Знания о диабете - обучение жизни с диабетом в детстве
Знания о диабете, технические навыки и способы поведения
Если семья, в которой есть больной диабетом ребенок или подросток, обучается на амбулаторной основе, она должна приобрести широкие познания в области диабета. Необходимая информация может быть разделена по степени важности:
- Знания о диабете;
- Технические навыки;
- Управление диабетом.
Приобретение знаний о диабете
Процесс обучения диабету очень важен, поскольку он обеспечивает больного информацией, на основе которой впоследствии формируются основные знания. Например, способность инсулина снижать уровень глюкозы в крови - жизненно важная сердцевина этих знаний. И больной, и его семья нуждаются в знании этого основного факта перед тем, как они получат представление о гипогликемии, гипергликемии, о снабжении организма инсулином. Другим важным аспектом является информация об инсулине как о мощном лекарственном средстве, информация об опасности появления кетонов и о том, как избежать и справиться с этим острым осложнением. По этим вопросам больного необходимо регулярно опрашивать и закреплять информацию. Ясно, что сложность передачи информации больному в процессе обучения зависит от сложности изучаемого вопроса, от того содержания, которое необходимо преподнести больному, а это, в свою очередь, зависит от продолжительности диабета, прежнего обучения, от психологического статуса семьи, ее готовности воспринять информацию, а также от общего образовательного уровня. Для процесса обучения очень важно достичь единого мнения по всем вопросам между членами команды.
Типичная программа вводного занятия для преподавателя и диетсестры должна включать следующие вопросы:
- Что такое диабет и каковы отличия диабета 1-го и 2-го типов;
- Техника инъекций;
- Мониторинг глюкозы крови;
- Природа периода ремиссии;
- Действие инсулина;
- Хранение препаратов инсулина и возможность смешивания различных его видов;
- В каких случаях возможно возникновение гипогликемических состояний .
В связи с тяжелыми последствиями гипогликемий у детей, терапевтические цели для них выше, чем для взрослых:
Видео: Кислотно - щелочной баланс - основа здоровой жизни!
- препрандиальный уровень глюкозы в крови:
- 5-12 ммоль/л - в возрасте до 5 лет,
- 4-10 ммоль/л - у детей 5-10 лет
- 4-8 ммоль/л - у подростков,
- 7 -10 ммоль/л - перед сном
- Гипогликемия, ее предотвращение и помощь;
- Глюкагон;
- Диабет и спортивные упражнения;
- Диетические основы;
- Вечеринки и пикники;
- Что делать при сопутствующих заболеваниях;
- Осложнения;
- Контактные телефоны помощи на случай критических состояний.
Большую часть первоначальной информации преподаватель дает семье «один на один», если не случается так, что есть еще одна семья с ребенком, которому только что был поставлен диагноз. По возможности обучение детей и подростков лучше проводить «один на один». Некоторым людям, особенно тем, у кого низкий образовательный уровень, обучение в группе может принести вред. Срочность и сложность управления диабетом в детском возрасте означает, что семья должна получить определенные минимальные знания о диабете в короткий срок.
Не все перечисленные темы могут быть затронуты на первом занятии. Естественно, что обучение должно продолжиться при последующих посещениях центра или клиники. В дальнейшем могут быть использованы другие формы обучения: диабетические лагеря, клубы, группы в клинике, дни обучения родителей, малышей и подростков.
Приобретение практических навыков
Интенсивное обучение диабету сейчас рекомендуется всем больным с инсулинзависимым сахарным диабетом. Им необходимо обучаться и приобретать мастерство для выполнения многих технических навыков (часто больные нуждаются в 4-х инъекциях, чаще всего 2-х различных препаратов инсулина в день), которые должны стать сердцевиной знаний. Такие навыки включают:
Мониторинг глюкозы крови:
- Прокол пальца с целью получения капли крови;
- Знания о том, как пользоваться глюкометром;
- Как откалибровать глюкометр;
- Ограничения, существующие для глюкометра;
- Работа с результатами анализа, занесение и сохранение их в памяти глюкометра.
Инъекции инсулина:
- Хранение инсулина;
- Способ действия инсулина;
- Типы инсулинов;
• Набор инсулина в шприц или шприц-ручку;
- Смешивание инсулина;
- Места инъекций и техника их выполнения.
Инъекции глкжагона:
- Способ действия;
- Как набрать в шприц;
- Места инъекций и техника их выполнения;
Моча:
- • Сбор мочи для определения кетонов;
- • Сбор мочи для определения глюкозы;
• Методика определения и оценки.
Приобретение необходимых навыков поведения
Эффективное управление диабетом зависит от адаптации к определенным рутинным моментам, таким как необходимость ежедневно регулярно принимать пищу, съедать равные порции в одно и то же время. У детей дошкольного возраста такие правила соблюсти трудно. Необходимо учитывать и другие моменты, связанные с питанием, например, необходимость перекусов до и после занятий спортом. Адаптация к этим правилам помогает больному диабетом управлять своим заболеванием, но прежде требует от больного изменения стиля поведения.
Процесс обучения диабету обеспечивает больному ту основу знаний, на которой базируется изменение его поведения.
Обзор необходимых знаний о диабете, технических навыков и особенностей поведения больного
В идеальном случае необходимые семье знания о диабете, технические навыки и особенности поведения больного ежегодно сообщаются преподавателем. Определенный объем информации больной получает при каждом посещении клиники. Обучение должно проводиться непрерывно. Появление глюкометров с более высокими техническими возможностями, пользование которыми в меньшей мере зависит от имеющихся у больного навыков, сделало реальным тестирование уровня глюкозы в крови в домашних условиях. Однако применение новейших препаратов инсулина, также как и шприц-ручек и глюкометров, означает необходимость постоянного обновления знаний и навыков больного.