тут:

Стратегии обучения - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Оглавление
Стратегия обучения больных сахарным диабетом
Обучение взрослых, аттестация
Стратегии обучения
План программы обучения больных

Ниже описаны семь основных стратегий обучения. Наиболее эффективные программы используют сочетание этих стратегий и адаптируют их к потребностям обучения своих больных.

Лекция

Размер лекции должен быть таким, чтобы в краткой форме наиболее полно изложить необходимую информацию для группы больных. Как метод обучения лекция имеет свои недостатки, часто отводя слушателю пассивную роль. По истечении короткого времени (15-20 мин.) большинство слушателей испытывает усталость и не может осознанно воспринимать предлагаемый материал. Большая часть информации, услышанной на лекции, сохраняется в памяти, как правило, непродолжительное время и должна быть применена сразу же. Несмотря на то, что лекция является одним из наименее эффективных методов изучения материала, в то же время она является наименее затратным методом и потому используется чаще всего. Причина этого парадокса состоит в том, что лекция - один из самых легких методов подачи материала для лектора, обеспечивающий высокий уровень контроля процесса обучения и позволяющий планировать занятия в деталях. Во время лекции лектор точно знает, что должно произойти дальше и редко бывает застигнутым врасплох.

Дискуссия

Дискуссия требует активного участия обучающегося, и поэтому является более эффективным методом обучения. Однако дискуссия требует напряжения от лектора, способности отвечать на неожиданные вопросы. Также, лектор должен обладать искусством поддержания дискуссии в определенном русле, уметь вовлекать в процесс дискуссии пациентов, которые все время молчат, и в то же время ограничивать активных пациентов, с тем, чтобы дать возможность высказаться другим. Дискуссии являются хорошим методом для разрешения групповых проблем или для приобретения личного опыта. Использовать дискуссию в целях проверки нежелательно, поскольку это может привести к соревнованию между больными.

Демонстрации

Метод демонстраций необходим преподавателям для обучения пациентов на практическом опыте и полезен для приобретения психомоторных навыков, таких как введение инсулина и мониторинг глюкозы крови. Очень важно научиться вначале отдельным этапам, а потом выполнять операцию полностью. Например, прокалывание пальца и получение капли крови - одна операция, а измерение - уже другая. Больные должны овладеть каждой их этих операций, прежде чем они полностью овладеют мониторингом глюкозы в крови.

Аудиовизуальные методы

Аудиовизуальные методы (АВ) - графики, слайды, постеры, фильмы, и т.д. - очень полезны в обучении больных. АВ высокого качества уже существуют для многих тем по диабету и эффективно используются на практике. Например, во время занятий в классе после короткой лекции следует показать небольшой видеофильм, а затем провести дискуссию. Такая последовательность подачи материала поможет удержать внимание аудитории на максимальном уровне. АВ позволяют разделить во времени опыт обучения, поскольку больные по-разному воспринимают материал. АВ могут быть использованы для внедрения важных концепций самопомощи, которые прежде существовали в виде лекций или дискуссий. Другое важное преимущество аудиовизуального метода обучения состоит в том, что с помощью этого метода можно показать в классе то, что иначе продемонстрировать невозможно. Наконец, большая часть больных привыкла к телевизору- телевидение - наиболее удобный и предпочтительный источник получения информации. Но, поскольку большинство АВ отводят зрителю пассивную роль, важно обсуждать фильм сразу же после его просмотра. Важно, чтобы избранный материал соответствовал культурному уровню и возрасту аудитории.

Обучение на примере

обучение диабету на примере

Данный метод занимает промежуточное положение между лекцией и дискуссией. Обучение на примере - это важный способ обучения для тех больных, которые хотели бы получить конкретные знания о правилах жизни с диабетом. Обучение на примере - это рассказ о случаях, имевших место в жизни конкретных людей. Ведь большинство людей воспринимают свою жизнь как конкретную жизненную историю. Если Вы попросите больного рассказать о себе и своем заболевании, он расскажет Вам свою жизненную историю или, по крайней мере, ту часть истории, в которой диабету отведена большая роль. Используя эту историю, акцентируйте внимание на том, как больной сможет изменить ее, и это может быть ценным дополнением к обучению.

Ролевые игры

Ролевые игры и другие методы тренировки, основанные на взаимодействии обучающихся, являются экспериментальными методами и могут способствовать обмену собственным опытом между больными. При успешном применении эти методы могут принести большую пользу. Лектор, который их использует, должен обладать хорошими навыками межличностного общения. Эффективное использование метода с большой эмоциональной нагрузкой требует определенного уровня взаимопонимания больных между собой - с одной стороны, и больных и лектора - с другой. Чтобы использовать такой метод, лектор должен быть грамотным, восприимчивым и иметь чувство такта.

Чтение

Чтение может быть как пассивным методом, слабо сохраняющим знания, так и активным, с большими возможностями, приспособленными к нуждам обучающегося. Если больной нуждается в чтении информации по диабету, которая является составной частью программы, было бы хорошо, чтобы больной что-то запомнил из прочитанного. Но, если больной является исследователем по характеру и очень нуждается в информации о диабете, в этом случае желательно, чтобы информация повторялась. Если это возможно, больной должен иметь книгу о диабете со ссылками или набор материалов, содержащий рекомендованную ему в обучающей программе информацию. Он должен быть обучен пользованию этим источником, чтобы получить ответы на вопросы, которые в дальнейшем могут возникнуть в процессе лечения его заболевания. Таким образом, материалы для чтения могут скорее соответствовать и поддерживать информацию, представленную в программе, чем служить первичным источником информации.
В общем, наиболее эффективный подход к обучению больного включает разнообразие методов обучения и изучения. Во время курса обучения по программе обычно полезно переходить от пассивных методов обучения, таких как лекция, к более активным, предполагающим общение и взаимодействие обучающихся. Экспериментальные методы работы лучше применять в тех случаях, когда больные знают и доверяют друг другу и чувствуют себя комфортно с преподавателем. Также полезно переместить фокус обучения с общей информации о диабете на то, как именно помочь каждому больному и как применить общие знания о диабете. Во время этого процесса больные обдумывают и обсуждают информацию о диабете, учатся применять ее к себе. И в заключение следует сказать, что ключ к выбору подходящих методов обучения и восприятия лежит в знании нужд пациентов.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее