Эмоциональное развитие грудного младенца - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Психология
Видео: Основы обучения психоанализу и психоаналитической психотерапии от теории к практике. Асанова Н.К.
Чтобы понять, какие эмоции испытывает ребенок в период грудного кормления, нужно постараться не впасть в ошибку, связанную с представлением о «гомункулюсе». Нельзя спрашивать: «Что я, с моим психическим аппаратом, испытывал бы при кормлении?» Напротив, нужно спросить: «Что испытывает младенец, с его психическим аппаратом?» Мы должны помнить, что у ребенка нет никаких политических взглядов, нет представлений о скромности, чистоте или вежливости, нет никакого опыта в удовольствиях взрослых. И его поведением управляют лишь самые первичные стремления и тревоги.
Каков у ребенка на этой стадии образ мира? Это подверженное переменам место, где «все может случиться» и где происходят ужасные вещи. Где находится нечто, теплое, любящее и позволяющее чувствовать себя в безопасности. Это нечто также утоляет голод и гладит ребенка, так что он засыпает спокойным освежающим сном. Ребенок ощущает себя в безопасности, когда находится близко к этому теплому и любящему воздействию. Когда его оставляют или когда признаваемое или скрытое отсутствие материнской любви заставляет его чувствовать себя брошенным, ребенок несчастен. Когда он на руках любящей матери или слышит ее нежный голос, он счастлив и чувствует себя в безопасности.
Первые его стремления, по-видимому, направлены на поглощение: он хочет поглощать тепло, молоко и любовь. Его представление о мире настолько нечетко, что все в нем кажется ему взаимозаменяемым. Если он не может хотеть больше молока, он хочет больше любви. Если не может иметь любви, хочет больше молока, он как цветок тянется к теплу, излучаемому телом матери.
Сосание — это первая его «социальная» деятельность, то есть первый после рождения вид деятельности, который для получения необходимых результатов должен происходить при участии другого человека. Похоже, что у каждого ребенка есть врожденная потребность в определенном количестве сосания, и если он не удовлетворяет ее сразу, то удовлетворит позже. (То же самое относится с потребность клевать у цыплят и сосать у щенят.) Сосание груди удовлетворяет эту потребность с большей эффективностью, чем любой другой вид сосания. Если кормление не удовлетворяет полностью эту потребность, ребенок может удовлетворять ее другими путями, например, сосанием пальцев между кормлениями. Если и этого недостаточно, сильная и появившаяся очень рано тревога, связанная со ртом, останется активной и позже, хотя ребенок, вырастая, может не осознавать этого напряжения.
Сознательно или подсознательно эта потребность требует удовлетворения и продолжает оказывать воздействие на поведение. Ребенок может пытаться сохранить «соску», насколько позволяет общество и его самоуважение, например, заменить посасыванием трубки или с помощью бутылочки, но уже не с молоком. В нормальные периоды он может скрывать это стремление, лишь в глубине души сознавая, что он еще недостаточно взрослый, пока что-нибудь его не встревожит или разочарует. И если он не может справиться со своей тревогой или разочарованием, то может вернуться назад и попытаться восполнить потерю удовлетворения первого большого стремления своей жизни — младенческого стремления пользоваться ртом. Именно поэтому многие, испытывая разочарование, начинают усиленно курить, пить, есть или заниматься какой-либо другой деятельностью, связанной со ртом, предпочтительно такой, которая снимает и многие другие напряжения, помимо рассматриваемого.
При благоприятных условиях после определенного времени минимум младенческого желания сосать бывает более или менее удовлетворен, и ребенок естественным путем «перерастает» грудь и бутылочку. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что его нервная система развивается и он теперь может снимать и другие свои напряжения. Теперь, например, ему больше удовольствия доставляет прикосновение к вещам руками, а не ртом, с другой стороны, развитие нервов кишечника и мочевого пузыря помогает ощущать новое непривычное наслаждение овладения этими органами, и оно дает ему больше удовольствия, чем сосание.
Можно считать, что желание сунуть предмет в рот и сосать его есть «приближение» и потому — первое проявление либидо. Младенец удовлетворяет свое либидо главным образом при помощи рта- именно над этим органом у него наибольший контроль. Можно понять, почему грудь доставляет ему больше радости, чем бутылочка: чем интимней отношения, тем полнее удовлетворяется либидо. То же самое напряжение, которое снимается на этой стадии материнскими объятиями, позже сыграет свою роль в его стремлении обнимать другую женщину.
И в младенчестве и во взрослой жизни прямое удовлетворение либидо достигается разбуханием некоторых губчатых пористых тканей. В первые несколько месяцев младенчества во рту находятся губкообразные массы, которые разбухают после кормления грудью (и очень редко — после искусственного кормления). Между удовлетворением либидо у сосущего младенца и у взрослого существует физическое и психическое сходство.
Посмотрим теперь, какое действие удовлетворение потребности в сосании оказывает на мортидо. Если мать, вместо того чтобы помочь ребенку полностью удовлетворить свое либидо, мешает этому, отбирая сосок или бутылочку до насыщения, ребенок не может задуматься и спросить себя: «Обязательно ли ей уходить или она могла бы остаться со мной?» Будучи младенцем, обиженный, он сразу начинает искать другой способ удовлетворения своего напряжения, и если не может удовлетворить либидо, пытается облегчить мортидо. (То же самое относится к другим видам фрустрации.)
Не умея управлять своими конечностями, ребенок мало что может сделать и ничего не может делать искусно. Взрослый может убежать или сразиться, ребенок не может ни того, ни другого. Его основная возможная реакция пассивна: он лежит неподвижно и отказывается сосать. Иногда он даже отказывается переваривать пищу, что ведет к опасному состоянию истощения, даже к такому часто смертельному заболеванию, как дистрофия. Многие старые врачи еще до возникновения современной психиатрии интуитивно и по опыту знали, что лучшее средство при таком «упрямстве», вызывающем дистрофию, — это любовь, материнская забота и кормление грудью.
Если ребенок реагирует активно, он должен делать это при помощи имеющихся в его распоряжении мышц- в первые месяцы он может, помимо рта, контролировать мышцы сосания и потягивания. Поэтому, «рассердившись», он задерживает дыхание, так что начинает синеть, и напрягает мышцы настолько, что может выгнуть дугой спину.
Став немного старше, ребенок может проявлять свой гнев более агрессивно — начать кусаться. Он может до крови укусить грудь матери. В данном случае мортидо использует для своего удовлетворения тот же объект, что и либидо- точно как мужчина, убивающий женщину, которую любит. Для ребенка этого возраста самый удобный способ «устранить» вещь — это съесть ее. И поэтому когда он хочет, чтобы обидевшая его грудь исчезла, он пытается укусить ее (но всегда при этом сохраняет представление, что после исчезновения она появится вновь и будет кормить его правильно). К счастью, зубы ребенка еще не позволяют ему заходить слишком далеко.
Кусание соска в некоторых отношениях напоминает каннибализм, и это не простое совпадение. Мы знаем, что взрослые каннибалы из дикарских племен поедают с большим чувством и в сопровождении особых церемоний именно те органы, которые считают самыми важными.
То же роковое принуждение, которое относится к сосанию, определяет также разрушительные порывы младенца. Слишком сильная фрустрация как будто пробуждает определенное количество жестоких желаний, и если они вовремя не будут удовлетворены, могут в качестве инстинктов Ид постоянно стремиться к удовлетворению и оказать воздействие на всю жизнь индивида. Эти погребенные со времен младенчества желания частично объясняют, почему некоторые люди буквально изо всех сил стараются быть жестокими. У них огромное неудовлетворенное напряжение мортидо, которое стремится к снятию, и поскольку в цивилизованном обществе оно никогда не может быть удовлетворено полностью, время от времени оно удовлетворяется частично. Если индивид или группа сбрасывают покров цивилизации, эта уродливость может проявиться в полной силе.
Чтобы предотвратить подобные нежелательные аспекты в развитии личности — аспекты, которые позже сделают несчастной и жизнь самого индивида, и особенно жизнь его близких, — необходимо развивать методы воспитания детей, заниматься психотерапевтической помощью родителям и отчасти, возможно, пользоваться достижениями биохимии. Однако родители должны тревожиться и подозревать что-то неладное в психологическом развитии ребенка только в том случае, если он часто проявляет непозволительное поведение в различных формах — после того, как станет очевидным, что его нервная система готова к более серьезным задачам.
Хотя кусание обычно возникает в результате фрустрации, у него бывают и другие причины. Например, укусы могут служить признаком того, что кусательные мышцы готовы к действию и ребенок может отказаться от сосания. Матери и врачу следует решить, с чем именно связана привычка ребенка кусаться.
Говорят, что обильное кормление и позднее отнятие от груди способствуют развитию щедрости и оптимизма, а голодание и раннее отнятие от груди вызывают скупость и жадность. Ричард Райт* в своей автобиографической книге «Черный мальчик» рассказывает, что после детства, проведенного в нищете, он припрятывал еду, даже когда был уверен, что ее достаточно. Ранние страхи преследуют, а раннее удовлетворение придает постоянную уверенность и вызывает благодарность.
* Американский писатель, один из ведущих представителей афроамериканской прозы. Воспитывался в сиротском приюте. Самое известное произведение — роман «Сын Америки». — Примечание переводчика.