Респираторно-синцитиальная инфекция
Респираторно-синцитальный вирус (PCB) служит главным возбудителем бронхиолита и пневмонии у детей младше года. Среди возбудителей инфекций дыхательных путей в раннем детстве данный вирус имеет наибольшее значение.
Этиология
РСВ — это РНК-содержащий вирус среднего размера Образование компонентов вируса происходит в цитоплазме, а зрелые вирионы отпочковываются от цитоплазматической мембраны. РС-вирус принадлежит к семейству Paramyxoviridae, куда также входят вирусы парагриппа, инфекционного паротита и кори, однако РСВ — единственный из рода пневмовирусов, который способен вызывать заболевания у человека. Хотя различные штаммы РСВ обладают некоторой антигенной гетерогенностью, вариации касаются преимущественно одного из двух поверхностных гликопротеидов (G-белков)- клиническая и эпидемиологическая значимость данных различий неясна. Респираторно-синцитиальный вирус растет в ряде клеточных культур, вызывая образование характерного синцития.
Эпидемиология
Ежегодные вспышки и высокая заболеваемость на первых месяцах жизни — уникальные черты для вирусов человека. РС-вирус распространен по всему миру и проявляется в виде ежегодных эпидемических вспышек. В умеренном климате данные эпидемии возникают каждую зиму и длятся 4-5 мес. В остальное время заболеваемость невысокая и ограничивается спорадическими случаями. В Северном полушарии максимальный подъем заболеваемости приходится на январь, февраль или март, однако самые ранние всплески заболеваемости регистрируются в декабре, а самые поздние — в июне. В указанное время количество госпитализаций детей до года по поводу бронхиолита или пневмонии возрастает, а затем снижается пропорционально числу инфекций, вызванных РСВ среди населения. В тропиках эпидемический характер заболеваемости не отмечается.
Видео: 19.04.2016. 02. Бердышева О.И. Иммунопрофилактика РС-инфекции у недоношенных детей.
Высокие титры антител к РС-вирусу, проникших трансплацентарно, производят некоторый защитный эффект. Данным обстоятельством объясняется низкая частота тяжелых инфекций во время первых 4-6 нед. жизни, за исключением недоношенных, которые получили меньшее количество материнского IgG. В городских условиях за каждую эпидемию первичную инфекцию переносит примерно 50% грудных детей. Таким образом, ко 2-му дню рождения переболевают практически все дети. Частота реинфекции в детском возрасте достигает 10-20 % за эпидемию- у взрослых частота реинфекции ниже. При частых контактах с инфекцией (например, в дневных детских учреждениях) заболеваемость выше: для первичной инфекции — почти 100%, а для последующих — 60-80%.
Реинфекция возможна уже через несколько недель после выздоровления, однако обычно она возникает во время последующих ежегодных вспышек. Реинфекция, как правило, протекает более легко, что, по всей видимости, объясняется как частичным иммунитетом, так и увеличением возраста Но описаны случаи двух тяжелых бронхиолитов подряд.
Самый частый диагноз у грудных детей, госпитализированных по поводу респираторно-синцитиальной инфекции — бронхиолит, хотя он нередко неотличим от пневмонии грудных детей, вызванной тем же вирусом- в реальности оба заболевания часто сочетаются. Заболеваемость всеми инфекциями дыхательных путей (включая круп), возбудителем которых служит РСВ, наивысшая в 2-4 мес. жизни, а потом снижается. Бронхиолит становится редким после первого года жизни- у более старших детей острые инфекции, сопровождающиеся свистящим дыханием, часто называют астматическим бронхитом или приступом астмы. Вирусная пневмония — это постоянная проблема детского возраста, хотя у детей старше года роль РСВ уменьшается. РС-инфекция служит причиной 45-75 % случаев бронхиолита, 15-25% пневмоний у детей и 6-8% случаев крупа.
От заражения до первых симптомов инфекции проходит примерно 4 дня. Выделение вируса продолжается разное время и зависит, вероятно, от тяжести заболевания и иммунного статуса. Большинство грудных детей с инфекциями нижних дыхательных путей выделяют вирус 5-12 дней после поступления в больницу. Подтверждено выделение в течение более 3 нед. Вирус распространяется аэрогенным путем с крупными каплями секрета, либо контактно-бытовым и вносится на слизистую оболочку или конъюнктиву восприимчивого лица. Вероятно, в большинство семей РСВ заносят школьники, страдающие реинфекцией. Типично, что в пределах нескольких дней старшие братья и сестры и один или оба родителя заболевают, однако у грудного ребенка болезнь протекает тяжелее — с лихорадкой, средним отитом или поражением нижних дыхательных путей.
В период эпидемий большое беспокойство вызывает внутрибольничное распространение инфекций, вызванных РСВ. Обычно вирус разносится от ребенка к ребенку через лиц, которые за ними ухаживают. В распространении вируса также могут участвовать взрослые с реинфекцией.
Патогенез
Вероятным фактором патогенеза бронхиолита, вызванного респираторно-синцитиальной инфекцией, служит иммунное повреждение. В процессе инфекции выделяется много растворимых факторов (интерлейкины, лейкотриены и хемокины), стимулирующих воспаление, повреждение тканей. На животной модели активированные Т-лимфоциты участвовали как в патогенезе повреждения легких, так и в выздоровлении. У многих детей вслед за бронхиолитом, вызванным РСВ, возникают повторные эпизоды свистящего дыхания. Во время таких эпизодов обнаруживаются определенные маркеры, особенно эозинофилия и присутствие катионного белка эозинофилов в крови, которые связаны с подобными рецидивами.
Насколько часто в развитии инфекции нижних дыхательных путей, вызванных респираторно-синцитиальной инфекцией, участвует бактериальная суперинфекция, неизвестно. Вызванный РСВ у грудных детей бронхиолит — исключительно вирусное заболевание, даже если сопровождается ателектазом или интерстициальной пневмонией.
Клинические проявления
Первыми симптомами PCB-инфекции у грудного ребенка служат ринорея и фарингит. Одновременно или, чаще, через 1-3 дня появляется кашель- в этом время также могут наблюдаться чиханье и субфебрильная температура тела. Вскоре после появления кашля ребенок начинает громко чихать. В легких случаях прогрессирование заболевания ограничивается перечисленными нарушениями. При аускультации часто выслушиваются диффузные сухие и влажные хрипы, крепитация. Обильные прозрачные выделения из носа обычно продолжаются во время всего заболевания, лихорадка носит перемежающийся характер. Рентгенография грудной клетки на этой стадии обычно не выявляет отклонений.
С прогрессированием заболевания кашель и свистящее дыхание усиливаются- увеличенная частота дыхания, втяжение межреберных промежутков и верхней части живота, беспокойство и периферический цианоз указывают на дыхательную недостаточность. О тяжелой, угрожающей жизни инфекции свидетельствуют центральный цианоз, частота дыхания свыше 70 в минуту, апатичность и периоды апноэ. На данной стадии грудная клетка может быть сильно расширена, звуки при аускультации почти отсутствуют из-за малого притока и оттока воздуха.
У 10% грудных детей, госпитализированных с вирусным бронхиолитом, рентгенография грудной клетки в пределах нормы, но примерно у 50% имеются явные признаки эмфизематозного вздутия и повышения прозрачности легочных полей. Перибронхиальная инфильтрация или признаки интерстициальной пневмонии наблюдаются у 50- 80%, инфильтративные изменения сегмента легкого — у 10-25%. Плевральный выпот встречается крайне редко.
У некоторых грудных детей течение заболевания скорее напоминает пневмонию: в продромальный период возникает ринорея и кашель, далее присоединяется одышка, плохое сосание, апатия- свистящее дыхание и расширение грудной клетки выражены минимально. Несмотря на клиническую картину пневмонии, нередко свистящее дыхание все же периодически появляется, а рентгенография может выявить признаки эмфизематозного вздутия.
Лихорадка наблюдается при респираторно-синцитиальной инфекции не всегда. Частое осложнение — средний отит, при котором жидкость среднего уха содержит нуклеиновую кислоту вируса. Сыпь и конъюнктивит встречаются крайне редко. У детей первых месяцев периодические эпизоды апноэ могут быть частыми и мучительными, даже при относительно легком бронхиолите. Вероятно, небольшая часть смертей, отнесенных к категории синдрома внезапной детской смерти, на самом деле вызвана респираторно-синцитиальной инфекцией.
У больных с глубоким угнетением иммунитета инфекции, вызванные РСВ, могут протекать тяжело в любом возрасте. Летальность при пневмонии, вызванной РСВ, у больных после трансплантации органов, костного мозга, достигает 50% и более. У ВИЧ-инфицированных, по-видимому, инфекция, вызванная РСВ, протекает нетяжело.
Диагностика
Бронхиолит — это клинический диагноз. То, что возбудителем является РС-вирус, можно предполагать по клинической картине, сезону года и наличию типичной вспышки. Диагностике помогает и такой эпидемиологический признак, как наличие простуды у лиц более старшего возраста, проживающих вместе с больным, поскольку у старших детей и взрослых РСВ часто вызывает реинфекции с соответствующими симптомами.
В большинстве случаев бронхиолита или пневмонии, вызванных РСВ, стандартные лабораторные исследования малоинформативны. Число лейкоцитов находится в норме или увеличено, в лейкоцитарной формуле преобладают нейтрофилы или лимфоциты и моноциты, но в целом она тоже остается в пределах нормы. В посевах из зева обнаруживается рост нормальной микрофлоры. Гипоксемия встречается часто и нередко более выражена, чем это ожидалось по клиническим признакам. Выраженная гипоксемия сопровождается гиперкапнией и ацидозом.
Наибольшие затруднения вызывает исключение этиологической роли бактерий или хламидий, поскольку в таких случаях требуются антибиотики. Если клинические признаки бронхиолита выражены нерезко или инфильтраты на рентгенограммах отсутствуют, вероятность бактериальной инфекции мала. У детей 1-4 мес. причиной интерстициальной пневмонии может быть Chlamydia trachomatis. Хламидийная пневмония чаще имеет подострое начало, и ей может предшествовать конъюнктивит. Кашель и хрипы выражены отчетливо, но свистящего дыхания нет. Возможна эозинофилия. Лихорадка и ринорея обычно отсутствуют.
Инфильтрат, не сопровождающийся другими проявлениями или плевральным выпотом, следует считать бактериальным, пока не доказано обратное. На бактериальную пневмонию указывают повышение числа нейтрофилов (в тяжелых случаях — лейкопения), непроходимость кишечника или боль в животе, боль в груди, высокая температура, коллапс. В подобных случаях, несомненно, показаны антибиотики.
Для подтверждения диагноза респираторно-синцитиальной инфекции необходимо обнаружить вирус или его компоненты в секрете дыхательных путей. Наилучшим материалом служит аспират слизи или смыв из задней части носовой полости. Допустимо использовать и мазок из носоглотки. В аспирате из трахеи нет необходимости. Полученный материал помещают на лед и сразу направляют в лабораторию, где его исследуют на антигены или вносят в восприимчивые однослойные культуры клеток.
Лечение
В неосложненных случаях бронхиолита лечение респираторно-синцитиальной инфекции симптоматическое. Госпитализированным грудным детям, как правило, показан увлажненный кислород, поскольку у большинства из них имеется гипоксия. У многих грудных детей также имеется легкое или умеренное обезвоживание, поэтому им следует осторожно вводить жидкость, количество которой слегка превышает то, которое необходимо для поддержания баланса. Если сосание затруднено из-за одышки, нередко оправдано парентеральное питание или кормление через зонд. Дыхание грудного ребенка облегчается, если головной конец его кроватки приподнят на 10-30°.
Парентеральное или аэрозольное введение адреналина может уменьшить количество свистящих хрипов и улучшить состояние ребенка- если первое применение дало хороший результат, его следует повторить. Глюкокортикоиды показаны лишь старшим детям с установленным диагнозом бронхиальной астмы.
В большинстве случаев антибиотики не приносят пользы, поэтому массового их назначения при предположительно вирусном бронхиолите следует избегать. Интерстициальная пневмония в возрасте 1-4 мес. может оказаться хламидийной, следовательно, оправдано применение эритромицина (40 мг/кг/сут) или азитромицина (10мг/кг в первые сутки, 5 мг/кг во 2-5-е сутки). Грудным детям с интерстициальной пневмонией и наличием инфильтратов, а также детям в тяжелом состоянии антибиотики вводят внутривенно.
Противовирусный препарат рибавирин, возможно, оказывает умеренное благоприятное действие на течение пневмонии, вызванной респираторно-синцитиальной инфекцией. Рибавирин применяют в виде аэрозолей с малым размером частиц в течение 3-5 дней. Следует отметить, что сокращение сроков госпитализации и снижения летальности зарегистрировать не удалось, а исследования применения рибавирина у грудных детей не доказали его эффективности. Таким образом, Рибавирин применяется только у некоторых больных с тяжелыми иммунодефицитами, когда неограниченное размножение вируса несомненно играет роль в патогенезе тяжелой болезни.
Для лечения больных с пневмонией и респираторно-синцитиальной инфекцией, которые возникли на фоне тяжелых иммунодефицитов, использовались иммуноглобулин, приготовленный из плазмы с высоким титром антител, а также гуманизированные Моноклональные антитела (паливизумаб). Хотя Четких доказательств эффективности не было, данные препараты действительно снижают титр вируса в дыхательных путях и их применение может быть оправдано в тех ситуациях, когда без этих препаратов прогноз плохой.
Прогноз
Летальность госпитализированных грудных детей с респираторно-синцитиальной инфекцией нижних дыхательных путей составляет около 2 %. Практически все умершие — это дети первых месяцев, недоношенные или с сопутствующими нервно-мышечными заболеваниями, болезнями легких, сердечно-сосудистой или иммунной системы.
В анамнезе у многих детей с бронхиальной астмой имеются указания на бронхиолит, перенесенный в грудном возрасте. У 33-50% детей, переболевших в грудном возрасте типичным для респираторно-синцитиальной инфекции бронхиолитом, в последующем возникают повторные эпизоды свистящего дыхания. Бронхиолит, перенесенный в возрасте до 1 года, увеличивает вероятность того, что первый из приступов свистящего дыхания в последующем будет назван бронхиальной астмой.
Как уже упоминалось, если у больного любого возраста с глубокой иммуносупрессией или тяжелым иммунодефицитом возникает респираторно-синцитиальная инфекция, и она сопровождается пневмонией с клиническими проявлениями, летальность достигает 50%.
Видео: Экпресс-тест за 10 минут. Certest. Диагностика респираторных вирусных и бактериальных инфекций.
Профилактика
В больницах профилактические мероприятия главным образом направлены на предотвращение внутрибольничного распространения инфекции. Во время сезона высокой заболеваемости респираторно-синцитиальной инфекцией, здоровые грудные дети должны быть отделены от грудных детей с симптомами респираторных заболеваний. При уходе за всеми грудными детьми с предположительным или подтвержденным диагнозом респираторно-синцитиальной инфекции, необходимо использовать отдельные комплекты одежды и перчаток, а также тщательно мыть руки.
Пассивная иммунопрофилактика
Для защиты детей из группы риска от тяжелых и осложненных респираторно-синциальных инфекций, рекомендуется использовать либо паливизумаб (моноклональные антитела против вируса- 15 мг/кг внутримышечно), либо иммуноглобулин против РС-вируса (750 мг/кг внутривенно). Иммунопрофилактика снижает у грудных детей из группы риска частоту и общую длительность госпитализаций по поводу респираторно-синцитиальных инфекций. Упомянутые препараты вводятся ежемесячно в течение всего сезона повышенной заболеваемости (с октября — декабря до марта — мая). Во многих случаях предпочтительнее моноклональные антитела против вируса, поскольку их легко вводить внутримышечно и они не влияют на действие живых вакцин. Иммуноглобулин против респираторно-синцитиальной инфекции обеспечивает некоторую защиту и против других возбудителей респираторных инфекций. У детей с иммунодефицитами, ежемесячно получающих ВВИГ, на сезон высокой заболеваемости, иммуноглобулин можно заменить на иммуноглобулин против РСВ.
Вакцина
В настоящее время вакцина против респираторно-синцитиальной инфекции не разработана. Разработка вакцины непрерывно продолжается, начиная с экспериментов в 1960-е годы с вакциной, инактивированной формалином и осажденной квасцами. Эта вакцина вызывала выраженное образование сывороточных антител, однако у вакцинированных после заражения природным вирусом развивалось более тяжелое заболевание. Живые аттенуированные вакцины вызывают неприемлемые симптомы или превращаются обратно в вирус дикого типа. В настоящее время рассматриваются либо очищенные субъединичные вакцины против одного из поверхностных белков, либо аттенуированные живые вакцины, адаптированные к холоду.