Вторичная оценка состояния ребенка с травмой
Цель вторичной оценки состояния ребенка с травмой — определить сопутствующие повреждения и другие нарушения и изменения нетравматического происхождения, которые, не угрожая непосредственно в данный момент жизни больного, в дальнейшем, будучи пропущенными, могут привести к осложнениям или даже смерти. В большинстве случаев только 90% повреждений идентифицируются в течение первых 24 часов после травмы.
Вторичная оценка состояния ребенка с травмой включает в себя осмотр больного «с головы до пят», оценку рентгенограмм и данных других диагностических методов, а также составление плана дальнейшего лечения.
Осматривать ребенка следует самым тщательным образом, начиная «с макушки» и продвигаясь шаг за шагом вниз. При вторичном обследовании врач обычно имеет больше времени, чем при первичном осмотре, для подробного выяснения механизма травмы и характера повреждений.
Голова и лицо. При осмотре головы и лица следует обратить внимание на уровень сознания, на наличие ран, ссадин, субапоневротических гематом, кровоизлияний позади ушной раковины в области сосцевидного отростка (признак Бэтла, возникающий при переломе основания черепа), на выделение из носа или ушей крови или ликвора. Необходимо также детально осмотреть глаза, желательно при этом (разумеется, если позволяет состояние больного), провести калорическую пробу — определение функции вестибулярного аппарата путем раздражения наружного слухового прохода горячей или холодной водой, что вызывает возбуждение вестибулярного аппарата, приводящее к нистагму. Используется также прием «кукольных глаз» (в горизонтальном положении больного его глаза закрыты, в вертикальном — открываются). Осмотр глаз завершается пальпацией, повторной оценкой состояния зрачков и исследованием функции черепно-мозговых нервов.
Травма челюстно-лицевой области достаточно редко встречается в детском возрасте. Если эти повреждения не связаны с обструкцией дыхательных путей, то лечение их должно проводиться после того как состояние больного полностью стабилизировано и устранены жизнеопасные повреждения.
Шея. Все пациенты с повреждениями, локализующимися выше уровня ключиц, должны рассматриваться как больные с возможным поражением шейного отдела позвоночника и спинного мозга до тех пор, пока этот диагноз не исключен, а потому очень важно с самого начала защитить шею от дальнейшего травмирования.
Травма спинного мозга у детей может не иметь рентгенологических проявлений, в связи с чем данные рентгенографии должны внимательно сопоставляться с неврологическим статусом. Следует помнить и о том, что физиологический подвывих позвонков в детском возрасте часто неправильно интерпретируется как повреждение шейного отдела позвоночника. Поэтому нельзя в процессе диагностики основываться только на данных обычной боковой рентгенограммы шейного отдела, даже если на ней видны все семь шейных позвонков. О нормальном состоянии позвоночника можно с уверенностью говорить лишь при отсутствии очаговой неврологической симптоматики и напряжения шейных мышц в сочетании с нормальной картиной шейного отдела на боковой рентгенограмме. Наиболее достоверная диагностика поражения шейного отдела обеспечивается обычным осмотром шеи в комбинации с неврологическим обследованием и компьютерной томографией (КТ).
Грудная клетка. Исследование грудной клетки проводится с целью подтверждения травмы, обнаруженной при первичном осмотре, а также для выявления других, более скрытых нарушений. Чтобы оценить состояние спины, ребенка следует осторожно перевернуть на живот («перекатить, как бревно») и тщательно пропальпировать весь позвоночник, стараясь определить переломы, гематомы.
Живот. Внутрибрюшное кровотечение, будучи довольно значительным, может представлять большие трудности для диагностики. Кроме тот, во время падения дети обычно заглатывают большое количество воздуха, что может привести к выраженному растяжению желудка, затрудняющему в свою очередь дыхание. Подобная ситуация иногда симулирует повреждение органов брюшной полости.
Декомпрессия желудка является одним из первоочередных мероприятий и производится с помощью назогастрального зонда. Однако при наличии явных повреждений в области головы и шеи лучше провести орогастральное зондирование, чтобы избежать такого редкого, но возможного осложнения, как введение трубки в полость черепа через перелом решетчатой кости. Осмотр, аускультация и пальпация живо га позволяют диагностировать травму органов брюшной полости.
Промежность и прямая кишка. Диагностика повреждений промежности и прямой кишки осуществляется путем обычного осмотра и ректального исследования. При этом может быть выявлена кровь в наружном отверстии мочеиспускательного канала, что говорит о возможном разрыве уретры. Кровь, визуально определяемая в мошонке или больших половых губах, свидетельствует о внутри- брюшном кровотечении или переломе таза. IIри ректальном исследовании можно выявить высокое расположение предстательной железы, что иногда является одним из симптомов разрыва уретры.
Осмотр конечностей и выявление переломов. Конечности должны быть тщательно осмотрены с целью выявления ушибов, деформаций и изменений длины. При осторожной пальпации в области обнаруженной деформации можно определить крепитацию, подтверждающую наличие перелома. Необходимо также оценить характер пульса. Типичными для детей являются надломы и переломы, вколоченные либо по типу зеленой ветки. В диагностике переломов таза помогает прием, заключающийся в надавливании спереди назад на передневерхние подвздошные ости.
Неврологический статус. По анамнестическим данным относительно характера происшествия и поведения при этом пострадавшего ребенка можно порой судить об уровне сознания пациента непосредственно после травмы (например, крик или плач сразу после травмы, благополучный интервал с последующей потерей сознания).
Всестороннее неврологическое обследование включает повторное определение уровня сознания пациента и реакции зрачков, двигательных функций и чувствительности. Именно в это время обычно производится оценка но ШКГ. Стандартная ШКГ должна быть модифицирована для применения ее у маленьких детей в возрасте до 4 лет. ШКГ является, кроме того, достаточно точным методом контроля за изменениями уровня сознания пациента и неврологического статуса.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА И ВЫБОР МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ
Видео: Шкала Апгар: что это такое?
Большинство диагностических алгоритмов, используемых при оценке состояния у детей с травмой, подразумевают движение от общих представлений о деятельности организма к знаниям специфических особенностей органов и систем. После проведения реанимационных мероприятий и стабилизации состояния ребенка все внимание должно быть направлено на выявление повреждений отдельных органов. Например, у ребенка с гиповолемическим шоком прежде всего необходимо лечить шок. Вторая задача — точно определить его причину, третья — ликвидировать изменения, к которым привело основное повреждение, чтобы окончательно остановить процесс.
Эти принципы можно проиллюстрировать на примере разрыва селезенки с возникшим в результате этого внутрибрюшным кровотечением и шоком. Сначала все усилия в таком случае должны быть направлены на лечение шока. Когда достигнута достаточная стабилизация состояния, необходимо проводить дальнейшую диагностику, чтобы выявить повреждение внутренних органов. Наиболее часто с этой целью производится КТ с контрастированием. Решение о показаниях к оперативному вмешательству принимается в зависимости от состояния гемодинамики и степени повреждения селезенки. Если, однако, не удастся достичь стабилизации, то не следует откладывать операцию в надежде на спонтанную остановку кровотечения.
Видео: 31.07.2016 ДТП на трассе Воткинск - Шаркан, пьяный на Ниссане в кювет (Удмуртия)
В большинстве детских травматологических центров КТ активно используется для оценки состояния ребенка и диагностики повреждений органов брюшной полости. Практически любой КТ-аппарат дает сегодня столь качественное изображение, что степень разрыва поврежденных органов, таких, как селезенка или печень, определяется очень точно. Консервативное лечение может проводиться, как правило, без особых опасений и преимущественно оказывается эффективным. Операция показана лишь в тех случаях, когда невозможно легко и быстро восстановить нормальную гемодинамику. Соответственно, если после введения крови в объеме 20 мл/кг, гемодинамика остается нестабильной, должно быть предпринято хирургическое вмешательство.
Если лечение шока дает лишь временное улучшение, но состояние ребенка тем не менее упорно продолжает оставаться тяжелым, либо в тех случаях, когда не установлен источник кровотечения, полезным оказывается перитонеальный лаваж, который не должен откладываться для того, чтобы сделать КТ, ибо во время проведения КТ пациент находится вне постоянного контроля травматологов и не может, как правило, получить немедленную помощь. При наличии длительной или рецидивирующей гемодинамической нестабильности оперативное вмешательство должно быть срочным. Повреждение селезенки чаще всего может лечиться неоперативным путем. Консервативный метод особенно показан в тех случаях, когда для стабилизации состояния не потребовалось даже переливание крови.
Опасности и преимущества, связанные с выбором метода лечения. Консервативное лечение повреждений внутренних органов, как правило, обладает преимуществами перед стандартными хирургическими методами. В частности, например, при консервативном лечении травмы селезенки уменьшается, по сравнению с хирургическим лечением, риск, связанный с анестезиологическим пособием, самим оперативным вмешательством и постспленэктомическим наслоением инфекции. Более того, даже в случае безуспешности консервативного ведения, возможность развития различных осложнений и последствий значительно ниже, чем при оперативном вмешательстве. Поэтому, принимая решение о выборе метода лечения, хирург должен тщательно взвесить опасности, которые могут возникнуть в результате лапаротомии, гемотрансфузии (гепатит А и В, СПИД) и постспленэктомического наслоения инфекции, понимая при этом, что риск при консервативном лечении по меньшей мере не превышает риска, связанного с хирургическим вмешательством.
Принятие решения о переводе ребенка в соответствующее медицинское учреждение. Как только завершено первичное и вторичное обследование, начаты соответствующие реанимационные мероприятия и поставлен диагноз (иногда предположительный), необходимо принять решение о том, где ребенку может быть оказана дальнейшая наиболее квалифицированная помощь — в данном стационаре или в каком-либо ином. В большинстве лечебных учреждений есть все условия для обеспечения любой помощи при травме. Однако если в стационаре, где ребенок находится, такие возможности отсутствуют, пострадавший должен быть переведен туда, где эту помощь могут оказать наилучшим образом.