Электроэнцефалограмма при черепно-мозговой травме - клиническая электроэнцефалография
Видео: Методика исследования черепно мозговых нервов
Видео: Электрическая активность нервной системы М
9
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ
Рассматривая картины электроэнцефалограммы в разные сроки после травмы головного мозга, следует обратить внимание на динамику ЭЭГ, зависящую несомненно от возникающих вследствие травмы патофизиологических и патоморфологических нарушений, макро- и микроскопических изменении в нейронах, глиальных элементах и сосудах мозга. Согласно фундаментальному исследованию Л. И. Смирнова (1949), а также исследованиям, проведенным в последние годы с использованием не только методов световой микроскопии, но и электронной микроскопии (Screder, Wechsler, 1965- Wechsler, 1967), в момент нанесения мозгу механической травмы возникает сложный комплекс патоморфологических изменений мозгового вещества, сосудов и оболочек мозга. При этом изменения обладают разной степенью обратимости в зависимости от интенсивности травмы. Вслед за первичными патоморфологическими и патофизиологическими изменениями развиваются вторичные, из которых одни являются быстрыми реакциями, а другие — поздними, возникающими в разные сроки после воздействия. Эти вторичные реакции острого периода черепно-мозговой травмы связаны главным образом с нарушениями мозгового кровообращения, локальной и общей гипоксией вследствие повреждения сосудов и оболочек мозга ч спазмов сосудов различной длительности.
Изменения ЭЭГ у больных при черепно-мозговой травме имеют свои особенности по сравнению с ЭЭГ при других поражениях мозга (например, у больных с опухолью мозга). Эти особенности обусловливаются тем, что как легкая, так и тяжелая травма неизбежно вызывает поражение всего мозга. Кроме того, патологические изменения при травме возникают быстро и компенсаторные механизмы не успевают включиться. Это способствует возникновению общемозговых изменений ЭЭГ, отражающих сложные патофизиологические изменения мозга.
ЭЭГ в клинике при черепно-мозговой травме получила развитие раньше, чем при других заболеваниях мозга, в связи с задачами, выдвинутыми травмой военного времени в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Исследованиями, проведенными в эти годы, установлен ряд существенных особенностей изменений ЭЭГ, развивающихся под влиянием травмы мозга. Была показана специфика динамики изменений ЭЭГ в момент нанесения травмирующего агента в опытах на животных, что важно для оценки последующих изменений ЭЭГ. Реакции ЭЭГ, вызываемые травмой, возникают в момент ее и в большинстве случаев при исследовании ЭЭГ у людей не улавливаются. Согласно данным Williams и Denny-Brown (1941), Walker и соавторов (1944), в момент травмы возникает резкое угнетение электрической активности коры до нулевой линии, сменяющееся вслед за этим возникновением дельта-волн. При этом в первый момент травмы в острой фазе наблюдается высокая раздражимость диэнцефальных и ромбэнцефальных отделов мозга, что проявляется в усилении электрической активности клеточных элементов.
Электроэнцефалографические исследования Л. А. Клумбиса (1968), проведенные при экспериментальной травме на животных в последние годы, показали, что в первые минуты после нанесения травмы возникают колебания высокой частоты раньше в ретикулярной формации ствола мозга и несколько позднее — в коре больших полушарий. Вслед за этим в коре выявляются кратковременные медленные волны, которые в случае тяжелой травмы более выражены и устойчивы. Это дает основание считать, что при травме большое значение для развертывания последующей сложной цепи патофизиологических изменений мозга имеет первоначальная реакция, се интенсивность в стволовых отделах мозга, в частности в ретикулярной системе ствола.
В отдаленных периодах после черепно-мозговой травмы картина ЭЭГ отражает патологические изменения мозга в результате прямых травматических нарушений ликворо- и гемоциркуляции в разных отделах мозга, а также изменений ликвороциркуляций вследствие посттравматических изменений оболочек мозга и возникающей от этого внешней и внутренней гидроцефалии. ЭЭГ отражает также имеющиеся при травме дегенерации и атрофии путей и центров, связанных нейронально с поврежденными территориями мозга.
Важным обстоятельством, выявленным в первых исследованиях ЭЭГ при травме и затем подтвержденным многочисленными исследованиями, является то, что изменения ЭЭГ больных с черепно-мозговой травмой отражают тяжесть травмы, коррелируют с клиническими проявлениями и могут быть использованы в качестве объективного контроля динамики течения травматического процесса (С А. Саркисов, В. С. Русинов, М. Н. Ливанов, С. М. Блинков, 1944- Н. И: Гращенков, J1. Г. Макарова, 1949- Ф. В. Бассин, 1949- Dowson, Webster, GurdЛan, 1951- Steinman, Tonnis, 1951- Meyer-Mickeleit, 1953- Whelan, Webster, GurdЛan, 1955, и др.). Работы по электроэнцефалографии при череппо-мозговой травме тех лет позволили установить ряд общих положений об изменениях ЭЭГ при травме: последовательность иррадиации и концентрации очаговых медленных волн в ходе регресса патологического процесса- значение ЭЭГ для прогноза травмы- динамику развития посттравматической эпилептоидной активности.
Основными проблемами, стоящими перед электрофизиологом в то время, были следующие: электрографическое отражение формирования мозгового рубца после ранения мозга- выявление нагноения мозгового рубца- определение возможного формирования эпилептогенного фокуса. Эти вопросы нашли отражение в ряде исследований. Было показано, что в зоне мозгового посттравматического рубца имеется также определенная динамика электрических процессов со снижением медленных волн и выявлением стойких частых колебаний, указывающих на процесс локального раздражения в нервной ткани, окружающей рубец. В случаях нагноения рубца вновь отмечалось возникновение медленных волн в зоне рубца в относительно поздние его стадии, когда первоначальные медленные волны, обусловленные самой травмой, уже угасли и должны были смениться частыми колебаниями (С. М. Блинков, М. Н. Ливанов,
В. С. Русинов, 1945- С. М. Блинков, В. С. Русинов, 1947). Закономерности формирования эпилептогенного фокуса в зоне посттравматического мозгового рубца изучались в большом числе работ. Было показано, что эпилептоидная активность после проникающего ранения мозга возникает ранее, чем эпилептические припадки, что она имеет свои законы иррадиации в другие отделы мозга (Jasper, Kershman, Elvidge, 1941- II. Н. Бурденко, П. К. Анохин, В. Е. Майорчик, 1945- Г. Я. Хволес, А. Я.Подгорная, 1951, и др.). Проблема динамики посттравматической эпилепсии после ранений мозга представляет специальный интерес и должна быть рассмотрена в разделе эпилепсии [обзор работ по ЭЭГ при эпилепсии дан в руководстве по неврологии А. А. Лев (1960) и в книге В. М. Угрюмова с соавторами (1967)].
В настоящей главе мы остановимся на особенностях ЭЭГ при черепно-мозговой травме мирного времени. Основанием для написания этой главы послужил опыт систематического (с 1953 г. до настоящего времени) исследования ЭЭГ более 1000 больных с черепно-мозговой травмой, находившихся на лечении в Институте нейрохирургии имени II. II. Бурденко. Клинико-физиологические исследования проводились совместно с нейрохирургами и невропатологами: академиком А. И. Арутюновым, проф. А. А. Шлыковым, А. Я. Подгорной, Е. Я. Щербаковой, Б. Г. Спириным, В. С. Алексеевой, В. В. Греховым, В. Н. Шишкиной, которым автор выражает благодарность за консультации в вопросах клиники.
Поскольку картина ЭЭГ у больных с черепно-мозговой травмой существенно зависит от тяжести травмы, мы считали целесообразным рассмотреть особенности ЭЭГ в зависимости от ее тяжести.