Ээг при опухолях iii желудочка - клиническая электроэнцефалография
Локализация опухоли III желудочка на основании данных электроэнцефалограммы представляет большие трудности. Глубина расположения опухоли, разная степень вовлечения в патологический процесс подкорковых и стволовых структур мозга, а также развивающаяся в процессе роста опухоли окклюзионная гидроцефалия затрудняет установление очага патологической электрической активности в этих случаях. ЭЭГ больных с опухолью III желудочка характеризуется преимущественно диффузными изменениями, в большинстве случаев сходными с нарушениями биопотенциалов при поражении срединных структур мозга. Важным моментом является то обстоятельство, что при поражении III желудочка в патологический процесс в разной степени вовлекается ретикулярная формация, расположенная в оральных отделах ствола и оказывающая тонизирующее действие на кору головного мозга. В связи с этим изучение особенностей ЭЭГ при опухолях III желудочка представляет особый интерес для выяснения роли стволовых образований в формировании ритмической активности биопотенциалов мозга. В свою очередь изучение ретикулярной формации ствола мозга в эксперименте и клинике значительно расширяет диагностические возможности электроэнцефалографических исследований больных с опухолями III желудочка.
Характер биоэлектрической активности больших полушарий мозга больных с поражением III желудочка крайне вариабелен: от отсутствия каких-либо сдвигов в ЭЭГ до резкого нарушения биопотенциалов в виде доминирования замедленных ритмов с периодическими вспышками генерализованных медленных волн большой амплитуды. Особенности проявления патологической электрической активности определяются размером опухоли и степенью воздействия ее на прилежащие образования мозга, в первую очередь стволовые структуры.
В случаях небольших внутрижелудочковых опухолей в ЭЭГ отмечаются лишь изменения характера проявления основного ритма. Альфа- активность выражена либо в виде учащенных до 11 —12 Гц и резко заостренных колебаний, которые чередуются с группами синхронизированной бета-активности, либо замедлена до 8—9 Гц и сочетается с периодами тета-ритма. Обращает на себя внимание изменение нормальной картины пространственного распределения альфа-ритма в виде его постоянной или периодически возникающей генерализации по всем отделам коры.
В случаях, когда опухоль оказывает, судя но клиническим признакам, воздействие на дно III желудочка, альфа-ритм редуцируется и доминирующей в ЭЭГ является тета-периодика. Тета-ритм отмечается диффузно, составляя основной фон электрической активности мозга, или регистрируется преимущественно а лобно-центральных отделах полушарий, наиболее четко проявляясь в отведениях с сагиттальным электродом.
На рис. 66 демонстрируется ЭЭГ больной A-вой с коллоидной кистой, занимающей всю полость III желудочка. Видно, что по всех отделах коры обоих полушарий доминирует тета-активность (7 Гц), регистрирующаяся без признаков межполушарной асимметрии и резких амплитудных различий между передними и задними отделами. Обращает на себя внимание отсутствие реакции активации в ответ на предъявление звукового раздражения.
Рис. 66. ЭЭГ больном А-вой с коллоидной кистой, занимающей всю полость III желудочка. Во всех отделах полушарий доминирует выраженный тета-ритм, без резких амплитудных различий между передними и задними областями мозга. В ответ на звуковое раздражение характер ЭЭГ не изменяется.
Характерной особенностью изменений ЭЭГ больных с опухолью III желудочка, оказывающей резкое воздействие (со сдавлением) на стволовые образования, является наличие билатеральных вспышек синхронных медленных волн в ритме дельта или тета, наиболее четко выраженных при больших межэлектродных расстояниях или в отведениях с сагиттальным электродом. Эти волны в отличие от полиморфной дельта-активности, регистрирующейся при полушарных опухолях, характеризуются правильной формой и ритмичностью. Вспышки медленных волн синхронизированного характера могут отмечаться на фоне малоизмененной собственной активности мозга. Продолжительность этих вспышек колеблется от 0,5 до 8 секунд. При афферентных раздражениях они резко уменьшаются или полностью исчезают. Степень выраженности этих вспышек в значительной мере определяется внутричерепной гипертензией и окклюзионными явлениями.
В подавляющем большинстве случаев при опухолях III желудочка наблюдается преобладание патологических изменений (как тета-активности, так и пароксизмальных вспышек медленных волн) в лобноцентральных отделах полушарий. Преимущественную выраженность патологических изменений в передних областях полушарий при воздействии опухоли на верхние отделы мозгового ствола на уровне гипоталамуса можно объяснить наиболее тесными анатомо-физиологическими связями диэнцефальных отделов мозга именно с лобными областями. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении по данным ЭЭГ уровня расположения патологического очага вдоль желудочковой системы. В противоположность опухолям III желудочка с преобладанием патологических форм активности в лобно-центральных отделах мозга, при поражении на уровне IV желудочка, как показали исследования В. Е. Майорчик (1960), максимальная выраженность двусторонней медленной активности отмечается в затылочно-теменных областях.
Как тета-активность, так и пароксизмальные вспышки медленных волн при поражении III желудочка могут отмечаться с признаками межполушарной асимметрии за счет большей амплитуды волн и продолжительности вспышек на стороне преимущественного роста опухо-
ли. Межполушарная асимметрия основного ритма при этом выражена реже и отмечается лишь в 10% случаев. Межполушарную асимметрию в проявлении патологических изменений в ЭЭГ необходимо учитывать при дифференцировании внутрижелудочковых опухолей от паравен-трикулярных.
На рис. 67 демонстрируется ЭЭГ больного Б-ва с фибриллярной астроцитомой передних отделов дна III желудочка, прорастающей в передний рог левого бокового желудочка. ЭЭГ характеризуется доминированием во всех областях тета-ритма низкой частоты (4,5 Гц), на фоне которого отмечаются пароксизмальные вспышки высокоамплитудных медленных волн, более грубо выраженные в лобно-центральных отделах. В отведениях с височным электродом отмечается межполушарная асимметрия за счет большего вольтажа медленных волн слева. Длительность вспышек медленных волн в ЭЭГ этого больного варьировала от I до 7 секунд и нарастала к концу исследования.
Рис. 67. ЭЭГ больного Б-ва с фибриллярном астроцитомой передних отделов дна III желудочка, прорастающей в передний рог левого бокового желудочка. Па фоне доминирования тета-ритма выявляется пароксизмальная вспышка генерализованной, экзальтированной тета-активности. Предъявление звукового раздражения тормозит эту активность. В последействии регистрируются высокоамплитудные медленные волны в лобно-центральных отделах полушарий- в отведениях с височным электродом выявляется межполушарная асимметрия за счет более грубой выраженности медленных волн слева.
При исследовании больных с опухолью 3 желудочка, в ЭЭГ которых доминируют синхронизированные медленные ритмы (дельта- и тета-ритмы), обращает на себя внимание снижение выраженности реакции активации и других форм реактивных изменений биопотенциалов (усвоение ритма, вызванные ответы и т.д.). Частичная или полная блокада реакции активации при афферентной стимуляции в ЭЭГ этих больных, по-видимому, связана с патологией ретикулярной формации ствола мозга, преимущественно с блокадой ее восходящих активирующих влияний.
Существенным является то обстоятельство, что при афферентной стимуляции, как правило, отмечается уменьшение степени выраженности диффузной дельта-активности и стволовых вспышек. Это подчеркивает вторичный характер регистрируемых патологических изменений и исключает возможность коркового очагового поражения. Однако в ряде случаев может отмечаться веретенообразное нарастание групповых медленных волн, преимущественно в лобных областях. При этом частота синхронизирующегося под влиянием раздражения ритма корковых потенциалов, как показали исследования В. Е. Майорчик (I960), зависит от исходного функционального состояния коры в момент подачи афферентных раздражений. Чем больше выражены общемозговые симптомы в ЭЭГ, тем более медленная ритмика будет синхронизироваться.
Таким образом, ЭЭГ больных с опухолью III желудочка характеризуется наличием диффузных, двусторонних изменений общемозгового характера различной степени выраженности. Эти изменения могут проявляться с признаками очаговости в коре больших полушарий. Особенности изменений ЭЭГ больных с опухолью III желудочка прежде всего определяются степенью вовлечения в патологический процесс стволово-диэнцефальных структур мозга. Эти изменения могут проявляться в виде нарушения частотных, амплитудных и пространственных характеристик основного коркового ритма в случаях небольших внутрижелудочковых опухолей. Когда опухоль оказывает грубое воздействие на стволовые образования мозга, в ЭЭГ обнаруживаются изменения, характерные для поражения срединных структур мозга. При этом установить на основании данных ЭЭГ, какая из подкорковых структур поражена, не представляется возможным.
Диагностическое значение исследования ЭЭГ больных с опухолями III желудочка заключается в том, что оно позволяет охарактеризовать степень вовлечения в патологический процесс стволовых образований мозга.