Анализ энергетических параметров ээг при поражении различных диэнцефальных структур - электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур
3.1. Анализ энергетических параметров ЭЭГ
В связи с тем, что уровень электрической активности является одной из характеристик состояния бодрствования, представляло интерес сопоставить показатели энергии биопотенциалов анализируемых отделов мозга в группе здоровых испытуемых и больных с разной локализацией поражения в пределах диэнцефальной области.
Рис. 3.1.1. Распределение случаев с разным уровнем электрической активности затылочных и центральных отделов мозга у здоровых людей и больных с разными формами поражения диэнцефальных структур
По оси абсцисс — уровни электрической активности: Н — низкий, С — средний, В — высокий- по оси ординат — число наблюдений (в %). Сплошная линия — показатели для затылочной области, пунктирная — для центральной
Анализ данных, полученных при вычислении энергии частотной полосы в целом, проводился следующим образом: в каждой из четырех групп исследованных больных и в группе здоровых испытуемых вычислялся процент случаев с низкими (10 — 60 относительных единиц), средними (60— 100 относительных единиц) и высокими (100—140 относительных единиц) показателями ЭЭГ затылочных и центральных отделов полушарий.
Из графиков, построенных на основании проведенных расчетов (рис. 3.1.1) следует, что в норме ЭЭГ затылочной области в 60% наблюдений характеризуются средними значениями энергии- почти в два раза меньше процент случаев с низким уровнем активности и лишь в единичных случаях отмечаются высокие значения энергии. ЭЭГ центральной зоны коры имеют более равномерное распределение случаев с разным уровнем суммарной активности с сохранением максимума в полосе средних показателей.
У больных с краниофарингиомами и опухолями гипофиза характер распределения случаев с разным уровнем энергии ЭЭГ сходен между собой и резко отличен от нормы: в подавляющем большинстве случаев (70 — 80%) отмечается низкий уровень ЭЭГ
как затылочной, так и центральной областей мозга. Причем у больных с опухолью гипофиза, оказывающей более грубое воздействие на подбугорье (2 группа), отмечается большее, чем в I группе, преобладание случаев с низким уровнем активности и меньшая встречаемость случаев с высоким энергетическим уровнем.
При поражении III желудочка графики распределения энергии ЭЭГ затылочной и центральной областей, в отличие от рассмотренных групп, идут непараллельно. Кроме того, отмечается более равномерное распределение случаев с разным уровнем ЭЭГ — активности. Наиболее четко это выражено для ЭЭГ затылочной области, где число наблюдений с низким и средним уровнями активности одинаково (42%). В целом, для ЭЭГ больных с поражением структур III желудочка характерно менее резкое снижение энергии биопотенциалов по сравнению с нормой, чем для ЭЭГ больных с опухолями гипофиза и краниофарингиомами.
Для сравнительной оценки абсолютных значений общего уровня электрической активности мозга, а также энергии отдельных частотных полос ЭЭГ здоровых испытуемых и больных с поражением диэнцефальных образований была проведена статистическая обработка показателей энергии затылочных и центральных отделов полушарий.
Наиболее четко выраженное снижение (по сравнению с нормой) энергии биопотенциалов мозга было выявлено у больных с опухолью гипофиза, оказывающей резкое воздействие на подбугорье (II группа). В этих случаях в ЭЭГ затылочных отделов отмечается статистически значимое снижение уровня активности альфа- и бета-диапазонов, а также всей частотной полосы в целом. Для ЭЭГ центральной области установлено значимое снижение энергии всех анализируемых частотных диапазонов. Значимое уменьшение уровня активности биопотенциалов также отмечается в ЭЭГ центральных отделов мозга у больных с опухолью гипофиза эндоселлярной локализации (I группа) — в альфа-диапазоне и у больных краниофарингиомой — в альфа- и бета- диапазоне.
Остальные диапазоны ритмов у всех исследуемых групп также обнаруживают тенденцию снижения уровня энергии. Исключение составляет тета-ритм, энергия которого в ЭЭГ затылочных отделов мозга больных с опухолью III желудочка и краниофарингиомами увеличена по сравнению со здоровыми испытуемыми.
Рис. 3.1.2. Распределение случаев с разным типом спектров мощности ЭЭГ затылочных и центральных отделов полушарий мозга у здоровых людей и больных с разными формами поражения диэнцефальных структур
По оси абсцисс — тип спектра мощности: 6 — доминирование дельта-пика, 0 — тета, а — альфа, "без пика" — отсутствие преобладания по мощности пика в каком-либо диапазоне. По оси ординат — число наблюдений (в %). Обозначение линий см. на рис. 3.1,1
Наряду с сопоставлением энергии электрической активности мозга представляло интерес проанализировать характер соотношения выраженности различных диапазонов ритмов внутри каждой ЭЭГ. Для этой цели на основании данных анализатора строились упрощенные спектры мощности (СМ), характеризующие соотношение энергии отдельных частотных полос ЭЭГ. Полученные СМ были проанализированы следующим образом: в каждой группе вычислялся процент случаев с доминированием на СМ пика определенного диапазона (дельта, тета, альфа) и с одинаковыми или близкими значениями энергии частотных полос (СМ "без пика").
На рис. 3.1.2 представлены графики распределения случаев с разным видом СМ ЭЭГ затылочных и центральных отделов мозга здоровых людей и больных четырех исследованных групп. У здоровых испытуемых на СМ ЭЭГ как затылочной, так и центральной областей в подавляющем большинстве случаев (73 и 67%), доминирует альфа-пик.
У больных с опухолью III желудочка СМ затылочных отделов мозга имеют сходный с нормой график распределения энергии ритмов. СМ центральных отделов резко отличается от нормы и характеризуется приблизительно одинаковым процентом случаев с доминированием дельта-, тета- или альфа-пиков (17 — 25%)- несколько преобладают СМ "без пика" (33%).
У больных с краниофарингиомой СМ затылочной области характеризуются доминированием альфа-пика, правда значительно меньшим (43%), чем у здоровых испытуемых и больных с опухолью III желудочка. Отмечается одинаковый и относительно небольшой процент встречаемости СМ с преобладанием дельта- и тета-пиков (14%). Число наблюдений без четко выраженного пика на СМ значительно выше (29%), чем в предыдущей группе больных (8%). В центральной зоне коры, так же как и в случаях поражения III желудочка, преобладают СМ "без пика". Характерна также большая, чем в норме и при поражении III желудочка, встречаемость СМ с доминированием тета-пика. Обращает на себя внимание реципрокность в характере распределения энергии в СМ затылочной и центральной областей. Для больных с опухолью гипофиза характерно резкое преобладание СМ "без пика". Причем во II группе больных с опухолью гипофиза, оказывающей более грубое воздействие на подбугорье, отмечается меньший процент случаев с доминированием альфа-пика- наблюдаются случаи с преобладанием дельта-пика в СМ затылочной области- отмечается более частая, чем в I группе, встречаемость СМ центральной области с доминированием тета-пика.