Психиатрия по dsm-iii и фармакопсихиатрия - немецкая психиатрия
Влияние психиатрии по DSM-III-IV и в Германии настолько велико, что она, по существу, господствует в академической психиатрии. Правда, неврозы в ней, как известно, не значатся, а также (почти) отсутствует психодинамический и биографический подходы. На фоне огромного богатства идей психоаналитических и психодинамических школ эта классификационная система представляется малополезной. Пожалуй, лишь понятие «Borderline» было перенято, однако, как правило, при неверном его употреблении. Но психиатры-фармакологи и тем самым большая часть академических психиатров переняли американскую систему классификации. Это произошло не только потому, что в интернациональных мультилокальных исследованиях требуется применение классификаций DSM-III-IV. Причиной послужило также определенное родство с собственно немецкой традицией. Уже было указано на то, что в DSM-III-IV были взяты многие феномены от феноменологической школы. Но даже и логический эмпиризм — философия DSM-III-IV — может быть понят как одно из ответвлений немецкой рационалистической философии, хотя его суть этим не исчерпывается. Необходимо лишь указать на то, что вопреки первоначальным утверждениям авторов DSM-III, будто они создали свободную от философии классификацию, связь философии и классификации в действительности еще никогда не была такой тесной. Дело зашло так далеко, что у главного представителя логического эмпиризма Карла Густава Гемпеля при составлении классификации прямо попросили совета, что было также зафиксировано в публикациях (Schwartz, Wiggins, 1986).
Гемпель родился в 1905 г. в Ораниенбурге (ныне земля Бранденбург). Он изучал философию в 1923-1928 гг. в университетах Геттингена, Гейдельберга и Берлина, а в 1929- 1930 гг. — в Венском университете. В его студенческие годы в Берлине и в Вене образовалась неопозитивистская школа под названием «Венский кружок». К ней и примкнул Гемпель. После прихода к власти нацистов большинство членов Венского кружка эмигрировало в Англию и в Америку. Гемпель еще в 1934 г. смог защитить в Берлине диссертацию по философии «Очерки к логическому анализу понятия вероятности». В том же году ему тоже пришлось эмигрировать. Сначала он уехал в Бельгию, в 1937 г. — в США, где в 1948 г., поработав ранее в других местах, стал профессором философии Йельского университета. Одно из основных его произведений — «Философия естественных наук» («Philosophy of Natural Science», 1966). Некоторые немецкие психиатры не только однозначно примкнули к этой философии, но и подробно обосновали этот переход теоретически (например, МбНег, 1976). Значение истины ограничивается в логическом эмпиризме тем, является ли какое-либо положение принципиально верифицируемым или фальсифицируемым (при противопоставлении истинного и ложного) и тем самым, по мнению этих философов, имеющим смысл. Так и DSM-III-IV требует, чтобы критерии были верифицируемы или фальсифицируемы. Несмотря на то, что эта философия была давно опровергнута и обесценена как «философия здравого смысла» (Hubner, 1978), она по сей день оказывает на немецких психиатров большое влияние.
DSM-III-IV и психофармакология неразделимы. Поэтому неудивительно, что на DSM ссылаются, главным образом, психиатры биологического направления. Из трех больших групп психотропных препаратов (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы) клиническое действие группы антидепрессантов было открыто немецко-швейцарским психиатром Роландом Куном. Кун является психотерапевтом. Он обстоятельно описал, как пришел к открытию тофранила и людиомила. Он, однако, не участвовал в исследованиях, которые направлены на создание новых вариантов психотропных препаратов и приобретают все более широкие масштабы. Они требуют другого менталитета. Немецкие психиатры биологического направления не уступают здесь своим зарубежным коллегам, но и не имеют в этой области никаких особых заслуг. Поскольку немецкая фармацевтическая индустрия хорошо развита и поддерживает преимущественно те исследования, которые связаны с испытанием лекарственных средств, этим исследованиям придается больший вес, чем того заслуживает их внутреннее духовное содержание. К этому следует добавить, что решающее влияние на укомплектование психиатрических кафедр на медицинских факультетах оказывают ученые естественнонаучного направления, вследствие чего в академическом мире психиатрам биологического направления при любом отборе предоставляются значительные преимущества.