Электрическая активность мозга человека при поражении лимбических структур - электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур
ГЛАВА 5
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА ПРИ ВОВЛЕЧЕНИИ В ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЛИМБИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Изучение нейрофизических механизмов обеспечения целостной поведенческой деятельности и ее нарушений является наиболее сложной и малоизученной проблемой. Одним из подходов к ее решению является исследование функциональной организации лимбической системы, в частности, ее центрального звена — гиппокамповой формации, обеспечивающей интеграцию сложных поведенческих реакций организма и имеющей отношение к механизмам памяти и эмоций (Бехтерева, Смирнов, 1971- Брагина 1974, Симонов, 1981- Мадорский, 1985- и др.). Решение этой проблемы осложняется глобальными генерализованными воздействиями лимбических структур, обусловленными их обширными связями с неспецифическими системами мозга (Nauta 1958), а также низким порогом их возбудимости (Passouani, Cadilhoc 1961, Andy, Akert 1964). Гиппокампова формация объединяет комплекс образований, относящихся по цитоархитектоническим признакам к старой и межуточной коре, и включает аммонов рог (гиппокамп) с зубчатой пластинкой, гиппокампову извилину, миндалевидное ядро, ядра перегородки, свод. Необходимо отметить также тесные анатомические и функциональные связи гиппокамповой формации с поясной извилиной, лобно-орбитальной областью, островком, височным полюсом, некоторыми ядрами зрительного бугра и подбугорья. Это послужило основанием для объединения всех перечисленных структур в единую лимбическую систему, центром которой является гиппокамп. Характеризуя системы связей в образованиях лимбической системы, Akert (1964) выделяет следующие три уровня: корковый, связывающий корковые образования, относящиеся к лимбической системе- крут Пейпеца, объединяющий корковые структуры с межуточным мозгом- круг Наута, связывающий лимбические структуры со средним мозгом.
К клиническим проявлениям поражения гиппокампа и соседних с ним областей мозга относятся грубые эмоциональные расстройства, висцеро-вегетативные нарушения, эпилептические припадки и пароксизмы, нарушения памяти, расстройства сознания. Обращает на себя внимание сходство отдельных компонентов описанного сложного клинического симптомокомплексе с клиническими проявлениями поражения диэнцефальных структур, в частности гипоталамуса (Брагина, 1974).
Основные сведения о функциях гиппокамповой формации были получены в эксперименте (Виноградова, 1965- Дзидзишвили, 1968- Пигарева, 1978- Ониани, 1980- Чепурнов, Чепурнова, 1981- Подачин, Сидоров, 1988- и др.). Анализ поведенческих нарушений, вызванных поражением гиппокампальных структур, позволил связать эту область мозга с формированием адаптационных процессов (Подачин, Сидоров, 1988). Среди электрофизиологических исследований образований гиппокамповой формации наибольший интерес представляет выявленная в эксперименте во время реакции активации диссоциация электрической активности в гиппокампе и в новой коре, свидетельствующая о сложных реципрокных отношениях между гиппокамповой формацией и стволовой активирующей системой (Анохин, Судаков, 1970). Наиболее отчетливо эта диссоциация проявляется во время притока сенсорных раздражений, когда десинхронизация в новой коре сочетается с высоковольтной синхронизированной активностью в гиппокампе.
Исследования функций гиппокампальных структур мозга человека сравнительно малочисленны (Бехтерева, 1965- Русинов, Гриндель, Брагина, 1968- и др.). Основная часть данных об ЭЭГ-коррелятах поражения гиппокампа у человека была получена в рамках клинико-электрофизиологических исследований при височной эпилепсии. Эти данные показали, что готовность медиобазальных височных структур к генерации эпилептических разрядов определяется их высокой чувствительностью к различного рода механическим, электрическим и фармакологическим воздействиям. В основе облегчения генерации эпилептических разрядов, согласно данным Грина и Максвелла (Green, Maxwell, 1961), лежат особенности строения гиппокампа — компактность клеток и практическое отсутствие межклеточного пространства. Запись биопотенциалов мозга с конвекситальной поверхности и глубинных структур височной доли выявила различные соотношения между очагом поражения височной доли и эпилептической активностью. Показано, что при опухолевом поражении височной доли эта активность может регистрироваться в гиппокампальных структурах противоположной поражению стороны (Fischer-Williams, Cooper, 1963). Согласно данным Г. Гасто и А. Роже (1962), при одностороннем очаговом поражении височной доли нередко регистрируется вторичный эпилептогенный фокус, проявляющийся синхронно или асинхронно в симметричной зоне другого полушария. В основе широкого распространения эпилептических разрядов из области гиппокамповой формации лежат отмеченные выше тесные анатомические связи этой области с диэнцефальными и орально-стволовыми структурами.
В ранее проведенном нами исследовании (Болдырева, Брагина, Доброхотова, 1972) больных с очаговым поражением гиппокампо-миндалевидного комплекса при клинико-электроэнцефалографическом сопоставлении удалось установить корреляцию между уровнем активации ЭЭГ и изменением состояния бодрствования, а также выявить модулирующий (тормозной или активирующий) характер влияния гиппокампа на поведенческие реакции и биоэлектрическую активность коры. При анализе этого материала обращал на себя внимание большой процент случаев с отсутствием в ЭЭГ очаговых изменений в зоне проекции опухоли. Преимущественно это были случаи с внемозговыми опухолями — менингиомами базально-височной локализации. В связи с этим целесообразным представлялось проведение более детального анализа биопотенциалов мозга этих больных с привлечением современных методов обработки ЭЭГ (спектрально-когерентного анализа, топографического картирования, трехмерной локализации дипольных источников на основе решения обратной задачи). В качестве модели воздействия патологического процесса на лимбические структуры в настоящей работе были рассмотрены особенности реорганизации ЭЭГ у больных с менингиомой крыльев основной кости — опухолью, не прорастающей непосредственно мозговое вещество, но оказывающей разную степень воздействия на медиобазальные отделы височной доли. В клинической практике к медиобазальным отделам височной доли относятся образования гиппокамповой формации с соседними веретенообразной и нижней височной извилинами, полюсами височной доли, прилежащими отделами островка.
Мы полагали, что анализ разных вариантов этой модели, отличающихся степенью включения в патологический процесс гиппокампа и соседних с ним образований, с привлечением комплекса методов математического анализа ЭЭГ позволит дать более детальную оценку влияния гиппокампального патологического очага стационарного возбуждения на организацию электрических процессов мозга человека.