тут:

Особенности реорганизации ээг при право- и левостороннем поражениях лимбических структур - электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур

Оглавление
Электрическая активность мозга при поражении диэнцефальных и лимбических структур
При поражении диэнцефальных структур
При поражении диэнцефальных структур -  характеристика материала и методика исследования
Изменения ЭЭГ при опухоли гипофиза
Динамическое исследование ЭЭГ при лучевом воздействии на гипофиз
Изменения ЭЭГ при опухоли III желудочка
Изменения ЭЭГ при краниофарингиоме
Изменения спектрально-когерентных параметров ЭЭГ при негрубом поражении гипоталамо-гипофизарной области
Регионарные характеристики и межцентральные отношения ЭЭГ
Стабильность и реактивность спектров мощности и когерентности ЭЭГ
Сравнительная оценка изменений организации ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Анализ энергетических параметров ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Исследование корреляционных отношений ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Особенности спектрально-когерентных характеристик ЭЭГ при поражении различных диэнцефальных структур
Изменение ЭЭГ в ранние сроки после удаления опухоли диэнцефальной локализации
Электрическая активность мозга человека при поражении лимбических структур
Характеристика материала и методика исследования при поражении лимбических структур
Изменение пространственно-временной организации ЭЭГ при поражении медиобазальных отделов височной доли
Межцентральные отношения электрических процессов мозга при воздействии патологического очага на лимбические отделы
Особенности реорганизации ЭЭГ при право- и левостороннем поражениях лимбических структур
Изменения ЭЭГ после операционного вмешательства в области лимбических структур
Заключение
Литература

При изучении особенностей реорганизации ЭЭГ больных с опухолью медиобазальных отделов височной доли важным представлялось уточнение полушарной специфичности реагирования мозга на очаг стационарного возбуждения в лимбических структурах, созданный воздействием на них опухоли. В связи с этим были отдельно рассмотрены особенности реорганизации ЭЭГ при право- (20) и левосторонней (21) локализации поражения в совокупности со спецификой неврологических и нейропсихологических симптомов, характеризующих степень нарушения функциональной целостности мозга.

Соотношение случаев с разной локализацией пароксизмальных форм активности
Рис. 5.4.10. Соотношение случаев с разной локализацией пароксизмальных форм активности в ЭЭГ больных с право- и левосторонним поражением лимбических структур

Выше было отмечено, что в отличие от медленных волн, которые закономерно проявлялись на стороне расположения опухоли, пароксизмальные формы активности ЭЭГ, включающие и эпилептические изменения, нося, в основном диффузный характер, могли преобладать или избирательно проявляться не только в пораженном, но и в "здоровом" полушарии. При этом анализ случаев с преобладанием эпилептических изменений не на стороне расположения опухоли показал, что этот вариант межполушарной асимметрии у больных с правосторонней локализацией опухоли встречается в 3 раза чаще по сравнению с левосторонней, обеспечивая по всей группе в целом резкое преобладание случаев с проявлением эпилептических знаков в левой гемисфере. Это продемонстрировано на рис. 5.4.10, где в схематической форме представлено процентное соотношение случаев с разной локализацией пароксизмальных форм активности в ЭЭГ больных при право- и левостороннем расположении опухоли медиобазальных отделов височной доли.
Результаты вычисления дипольных источников для паттернов локальной "височной" ритмической активности позволили установить, что при регистрации этой активности в контралатеральном (по отношению к локализации опухоли) полушарии она может генерироваться структурами пораженного полушария. Причиной ее проявления, с противоположной стороны в этих случаях могут являться особенности ориентации диполя, обусловливающей его проекцию в интактное полушарие. Наряду с этим нами была выявлена возможность генерации локальной височной альфа-активности непосредственно структурами интактного полушария.
Рис. 5.4.11.ЭЭГ и локализация эквивалентных дипольных источников пароксизмальной активности у больной Д-вой с опухолью медиобазальных отделов правой височной доли
А — приведены данные МРТ- Б — ЭЭГ (локальные вспышки ритмической активности регистрируются в височной области левого (контралатерального по отношению к расположению опухоли) полушария- В — данные Brainloc (дипольные источники пароксизмальной активности расположены в медиобазальных отделах левого (интактного) полушария


Рис. 5.4.11. (окончание)
Этот вариант продемонстрирован на рис. 5.4.2, где приведены результаты анализа ЭЭГ больной Д-вой, 47 лет, с менингиомой крыльев основной кости справа. В клинической картине заболевания, которое длилось полтора года, отмечалась общая слабость, быстрая утомляемость, экзофтальм справа, приступы потери сознания (1 раз в полгода) с судорогами в руках и ногах, во время сна — в спине. Согласно данным МРТ, приведенным на рисунке (А), опухоль, размером 31x36x30 мм, располагалась в медиальных отделах правой средней черепной ямки, распространяясь на кавернозный синус. ЭЭГ (Б) характеризовалась неравномерным по амплитуде альфа-ритмом частотой (10 Гц),наиболее устойчиво регистрирующимся в затылочных областях полушарий- в лобных отделах доминировала синхронизированная бета-активность- очаг патологической активности в коре не выявлялся- периодически в височной области левого (противоположного относительно локализации опухоли) полушария отмечались группы экзальтированных альфа-колебаний. Вычисление дипольных источников этой эпизодически возникающей в левой височной области альфа-активности по программе Brainloc указывает на их локализацию в медиобазальных структурах височной доли левого, интактного по отношению к росту опухоли, полушария (В).
Как было отмечено выше, выявлению или усилению односторонней пароксизмальной альфа-активности способствует предъявление афферентной стимуляции. Это усиление происходит параллельно с десинхронизацией и снижением амплитуды потенциалов в других отделах коры. Подобную картину можно рассматривать как изменение соотношения сигнал/шум, что способствует, как показали наши исследования (Фролов, Болдырева, Коптелов, 1998), более четкому выделению стационарных дипольных источников локальной височной альфа-аткивности в условиях афферентной стимуляции.
Результаты нейропсихологического обследования выявили разные варианты включения в патологический процесс пораженного и "здорового" полушария, имеющие свои особенности при право- и левосторонней локализации опухоли.
При правостороннем расположении опухоли в трех случаях из шести были выявлены симптомы, свидетельствующие о дисфункции пораженного, правого полушария — снижение чувствительности на левой руке, ее дезавтоматизм, метрические ошибки, игнорирование левой руки, нарушение зрительной памяти, специфические ошибки в счете. У остальных трех больных отмечались симптомы дисфункций как пораженного, правого, так и интактного, левого, полушария. К описанным выше расстройствам присоединялись снижение слухо-речевой памяти (по левостороннему типу), трудности понимания логико-грамматических конструкций, двустороннее нарушение праксиса.
При левостороннем поражении лишь в одном случае из семи нейропсихологическая симптоматика свидетельствовала о дисфункции только левого полушария (нарушения слухо-речевой памяти). У 4 больных выявлялась симптоматика как от левого, так и от правого полушария- отмечались признаки дисфункции, описанные выше для больных с правосторонним поражением и двусторонней нейропсихологической симптоматикой. В двух случаях были выявлены симптомы только от правого (интактного) полушария. Это были метрические ошибки, нарушения зрительной памяти, специфические ошибки в счете. Правда, в целом эти симптомы были менее отчетливы, чем при правостороннем поражении.
Суммируя данные нейропсихологического обследования, можно сказать, что из 13 обследованных больных в пяти случаях были выявлены признаки дисфункции только пораженной гемисферы, в 6 — двухсторонняя симптоматика и в 2 — признаки дисфункции только интактного полушария. Важно подчеркнуть, что эти проявления патологических изменений не обнаруживали строгой корреляции со степенью выраженности внутричерепной гипертензии. При сопоставлении с ЭЭГ-данными было установлено, что из 8 больных с нейропсихологической симптоматикой от "интактного" полушария в 5 случаях в ЭЭГ отмечалось преобладание в нем эпилептоидных знаков, а характер пароксизмальных приступов в клинической картине заболевания также указывал на дисфункцию "интактного" полушария.
Исследование межцентральных отношений электрических процессов мозга по показателям средних уровней когерентности ЭЭГ также обнаружило, что характер и регионарные особенности их изменений в значительной степени определяются латерализацией поражения. Анализ межполушарной когерентности биопотенциалов показал, что наиболее резкое снижение сочетанности ЭЭГ центральных, затылочных и лобных отделов отмечается при правосторонней локализации опухоли. Это сочеталось с большей степенью вовлечения в патологический процесс в этих случаях, помимо лимбических, диэнцефальных структур. Увеличение сочетанности височных отделов выявляется при правополушарной локализации опухоли, а также у лиц с левополушарным поражением, у которых отмечались признаки левшества.

Особенности реорганизации внутриполушарной сочетанности биопотенциалов

Рис. 5.4.12. Особенности реорганизации внутриполушарной сочетанности биопотенциалов при разной латерализации поражения лимбических структур
А — правосторонняя- Б — левосторонняя локализация опухоли. Пораженное полушарие — серый фон, "здоровое" полушарие — светлый фон. Толстые линии — превышение случаев с увеличением когерентности, тонкие линии — с уменьшением когерентности, отсутствие линий — значимых отклонений от нормы нет
Анализ изменений внутриполушарных соотношений при право- и левосторонней локализации опухоли выявил еще более отчетливые, по сравнению с межполушарной когерентностью, различия у больных исследуемых групп. Эти различия касались изменений когерентности в пределах как пораженного, так и интактного полушария. На рис, 5.4,12 в схематической форме представлены особенности реорганизации внутриполушарных отношений при включении в патологический процесс правого или левого полушарий. При рассмотрении реакций пораженной гемисферы (серый фон) видно, что при левосторонней локализации опухоли (Б) изменения когерентности выражены более диффузно, чем при правосторонней (А), и имеют четко очерченный реципрокный характер, проявляющийся в ее снижении в передних и повышении в задних отделах. Наиболее резкие различия обнаруживаются в характере перестройки межцентральных отношений в интактном полушарии (светлый фон). Эти различия проявляются в более генерализованном эффекте увеличения когерентности в левом полушарии, наблюдаемом при правостороннем поражении. Элементы включения в патологический процесс левого полушария у больных с правосторонней локализацией опухоли были выявлены и при анализе оценки ими эмоциональных состояний, в тесте с исследованием восприятия эмоционального выражения лица. В этом тесте больному предъявляли 12 фотографий людей, лица которых выражали отрицательные
(страх, гнев, печаль), положительные (радость) эмоции или были нейтральными. Варьировалась степень выраженности эмоционального состояния и больному давалась инструкция разложить фотографии от самой сильной отрицательной к самой сильной положительной эмоции. Было установлено, что при том, что в целом чаще нарушалась оценка отрицательных эмоций, для больных с поражением правого полушария характерным были также ошибки при ранжировании положительных эмоциональных состояний, тогда как оценка отрицательных эмоций могла оставаться сохранной. Эти данные указывали на то, что характер эмоциональных расстройств у больных с локализацией опухоли в правом полушарии мог протекать по левостороннему типу.
Таким образом, анализ электрической активности мозга больных с очаговым поражением, воздействующим на медиобазальные отделы височной доли, показал, что особенности реорганизации ЭЭГ и межцентральных отношений в значительной степени определяются латерализацией поражения. В первую очередь это относится к особенностям проявления пароксизмальных форм активности в ЭЭГ, которые, в отличие от очаговых медленных волн, могут доминировать не на стороне поражения, а в противоположном полушарии. Этот тип изменений ЭЭГ наиболее часто отмечался при локализации опухоли в правом полушарии, что приводило к резкому преобладанию (для группы исследованных больных в целом) пароксизмальной активности в левом полушарии. Это может быть обусловлено большей реактивностью левой гемисферы, или отражать неидентичный характер включения в патологический процесс правого и левого гиппокампов.
Вычисление методом Brainloc эквивалентных дипольных источников ритмической височной активности показало, что в основном они локализуются в тех структурах, с поражением которых, по нашим данным, и связано ее возникновение — в медио-базальных отделах височной доли пораженного полушария. В случаях, когда эта активность, часто носящая пароксизмальный характер, регистрируется на противоположной (по отношению к расположению опухоли) стороне, зоной ее генерации могли быть медиобазальные отделы интактного полушария. Отмеченные особенности топографии и локализации источников выявленной нами атипичной формы альфа-активности при разной латерализации поражения указывают на сложную структуру изменений межгиппокампального взаимодействия в условиях создания очага стационарного возбуждения в лимбических отделах мозга.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее