Обучение диабету - оценка семьи - обучение жизни с диабетом в детстве
Родители, дети и подростки обучаются различными способами и с разной скоростью. Семьи обладают разным жизненным опытом, имеют разное окружение и, в результате, у каждой из семей есть свои ограничения, которые они должны преодолеть, чтобы достичь успешного обучения. На этой ступени каждая семья должна понять, какие барьеры необходимо преодолеть, чтобы достичь успехов.
Барьеры обучения
К барьерам, лежащим на пути к обучению, можно отнести позицию и самооценку родителей. Некоторые родители потеряли веру в свои возможности, отрицательно относятся к обучению или слишком напуганы, чтобы воспринимать информацию. К препятствиям на пути к обучению можно отнести следующие:
- Гнев, испуг и депрессия родителей, когда они узнают о диагнозе ребенка;
- Внутренние, межличностные проблемы, которые переносятся на ребенка;
- Негативные отношения, имеющие место между ребенком и матерью;
- Отсутствие психологической поддержки;
- Тревога родителей;
- Внешние стрессы, включая стрессы на работе, заработок, финансовые затруднения и т.д.;
- Специфические культурологические особенности.
Родители как преподаватели
Обучающий специалист должен построить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок не заметил разницы между обучением в группе и обучением родителями. В обществе процесс обучения охватывает детей и подростков, занимающихся в начальной и средней школах. Молодые люди, посещающие колледжи или университеты, более свободны в выборе продолжения обучения диабету, однако со временем многие взрослые утрачивают навыки самодисциплины, им труднее добиться хороших результатов. Обычно подростки, которые получают основные знания о диабете, предпочитают:
- Контролировать содержание и темп обучения;
- Обучаться различными способами;
- Обучаться на конкретных примерах;
- Использовать жизненный опыт для того, чтобы связать его с новыми данными;
- Понять, почему у них возникла та или иная проблема.
Обучение с помощью преподавателя
Существует много способов обучения диабету. Они дополняют друг друга и включают:
- Индивидуальное обучение «один на один» с членами семьи - самая предпочтительная форма обучения;
- Групповое обучение с ровесниками (особенно для подростков) или с группой поддержки;
- Обучение на опыте, особенно с преподавателем или врачом (т.е. режим дня или лечение гипогликемий);
- Использование материала, подготовленного заранее (тексты, видеофильмы, компьютерные программы).
Выбор метода обучения зависит от многих факторов, которые включают:
- Желаемые результаты обучения;
- Нужды обучающегося (т.е. родители нуждаются в больших знаниях, чем бабушки и дедушки);
- Характерные особенности обучающихся;
- Ресурсы (комната для занятий, время, персонал)
- Методы, более подходящие для преподавателя и семьи.
В настоящее время достигнут существенный прогресс в подготовке материалов по педиатрии для обучения детей и подростков, часто подготовленный и написанный специалистами-профессионалами из диабетических общественных организаций. В настоящее время преподаватель может использовать разные материалы для обучения больных, среди них:
- Письменный материал;
- Модели (интерактивная психолого-анатомическая модель диабета);
- Наглядные пособия;
- Видеофильмы;
- Демонстрация практических приемов;
- Интерактивные компьютерные программы;
- Случаи из практики.