Омфалоцеле плода
Омфалоцеле плода возникает в результате нарушения процесса возвращения кишечника в брюшную полость после того, как между 6-й и 10-й неделями гестации происходит его миграция в пупочный канатик. Частота этого порока остается на постоянном уровне в течение нескольких последних десятилетий. Не известны ни факторы окружающей среды, ни расовое или географическое преобладание порока, однако описаны редкие случаи семейной предрасположенности. Дети с омфалоцеле нередко рождаются с малым весом и недоношенными.
При омфалоцеле плода имеется центральный дефект брюшной стенки в области пупочного кольца, через который эвентрированы органы брюшной полости, покрытые мембраной, состоящей из висцеральной брюшины, вартонова студня и амниона. Пупочный канатик также входит в состав стенки грыжевого мешка. Содержимым грыжевого мешка обычно являются петли тонкой и толстой кишки, желудок и, приблизительно в 50% случаев, печень. Мышцы брюшной стенки нормально развиты. В 10—18% случаев отмечается разрыв грыжевого мешка, который может произойти внутриутробно, во время родов или после рождения.
Видео: Диафрагмальная грыжа. Систомы, причины и методы лечения
Омфалоцеле плода часто сочетается с другими аномалиями, преимущественно с пороками сердца и желудочно-кишечного тракта. Нередко отмечаются и хромосомные аномалии, особенно у детей с небольшими грыжами, не содержащими печень. Омфалоцеле плода также является компонентом синдрома Беквита-Видемана, клоакальной экстрофии и пентады Кантрелла.
Пренатальная диагностика и тактика
Грыжа пупочного канатика может быть заподозрена антенатально при наличии повышения уровня а-фетопротеина у беременной женщины. Пренатальный диагноз ставится на основании УЗИ. Омфалоцеле плода необходимо дифференцировать с гастрошизисом. В пользу первого говорит центральная локализация дефекта брюшной стенки и наличие грыжевого мешка, хотя при внутриутробном разрыве мешка дифференциальная диагностика может быть затруднена. Если омфалоцеле плода диагностировано или подозревается, важно тщательно обследовать плод на наличие других аномалий. Кроме УЗИ необходимо рекомендовать амниоцентез с кариотипированием, а также эхо кардиографию плода с целью выявления «больших» пороков сердца. Беременная женщина должна быть госпитализирована для родов в медицинское учреждение, обладающее опытом лечения, в том числе и хирургического, новорожденных. Что же касается родоразрешения, то при значительных размерах омфалоцеле плода большинство акушеров и детских хирургов рекомендуют плановое кесарево сечение во избежание повреждения печени и разрыва мешка, которые могут произойти при самостоятельных родах.
Видео: УЗИ киста яичника у плода 0001
Постнатальное лечение
Экстренная помощь ребенку с омфалоцеле сразу после рождения включает в себя следующие мероприятия:
- постановка желудочного зонда для декомпрессии желудка;
- при наличии респираторного дистресс-синдрома интубация;
- грыжевое выпячивание следует покрыть влажной повязкой и пластиковой пленкой;
- инфузионная терапия;
- анализы крови;
- согревание ребенка с контролем температуры тела;
- введение витамина К;
- при разрыве мешка введение антибиотиков.
Видео: Spina Bifida у моего сына Виктора. ПОМОГИТЕ!
Кроме того, необходимо самое тщательное обследование в поисках других аномалий, которые могут существенно повлиять на лечебную тактику. С этой целью проводят физикальное, рентгенологическое исследования, эхокардиографию и УЗИ брюшной полости. Поскольку большое омфалоцеле может сочетаться с гипоплазией легких, необходимо тщательно оценить показатели оксигенации и вентиляции, при наличии показаний ребенок должен быть интубирован и переведен на ИВЛ. Что касается самой грыжи, то необходимо определить ее размеры, содержимое, целостность грыжевого мешка.
Новорожденные с дефектами брюшной стенки требуют больших объемов внутривенно вводимой жидкости в первые несколько дней жизни, что связано с теплопотерями в третье пространство. Расчет ежедневных потребностей в жидкости должен быть основан на показателях почасового диуреза и других параметрах, отражающих состояние органной перфузии.
В зависимости от состояния ребенка и вида омфалоцеле могут быть три варианта лечебной тактики:
- Первичная радикальная операция.
- Этапное хирургическое лечение, при этом в качестве первого этапа один из следующих вариантов: а — ушивание только кожи (создание вентральной грыжи)- б — силопластика- в — поэтапная (последовательная) перевязка грыжевого мешка.
- Консервативное лечение с последующей операцией.
При омфалоцеле небольших и средних размеров, особенно когда в грыжевом мешке отсутствует печень, может быть произведена радикальная пластика.
Кожу мобилизуют (отслаивают) настолько, чтобы можно было надежно ушить апоневроз. Используют при этом как рассасывающиеся, так и нерассасывающиеся швы. Затем ушивают кожу. При очень тика брюшной стенки (после удаления грыжевого мешка).
При маленьких грыжах пупочного канатика последний может быть оставлен на месте для получения лучших косметических результатов.
При больших грыжах и, соответственно, большом дефекте брюшной стенки бывает невозможно ушить апоневроз, но кожи, как правило, достаточно, чтобы ушить ее над эвентрированными органами. Подобное вмешательство (ушивание только кожи с созданием вентральной грыжи) впервые было описано Гроссом (Gross) в 1948 г. Мешок обычно удаляют, хотя некоторые хирурги предпочитают оставлять мешок интактным, проводя выделение между краем мешка и кожей до уровня мышц брюшной стенки. Кожу широко мобилизуют, чтобы ушить ее с наименьшим натяжением. На этом этапе некоторые хирурги вшивают в дефект апоневроза заплату, после чего кожу ушивают над заплатой. При использовании этого метода (ушивание только кожи) больной остается с вентральной грыжей, которую впоследствии ликвидируют.
Силопластика (подшивание силастикового мешка) была впервые описана Шустером (Schuster) в 1967 г. Принцип вмешательства состоит в использовании силастикового покрытия (укрепленного дакроном), позволяющего постепенно, в течение нескольких дней (до недели) после операции уменьшать объем эвентрированных органов, погружая их в брюшную полость, после чего окончательно ушивают апоневроз и кожу. Этот метод целесообразно применять при больших омфалоцеле, а также при разрыве оболочек. Силастиковое покрытие подшивают к краям мышечно-фасциального слоя после частичного погружения в брюшную полость органов, которые могут быть погружены без опасности повышения внутрибрюшного давления. Некоторые хирурги, подшивая мешок, захватывают не только мышцы и апоневроз, но и кожу. Одни хирурги удаляют грыжевой мешок, другие предпочитают оставлять его интактным, проводя выделение между краем грыжевого мешка и кожей до уровня мышц брюшной стенки. У некоторых детей «шейка» грыжевого мешка на уровне брюшной стенки относительно узкая, в этих случаях дефект апоневроза может быть расширен, что позволяет постепенно погружать органы без опасности их травмирования.
Мононитью (нерассасываюшейся) накладывают швы по окружности, подшивая silo к краям мышечно-апоневротического дефекта таким образом, чтобы не оставалось никакого пространства, через которое органы могут эвентрироваться. Силастиковое покрытие затем ушивают сбоку, формируя собственно мешок, который на вершине закрывают (завязывают) и фиксируют, подвешивая строго перпендикулярно, чтобы избежать любого перегиба или перекручивания в нем кишечных петель.
Объем мешка постепенно уменьшают (по меньшей мере один раз в день) до тех пор, пока все органы не окажутся погруженными в брюшную полость. Для закрытия мешка на его вершине применялись и применяются разные методы и приспособления, включая ушивание, наложение скобки (которую обычно используют для пережатия пуповины), перевязку марлевой лигатурой (турундой) и даже специальными «роликовыми» устройствами. Как только органы полностью погрузились (примерно через неделю), ребенка берут в операционную и ушивают апоневроз и кожу.
В последнее время описан метод, при котором сам грыжевой мешок используют так же, как силастиковый, но это возможно лишь при наличии достаточно «крепкого» грыжевого мешка. Трудно пользоваться данным методом при наличии печени в грыжевом выпячивании, особенно если она к тому же припаяна на большом протяжении к грыжевому мешку. Метод может быть использован непосредственно в палате, с минимальной седатацией новорожденного. Он заключается в осторожном сведении снаружи стенок грыжевого мешка от вершины к основанию, при этом по возможности разрушают минимальные спайки между мешком и печенью и кишечником. Затем мешок подтягивают вверх, медленно погружая органы в брюшную полость, перекручивают и перевязывают. После того как органы погрузились в брюшную полость, ребенка берут в операционную для ушивания дефекта брюшной стенки.
Некоторые новорожденные с омфалоцеле находятся в столь тяжелом состоянии, что никакое оперативное вмешательство по тяжести состояния невозможно. Обычно это недоношенные дети, новорожденные с хромосомными аномалиями, тяжелыми пороками сердца или с легочной гипоплазией. В этих случаях следует предпочесть консервативное лечение, которое заключается в обработке мешка препаратами, способствующими образованию грануляционной ткани и в конечном счете — эпителизации. Раньше с этой целью использовались меркурохром или раствор йода, однако из-за токсичности этих препаратов от их применения отказались. Описано консервативное лечение с применением пластикового покрытия. Мыв последнее время рекомендуем использовать сульфадиазин серебра, который предотвращает инфицирование и эффективно способствует развитию грануляционной ткани. Правда, на это уходит несколько месяцев и еще столько же, чтобы наступила эпителизация. Образующаяся в результате большая вентральная грыжа может быть ликвидирована в плановом порядке, когда ребенок будет излечен от порока сердца, легочных проблем и других состояний, не позволивших провести первично оперативное вмешательство. В некоторых случаях на это уходит несколько лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с омфалоцеле должны находиться после операции в отделении реанимации новорожденных, за исключением пациентов с маленькой грыжей. При больших грыжах в послеоперационном периоде обычно требуется ИВЛ в течение дней и даже недель, в зависимости от состояния легких. Очень важно тщательное наблюдение, при этом особое внимание обращают на признаки сдавления органов брюшной полости: олигурию, ацидоз, ишемию кишечника и нарушение функции печени. При наличии сочетанных с омфалоцеле аномалий ребенка тщательно обследуют и при необходимости корригируют эти аномалии.
После операции по поводу омфалоцеле нередко развивается парез кишечника, хотя функция кишечника при этом восстанавливается быстрее, чем при гастрошизисе. Поэтому изначально необходимо поставить назогастральный зонд и проводить полное парентеральное питание. Многие хирурги считают необходимым во время первой операции поставить центральный венозный катетер.
При ушивании брюшной стенки следует проводить мониторинг внутрибрюшного давления с использованием для этой цели желудочного и мочевого катетеров, что позволяет предотвратить синдром сдавления внутренних органов, который может, в свою очередь, вызвать повышение давления в дыхательных путях, олигурию и ишемию кишечника в результате снижения органной перфузии. Повышение внутрибрюшного давления свыше 15— 20 мм рт.ст, или центрального венозного давления более 4 мм рт.ст приводит к ишемии кишечника, что доказано в исследованиях как на животных, так и у человека, и, соответственно, должно быть показанием к изменению тактики — отказу от радикальной пластики брюшной стенки и переходу к этапному вмешательству.
Результаты лечения новорожденных с омфалоцеле зависят от гестационного возраста, наличия сочетанных хромосомных или анатомических аномалий, наличия или отсутствия легочной гипоплазии, а также от размеров грыжи и дефекта брюшной стенки. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться у этих детей в отдаленные сроки после оперативного вмешательства, включают гастроэзофагеальный рефлюкс, нарушения питания и спаечную кишечную непроходимость. Однако большинство из этих состояний со временем спонтанно разрешаются, и дети с омфалоцеле, у которых нет тяжелых сочетанных аномалий и легочной гипоплазии, растут и развиваются совершенно нормально, не отличаясь от здоровых сверстников.