тут:

При поражении диэнцефальных структур - электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур

Оглавление
Электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур
При поражении диэнцефальных структур
При поражении диэнцефальных структур -  характеристика материала и методика исследования
Изменения ЭЭГ при опухоли гипофиза
Динамическое исследование ЭЭГ при лучевом воздействии на гипофиз
Изменения ЭЭГ при опухоли III желудочка
Изменения ЭЭГ при краниофарингиоме
Изменения спектрально-когерентных параметров ЭЭГ при негрубом поражении гипоталамо-гипофизарной области
Регионарные характеристики и межцентральные отношения ЭЭГ
Стабильность и реактивность спектров мощности и когерентности ЭЭГ
Сравнительная оценка изменений организации ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Анализ энергетических параметров ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Исследование корреляционных отношений ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Особенности спектрально-когерентных характеристик ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Изменение ЭЭГ в ранние сроки после удаления опухоли диэнцефальной локализации
Электрическая активность мозга человека при поражении лимбических структур
Характеристика материала и методика исследования при поражении лимбических структур
Изменение пространственно-временной организации ЭЭГ при поражении медиобазальных отделов височной доли
Межцентральные отношения электрических процессов мозга при воздействии патологического очага на лимбические отделы
Особенности реорганизации ЭЭГ при право- и левостороннем поражениях лимбических структур
Изменения ЭЭГ после операционного вмешательства в области лимбических структур
Заключение
Литература

ГЛАВА 1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА ПРИ ПОРАЖЕНИИ СТРУКТУР ДИЭНЦЕФАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Прежде чем перейти к описанию электроэнцефалографических проявлений очаговой патологии различных структур диэнцефальной области, целесообразно коротко остановиться на анатомической характеристике таламо-гипоталамических образований и клинических признаков их поражения.
В головном мозге человека гипоталамус представляет собой важнейшую субкортикальную ядерную группу. Он располагается между зрительным перекрестом, зрительным трактом, внутренним краем ножки мозга и сосковидными телами. Сверху он ограничен гипоталамической бороздкой, отделяющей его от зрительного бугра. Спереди гипоталамус отделен конечной пластинкой от обонятельного мозга и переднего продырявленного пространства в области прозрачной перегородки. Сзади гипоталамус граничит с красным ядром и черной субстанцией. В гипоталамической области расположены ядерные образования, являющиеся высшими вегетативными центрами. Ядра гипоталамуса, которых насчитывают до 32 пар, могут быть разделены на три основные группы.

  1. Группа передних ядер (околожелудочковые и околооптические ядра).
  2. Группа средних ядер (средние и наружные области серого бугра и ядра инфундибулярной области).
  3. Группа задних ядер, составляющая в основном мамиллярную область.

В группе передних ядер наибольшее значение имеет супраоптическое и паравентрикулярное ядра, связанные с регуляцией водносолевого и углеводного обмена и имеющие прямую связь с задней долей гипофиза. Ядра средней группы участвуют в регуляции жирового обмена, половых функций и температуры тела. Ядра задней группы (ростральный отдел ретикулярной формации ствола мозга) связаны с регуляцией сна и бодрствования. Необходимо отметить большую роль гипоталамуса в регуляции психической деятельности, особенно эмоциональных реакций.
Существующие тесные анатомические и функциональные связи гипоталамуса с гипофизом позволяют относить эти образования к единой гипоталамо-гипофизарной системе.
Опухолевое поражение III желудочка сопровождается вовлечением в патологический процесс таламических образований, так как III желудочек представляет собой срединную щелевидную полость межуточного мозга. Боковыми стенками III желудочка являются медиальные поверхности зрительных бугров и боковые отделы гипоталамуса. Переднюю стенку III желудочка образуют конечная пластинка, передняя белая спайка и колонки свода. В непосредственной близости от задней стенки III желудочка расположены шишковидная железа, четверохолмие и валик мозолистого тела. Крышу III желудочка составляет сосудистая покрышка, лежащая под сводом и мозолистым телом. Дно III желудочка образовано задним продырявленным пространством, лежащим между ножками мозга и структурами гипоталамуса — сосковидными телами, серым бугром с воронкой и прикрепленным к ней гипофизом и перекрестом зрительных нервов.
При анализе нашего материала оценка анатомического мозгового субстрата очагового поражения диэнцефальных отделов определялась прежде всего реальными возможностями клиники. В подавляющем большинстве случаев при установлении бесспорного очагового поражения зрительного бугра или подбугорья мы не имели возможности уточнить, какие ядерные образования вовлекались в патологический процесс. Лишь в наблюдениях с летальным исходом топография опухоли и ее отношение к разным структурам зрительного бугра и подбугорья определялись более точно. Поэтому изменения ЭЭГ у больных с опухолевым поражением диэнцефальной области рассматривались нами в основном в связи с большим или меньшим воздействием на зрительный бугор или подбугорье.
Для обозначения размеров и особенностей топографии очагового поражения диэнцефальной области (в случаях опухолей гипофиза и краниофарингиом) мы использовали такие клинические термины, как эндо- и супраселлярное расположение опухоли. Термин эндоселлярная локализация обозначал расположение опухоли главным образом в зоне турецкого седла с незначительным выходом за пределы диафрагмы, т.е. наименьшее воздействие на подбугорье. Термин супраселлярная локализация отражал значительное распространение опухоли за пределы турецкого седла с массивным воздействием на структуры подбугорья и зрительного бугра. Термины анте-, ретро-, параселлярная локализация отражали направление преимущественного распространения опухоли кпереди, кзади или в сторону от турецкого седла.
Необходимо подчеркнуть, что воздействие очагового процесса на диэнцефальную область определяется сложным комплексом факторов. Сюда относятся механическое воздействие опухоли, приводящее к грубым смещениям прилежащих к ней структур, раздражение ядерных образований зрительного бугра и подбугорья инфильтративно растущей опухолью, сопутствующие расстройства мозгового кровообращения, воздействие на оральные отделы ствола, воздействие на базальные структуры (зрительные нервы, базальные отделы лобной и височной коры), блокада ликворных путей с повышением внутричерепного давления. Все эти факторы учитывались при анализе нашего материала.
Наряду с особенностями морфологического субстрата важнейшим показателем степени воздействия очага на диэнцефальные структуры являлся характер нарушения функций этих образований, который выражался в ряде клинических симптомов. На основании результатов многочисленных исследований, проводимых клиницистами совместно с физиологами и патологоанатомами, клинические признаки диэнцефального поражения были схематически систематизированы следующим образом: 1) нарушения ритма сна — бодрствования, 2) нарушения аппетита и жажды, 3) эндокринно-обменные нарушения, 4) висцерально-вегетативные расстройства, 5) нарушение терморегуляции, 6) эпилептический синдром, 7) двигательные нарушения (различные нарушения мышечного тонуса глобального характера, экстрапирамидные нарушения), 8) астенический синдром, 9) психические нарушения (расстройства сознания, эмоционально-личностные нарушения, проявляющиеся снижением критики к своему состоянию, неадекватностью оценки окружающего), 10) признаки сопутствующего воздействия на другие базально-диэнцефальные отделы (хиазмальный синдром).
Большой спектр топографических особенностей и клинических проявлений, отражающий разные механизмы воздействия патологического процесса на диэнцефальные структуры, позволил электроэнцефалографически исследовать по существу разные модели воздействия очага на таламо-гипоталамические образования мозга человека.
В данной главе приводятся результаты сопоставления ЭЭГ-особенностей с клинико-анатомическими данными, полученными при исследовании больных с аденомой гипофиза, опухолью III желудочка и краниофарингиомой. Перечисленные формы поражения отличаются друг от друга морфологическим субстратом, спецификой развития во времени, особенностями клинического проявления. Опухоли гипофиза в зависимости от размеров и направления роста (эндо- и супраселлярного) оказывают разную степень воздействия на подбугорье. Опухоли III желудочка вовлекают в патологический процесс зрительные бугры (медиальные ядра таламуса, прилежащие к стенкам желудочка) и подбугорье, оказывая постоянное или флуктуирующее (коллоидные внутрижелудочковые кисты) влияние на дно и стенки III желудочка. Краниофарингиомы, относящиеся к врожденным опухолям гипофизарно-диэнцефальной области, оказывают длительное, нарастающее воздействие на таламо-гипоталамические образования.
При анализе материала больные с каждой из перечисленных форм поражения диэнцефальной области в свою очередь разделялись на группы в зависимости от массивности воздействия патологического процесса на таламо-гипоталамические структуры.
При клинико-электроэнцефалографических сопоставлениях были использованы данные комплексного, всестороннего исследования, принятого при очаговых поражениях головного мозга в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН. В первую очередь проводилось сопоставление характера ЭЭГ с особенностями и степенью выраженности гипоталамических (диэнцефальных) симптомов, основными среди которых были расстройства состояния сна и бодрствования, сдвиги в эмоциональной сфере, висцерально-вегетативные и эндокринно-обменные нарушения.
Для верификации топографии патологического очага привлекались принятые в нейрохирургии критерии, такие как данные операции, результаты рентгено-контрастных методов исследования, включая компьютерную томографию, позволяющую прижизненно оценивать изменения структуры мозговой ткани. В наблюдениях с летальным исходом использовались патологоанатомические данные, уточняющие отношения опухоли к дну III желудочка, зрительным буграм, подбугорью, стриопаллидарной области и другим базальным структурам мозга.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее