Передозировка антикоагулянтов
Разнообразие антикоагулянтов и тромболитиков способствовало их широкому применению в медицине. Наиболее популярен сегодня варфарин, назначаемый при атеросклерозе церебральных артерий, нарушениях ритма сердца, тромбозах и эмболиях. Кровоточивость, нередко возникающая при передозировке антикоагулянтов, не всегда расценивается как лекарственное осложнение и часто не учитывается статистикой. Использование гепаринов, тромболитиков и варфарина осложняется побочными эффектами, рецептурными ошибками и лекарственными взаимодействиями. Случайные передозировки антикоагулянтами и содержащими их родентицидами нередко встречаются среди детей и домашних животных.
Варфарин и его аналоги
Механизм действия варфарина и его аналогов состоит в нарушении метаболизма витамина К. Этот витамин служит кофактором синтеза протромбина, факторов VII, IX, X. В ходе этого процесса витамин К окисляется в 2,3-эпоксид. Эта неактивная форма витамина К вновь превращается в активную в двух последовательных восстановительных реакциях. Варфарин и его аналоги ингибируют витамин-К-эпоксид-редуктазу и хинонредуктазу, препятствуя последующей активации факторов свертывания.
Варфарин практически полностью всасывается при приеме внутрь, сывороточная концентрация достигает максимума примерно через 3 ч. Поскольку активен лишь свободный препарат, средства, которые конкурируют за связывание с альбумином или изменяют метаболизм варфарина, сильно влияют на его антикоагулянтиое действие. Так как витамин К быстро метаболизируется, антикоагулянтное действие определяется Т1/2 факторов свертывания, причем первым снижается уровень фактора VII (Т1/2 около 5 ч). Поскольку же МНО повышается при уровне факторов ниже 25% от нормы, у больных, не принимавших ранее антикоагулянты, эффект варфарина при передозировке проявляется не ранее чем через 15 ч после приема. На практике он начинает действовать еще позже, так как к этому времени ферменты ингибируются еще не полностью.
Антикоагулянты длительного действия
Два производных 4-гидроксикумарина — дифенакум и бродифакум — отличаются от варфарина высокомолекулярной полициклической углеводородной боковой цепью. Они относятся к антикоагулянтам длительного действия (так называемым «суперварфаринам»), которые создавались как средства против устойчивых к варфарину грызунов. По механизму действия они не отличаются от других непрямых антикоагулянтов, но в 100 раз превосходят по силе варфарин, действуют более длительно. В литературе описано много случаев передозировки антикоагулянтов с целью самоубийства. Они сопровождались длительной (до нескольких месяцев) тяжелой коагулопатией, часто — кровотечениями. Такие случаи важно отличать от случайных передозировок, так как при последних нарушений свертывания обычно нет, а кровотечения и смертельные исходы редки. Однократный прием небольшой дозы антикоагулянта длительного действия обычно не приводит к увеличению МНО, клинически значимые нарушения свертывания еще более редки. Случайный прием препарата (обычно у детей) протекает бессимптомно и не вызывает лабораторных нарушений. Так как риск кровоточивости мал и развивается она спустя длительное время, большинство авторов рекомендуют ограничиться симптоматической терапией. Тем не менее опубликованные случаи благоприятного исхода передозировки антикоагулянтами длительного действия у детей не должны вводить в заблуждение. Практическим врачам нужно исходить из худшего и определять у таких детей МНО по меньшей мере через 24 и 48 ч.
Симптомы передозировки антикоагулянтов
Обычно концентрация антикоагулянта в родентицидах мала (0,025% или 25 мг варфарина на 100 г препарата). Антикоагулянтный эффект у ребенка весом 10 кг развивается при приеме 2,5 мг варфарина (10 г родентицида), что гораздо больше, чем пробуют лети на вкус. Поэтому однократный случайный прием содержащих варфарин родентицидов не опасен и не требует лечения. Напротив, случайный или умышленный прием больших доз фармакологических препаратов может вызвать коагулопатию и кровоточивость. Клинические проявления передозировки (легкое появление синяков, гематурия, алая кровь в стуле, меноррагия) неспецифичны. Редки, но очень опасны массивные гематомы в области шеи, сдавливающие дыхательные пути. Самые тяжелые осложнения передозировки антикоагулянтов — внутричерепные кровоизлияния, которые при длительном лечении развиваются у 2% больных.
Отравления содержащими варфарин препаратами редко бывают умышленными, обычно это результат случайной передозировки антикоагулянтов. Индекс риска кровотечений у амбулаторных больных учитывает четыре независимых фактора риска:
- возраст 65 лет и старше;
- перенесенный ранее инсульт;
- желудочно-кишечное кровотечение в анамнезе;
- недавний инфаркт миокарда, либо гематокрит ниже 30%.
Гепаринотерапия примерно в 25% случаев в первые дни лечения сопровождается небольшой преходящей тромбоцитопенией (гепариновая тромбоцитопения). Более тяжелая ее форма (синдром белых тромбов) развивается у 1—5% больных на второй неделе терапии (или на первой, если больной получал гепарин ранее). Гепарин стимулирует секрецию тромбоцитарного фактора 4, который образует с гепарином комплекс, способный вызвать иммунный ответ. Антитела класса к комплексу гепарин — тромбоцитарный фактор 4 активируют тромбоциты и способствуют образованию тромбоцитарных тромбов. Это осложнение может проявляться как кровоточивостью, так и тромбозами и эмболиями.
Диагностика передозировки антикоагулянтов
Лабораторное обследование
Диагноз передозировки антикоагулянтов ставится по общим тестам па свертывание крови. Обычно достаточно четырех таких тестов — ПВ (либо МНО), АЧТВ, тромбинового времени и уровня фибриногена. Действие непрямых антикоагулянтов оценивают по МНО. Однако при остром некрозе печени любой этиологии МНО может сильно колебаться, приводя порой к неверным решениям. Поэтому большинство исследователей по-прежнему полагаются на ПВ. АЧТВ — показатель, не зависящий от уровня факторов VII, XIII и числа тромбоцитов. Тромбиновое время отражает последнюю фазу свертывания крови (превращение фибриногена в фибрин) поэтому не зависит от уровня протромбина, факторов V, VII—XIII, прекалликреина, высокомолекулярного кининогена и числа тромбоцитов. Наконец, уровень фибриногена (либо продуктов деградации фибрина) позволяет проводить дифференциальный диагноз с коагулопатией потребления. Сочетание этих тестов обычно позволяет определить природу коагулопатии.
Хотя сывороточная концентрация варфарина используется для оценки фармакокинетики препарата и диагностики в сомнительных случаях, более оправданно полагаться на простые и дешевые методы исследования (например, МНО).
Антикоагулянты длительного действия
При случайной передозировке антикоагулянтами длительного действия риск коагулопатии низок, поэтому обследование можно сократить. Больные с риском кровоточивости выявляются повторным определением МНО через 24 и 48 ч после отравления. При необходимости эти анализы можно сделать и на дому. Напротив, у больных, принявших антикоагулянты длительного действия умышленно, риск коагулопатии следует считать высоким. Большинство из них не обращаются к врачу до появления кровоточивости, а поскольку коагулопатия развивается отсроченно, промывание желудка имеет смысл лишь при подозрении на продолжение приема антикоагулянтов. Исследования МНО 1—2 раза в сутки в течение 2 сут обычно бывает достаточно для оценки риска кровоточивости. При необходимости прибегают к срочной диагностике по уровню факторов свертывания и непосредственному измерению концентрации антикоагулянта в крови.
Лечение передозировки антикоагулянтов
Спустя несколько часов после передозировки антикоагулянтов очищение желудка не имеет смысла. Если нет противопоказаний, больному дают активированный уголь. Для усиления выведения варфарина можно назначить также холестирамин внутрь, хотя убедительных доказательств его эффективности нет. Пострадавшего следует поместить под наблюдение в обстановку, исключающую возможность случайных травм и самоповреждений и гарантирующую раннее выявление кровоточивости.
Видео: Возможна ли передозировка сухой смесью для коктейля «Нэчурал Баланс»
Если имеются значительная кровопотеря, нарушения гемодинамики или гипоксемия, показано переливание крови. Эритроцитарная масса отлично восполняет потерю эритроцитов, но не влияет на коагулопатию и не может остановить продолжающееся кровотечение. В тяжелых случаях порой переливают цельную кровь, поскольку она содержит также тромбоциты и факторы свертывания. Однако содержание витамин-К-зависимых факторов свертывания в ней невелико, и поэтому лучше использовать препараты крови. К ним относятся эритроцитарная масса, свежезамороженная плазма, криопреципитат, концентраты фактора IX, протромбинового комплекса и эптаког альфа.
При угрожающем жизни кровотечении, связанном с отравлением непрямыми антикоагулянтами, показано немедленное переливание свежезамороженной плазмы и назначение фитоменадиона. Фитоменадион предпочтительнее других форм витамина К. Для коррекции коагулопатии обычно достаточно перелить 15 мл/кг свежезамороженной плазмы. Тем не менее из-за колебаний содержания факторов свертывания в свежезамороженной плазме реакция на ее переливание не всегда предсказуема. Более того, ускоренный распад факторов свертывания в отсутствие витамина К порой требует повторных переливаний свежезамороженной плазмы. По предварительным данным, при кровоточивости, вызванной отравлением непрямыми антикоагулянтами, хорошо помогает эптаког альфа.
Если нормализация МНО уже произошла или желательна (как чаше всего бывает при тяжелых кровотечениях), но необходимо профилактическое лечение антикоагулянтами, до остановки кровотечения и стабилизации состояния больного можно перевести на гепарин. Если прием антикоагулянтов не нужен, даже при небольшом увеличении МНО можно спокойно назначать фитоменадион.
Антикоагулянты длительного действия
В лечении передозировки антикоагулянтов длительного действия есть некоторые особенности. Профилактическое назначение фитоменадиона не показано, так как не предотвращает развитие коагулопатии, но может помешать оценить ее риск. При возникновении коагулопатии могут потребоваться повторные введения больших доз фитоменадиона (порядка 60 мг/сут). Больных наблюдают до нормализации коагулограммы на фоне перерыва в лечении на несколько дней. На полное восстановление могут уйти месяцы.