Гиперглицинемия
Повышение уровня глицина в жидких средах оргазма наблюдается при пропионовой и метилмалоновой ацидемии, которые объединяются термином гиперглицинемия с кетозом. Гиперглицинемия в этих случаях связана, вероятно, с угнетающим действием органических кислот на ферментную систему расщепления глицина. Генетическая же недостаточность этой ферментной системы обусловливает гиперглицинемию без кетоза.
Гиперглицинемия без кетоза
Выделяют четыре формы этой патологии: неонатальную, младенческую, поздно проявляющуюся и транзиторную.
Неонатальная форма гиперглицинемии встречается наиболее часто. Клинические проявления возникают в первые дни после рождения (между 6-м часом и 8-м днем). Вялое сосание, отказ от груди, заторможенность и выраженная гипотония мышц быстро приводят к глубокой коме, остановке дыхания и смерти. Часто наблюдаются судороги, особенно миоклонические, и икота.
При лабораторных исследованиях обнаруживают высокий уровень глицина в крови, который может превышать норму в 8 раз, и в моче. Диагностическим признаком является резкое повышение содержания глицина в СМЖ (в 15-30 раз выше нормы) и высокое по сравнению с нормой соотношение концентраций глицина в СМЖ и в плазме (более 0,08). Значение pH сыворотки остается нормальным. Уровень серина в плазме обычно снижен.
Примерно 30 % детей с этой патологией погибают, несмотря на поддерживающую терапию. У остальных наблюдается резкое отставание психомоторного развития и упорные миоклонические судороги и/или эпилептические припадки.
При младенческой гиперглицинемии признаки и симптомы, характерные для неонатальной формы, появляются после 6-месячного возраста. Обычно наблюдаются судороги, но в целом заболевание протекает несколько легче. Дети, как правило, не погибают, а психическая отсталость выражена в меньшей степени.
Лабораторные показатели аналогичны таковым при неонатальной форме гиперглицинемии.
Поздно проявляющаяся форма гиперглицинемии. Описано всего несколько больных с этой формой патологии, которая клинически проявляется, в основном, прогрессирующим спастическим парапарезом, атрофией зрительных нервов и хореоатетоидными движениями. Симптомы могут возникать в интервале от 2- до 33-летнего возраста. Психическое развитие больных обычно не страдает, но в 3 случаях наблюдалась легкая умственная отсталость. Судороги отмечены лишь у одного больного.
Изменения лабораторных показателей сходны с таковыми при неонатальной форме патологии, но выражены слабее.
Преходящая форма гиперглицинемии. Эта форма заболевания наблюдалась лишь у 6 новорожденных. По своим признакам она не отличается от неонатальной формы. Однако к 2-8-недельному возрасту повышенный уровень глицина в плазме и СМЖ нормализуется и все клинические симптомы исчезают. У 5 из этих больных не было никаких неврологических изменений, но у одного отмечено резкое отставание психического развития. Причина этого состояния неизвестна. Предполагается, что оно связано с незрелостью ферментативной системы.
Все формы гиперглицинемии без кетоза следует отличать от гиперглицинемии с кетозом, глицериновой ацидурии и отравления вальпроевой кислотой. В последнем случае уровень глицина в крови и моче также умеренно повышен. Поэтому биохимические исследования необходимо повторять после прекращения приема вальпроатов.
Активность ферментативной системы в ткани печени или головного мозга при неонатальной форме гиперглицинемии близка к нулю, тогда как при других формах в некоторой степени сохраняется. Более чем у 80% больных с неонатальной формой дефектным оказывается белок Р. При исследовании ферментативной активности у 3 больных с младенческой и поздно проявляющейся формами патологии в 2 случаях обнаружен дефект белка Т, а в одном — дефект белка Н. Эффективные способы лечения отсутствуют. Обменное переливание крови, диета с низким содержанием глицина и введение бензоата натрия или фолата не препятствуют развитию неврологических осложнений. Средства, блокирующие действие глицина на нервные клетки (стрихнин, диазепам и декстрометорфан), помогают лишь при легких формах данного состояния.
Гиперглицинемия наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Распространенность ее неизвестна, но в северной Финляндии это заболевание встречается весьма часто (1:12 000). Ген белка Р локализован на коротком плече хромосомы 9, а гены белков Н и Т — на длинном плече хромосомы 3. Определение ферментативной активности в биоптатах ворсин хориона позволяет диагностировать заболевание пренатально.