствовать в соответствии со сложившимся у него образом. На протяжении всего лечения аналитик остается нейтральным и представляет собой для пациента немногим больше, чем руководящий голос. Поскольку не существует разумного основания для любви или ненависти к нейтральной личности, чувства, окружающие образ аналитика, вызваны не им, а другими людьми, и пациент, с разрешения и под наблюдением врача, использует его в качестве козла отпущения для разрядки тех напряжений, которые он не может направить на реальные объекты. Он переносит свои либидо и мортидо с этих объектов на образ аналитика. Именно поэтому отношение пациента к аналитику называется трансференцией.
Можно сказать это и по-другому: во время сеансов пациент, так сказать, пытается завершить незавершенные дела детства, используя аналитика как заместителя, субститут своих родителей, так чтобы впоследствии иметь возможность посвящать свою энергию и время взрослым проблемам.
Конечно, такая попытка никогда не достигает полного успеха. Пациенту приходится отказаться от защиты, которую он с таким трудом воздвигал многие годы, встретиться с неприятными и неприемлемыми импульсами Ид и в открытую сразиться с ними. Он готов сделать это, чтобы его состояние улучшилось, чтобы не зря были потрачены деньги за сеанс или чтобы получить одобрение аналитика. Иногда это неприятное, угнетающее и болезненное переживание- в других случаях — уютное и безопасное общение с врачом. Это уютное ощущение наряду с подсознательным (а позднее и осознанным) нежеланием расстаться со своими старыми друзьями — своими симптомами, с вниманием со стороны окружающих и другими выгодами, которые он может извлечь из своей болезни, затрудняет лечение. Аналитик должен уделять значительное внимание этому удивительному нежеланию, или сопротивлению, как его называют, когда оно обнаруживается, иначе анализ может продолжаться бесконечно.
Аналитик пытается не просто дать названия эмоциям, но изменить их. Лечение заключается в беседах, потому что слова — лучший способ выражения эмоций как со стороны пациента, так и со стороны врача. Даже если эмоции выражены каким-то иным способом, например, жестами или движениями, слова все равно остаются лучшей возможностью прояснить значение и происхождение эмоций. Важны чувства и то, что с ними происходит, а не научные термины, с помощью которых их описывают.
Представление о том, что анализ состоит в подыскании прилагательных, подходящих для пациента, неверно. Прилагательные не излечивают неврозы. Конечно, вам будет интересно и, может, даже успокоительно, если вам скажут, что вы тимергазический экстровертный пикнофилический эндоморф с комплексом неполноценности и дисгармоничными ваготоническими борборигмами, но это вас не вылечит.
В начале своего лечения Лавиния Эрис спросила доктора Триса:
- Доктор, в конце лечения вы дадите мне письменное описание моей личности?
Видео: Как похудеть с гарантией Системно векторная психология
На что доктор Трис ответил:
- Мадам, если в конце лечения вы по-прежнему захотите иметь письменное описание вашей личности, значит лечение не удалось!
Следует прежде всего усвоить, что счастье зависит от непостоянных и динамичных стремлений и чувств человеческого духа, а не от ответов на вопросники, которые нужно только, подобно ломтям хлеба, вставить в нужный компьютер, чтобы получились хорошо прожаренные и намазанные маслом тосты жизни. К несчастью, популярные журналы и многие психологи распространяют именно такое представление о теории личности. Большинство психиатров и психоаналитиков предоставляют другим отвечать на вопросы типа «Умны ли вы?», «Каков ваш коэффициент очарования?» и «Типичная ли вы жена?»
Психоаналитики не стараются подогнать данные таким образом, чтобы они соответствовали статистике, и не пытаются ответить на вопрос: кто вы? Давно забытый комедийный киноактер хорошо выразил это, постоянно спрашивая «Кто вы такой?» Например, интеллект — это орудие, а не часть вашего Я- и поэтому важно, позволяет ли Ид индивиду правильно использовать это орудие.
Часто можно услышать, как люди говорят: «Я мог бы это сделать, если бы захотел!» Ответ на это: «Конечно, смогли бы!» Любой может сделать почти все, если очень сильно захочет. История полна примеров этого. Среди наиболее поразительных — одноногие, которые прекрасно танцуют джиттербаг и рок-н-ролл, и слепые, становящиеся отличными музыкантами. Важно не «Можете ли вы?», а «Хотите ли вы этого так сильно, как вам кажется, а если не хотите, то почему?» Анализ занимается преимущественно желаниями и только изредка — способностями. Возможно, вопрос, который аналитик молча задает пациенту, можно сформулировать так: «Чем вы готовы пожертвовать ради счастья?» Мы увидим, что ответ на этот вопрос имеет мало отношения к уму, обаянию или статистике.