Особые случаи - обучение больных диабетом
Определенные группы больных имеют специфические нужды и возможности, и их обучение требует особого рассмотрения. Дети привыкли учиться совсем не так, как учат врачи. Подростки могут воспринимать сведения о своем диабете до тех пор, пока они не ограничивают их социальную жизнь. Молодые люди предпочитают уделять внимание карьере, а не регулярным медицинским осмотрам. С другой стороны, беременные женщины, больные диабетом, очень интересуются контролем диабета, хотя зачастую это внимание утрачивается после родов.
Пожилые люди нуждаются в особом внимании. Они находятся на грани значительного риска при появлении врачебных ошибок или влияния окружающих, требуют немедленной помощи и адаптированного обучения. Но многие из них обучаются плохо и сопротивляются или боятся оказывать себе помощь самостоятельно.
Приспосабливаемость к диете, лекарственным средствам, упражнениям может быть трудной для всех- в некоторых случаях выявляются достаточно простые причины неприятия, например, физическая неспособность пожилых людей ухаживать за своими ногами.
Сложности обучения учителей
Различные способности учителей к обучению все же рассматриваются значительно реже, чем их учеников, хотя они значительно влияют на процесс обучения и лечения. К особым проблемам профессионалов, оказывающим помощь больным, следует отнести утрату интереса или знаний, ошибочные стимулы, плохие навыки общения и отсутствие профессионального опыта, которые все вместе ведут к поспешной постановке диагноза, плохому лечению острых состояний и отрицанию долгосрочной помощи хроническим больным. Многие плохо знают психологию больных, не знакомы с механизмами сопротивления диабету и интеграцией больного в семью и общество. Подобный опыт существенен для соответствующего подхода к диабетической помощи.
Видео: Сколько живут с сахарным диабетом? Сколько лет может прожить диабетик?
Знания и ожидания преподавателей
Недостаточные знания о диабете, которые наблюдаются у врачей и сестер, вызывают беспокойство и говорят о том, что все они нуждаются в лучшей профессиональной подготовке. Показателен следующий пример: медсестрам (не специалистам в области диабета) было предложено ответить на ряд вопросов. Наблюдалась удивительная обратная корреляция между фактическими и представляемыми знаниями: те, кто думали, что знают больше, на самом деле знали меньше.
Доверие и отношение к профессионалам, также как их знания, могут оказывать влияние на согласие больных лечиться и на само лечение. Терапевты, которые верят в то, что гликемический контроль уменьшает риск диабетических осложнений, достигли лучшего контроля диабета, чем те, которые менее способны довести это до сознания больного. Другое положение говорит о том, что состав врачей и медсестер, который своими собственными усилиями и опытом способствует лучшему гликемическому контролю, достигает большего, чем тот, который перекладывает этот контроль на больного. Поэтому очевидно, что стандарты и результаты диабетической помощи в той же мере зависят от определенного изменения позиции врачей и медсестер. Структурированные консультации, построенные таким образом, что оба, и больной, и врач могут понять природу и причины проблем, улучшают общение и клинический результат.