Ээг детей с краниофарингиомами - клиническая электроэнцефалография
Исследование ЭЭГ детей с краниофарингиомами и сопоставление данных ЭЭГ с клинической картиной заболевания показало, что характер изменения биопотенциалов, так же как это было отмечено у взрослых с краниофарингиомами (гл. 6), в значительной степени зависит от размера опухоли, кистообразования и направления роста опухоли из полости турецкого седла (О. М. Гриндель, Т. О. Фаллер, 1959- И. В. Введенская, 1968, и др.).
При краниофарингиомах эндосупраселлярной локализации, наиболее часто встречающихся у подростков 13—17 лет, регистрируются нерезкие общемозговые изменения биопотенциалов. Эти нарушения проявляются в основном в снижении амплитуды корковой ритмики, нерегулярности альфа-ритма и признаках ирритации коры. На этом фоне можно отметить наличие негрубой диффузной дельта-активности, более выраженной в передних отделах. В лобных областях выявляются тета-колебания, в некоторых наблюдениях синхронизированные в тета-ритм. Грубо выраженной патологической активности при указанной локализации опухоли не отмечается.
На рис. 125, А представлена ЭЭГ 13-летней девочки, у которой на операции была удалена краниофарингиома эндоселлярной локализации.
Можно отметить, что альфа-ритм отсутствует. Во всех областях регистрируются негрубые дельта-волны и тета-колебания с сохраненными на их фоне частыми бета- колебаниями. Более устойчиво тета-активность и дельта-волны выражены в лобных областях без четкой разницы сторон.
Было отмечено, что в тех случаях, когда опухоль достигает больших размеров и развивается с кистообразованием, характер общемозговых изменений становится более грубым. Увеличивается амплитуда дельта- и тета-волн и наблюдаются очаговые проявления в области, соответствующей участку коры больших полушарий, в котором киста локализована. Очаговые изменения выражаются в форме высокоамплитудных медленных волн различного периода (рис. 125, Б).
Рис. 125. ЭЭГ детей с краниофарингиомами эндосупраселлярной локализации.
А — больной Л-вой, 13 лет- снижение амплитуды биопотенциалов, отсутствие регулярного альфа-ритма и наличие негрубой дельта- и тета-активности преимущественно в передних отделах полушарий: Б — больной В-ной, 14 лет- очаг полиморфных медленных воли в правой лобной области, зоне проекции кисты опухоли.
Наличие очаговых проявлений в ЭЭГ имеет место у 14-летней девочки, у которой краниофарингиома развивалась с кистообразованием в правую лобную долю (см. рис. 125, Б). Изменения ЭЭГ у нее выражены в значительной степени. Альфа-ритм отсутствует. Амплитуда биопотенциалов снижена. Во всех областях наблюдаются негрубые дельта-волны, более устойчиво и резко выраженные в правой лобной доле. В отдаленных от очага областях коры на стороне поражения наблюдаются частые бета-колебания, свидетельствующие об ирритации коры в этих отделах полушарий.
При краниофарингиомах, врастающих в полость III желудочка, развиваются окклюзионные явления за счет закрытия опухолью отверстия Монро или полости III желудочка. Ведущим клиническим симптомом у детей в этих случаях является гидроцефально-гипертензионный синдром. Гидроцефальная форма краниофарингиомы свойственна младшему возрасту (6—10 лет) и характеризуется грубостью общемозговых изменений ЭЭГ. Во всех отделах полушарий доминируют медленные волны (2—3 Гц) различной амплитуды, периодически билатерально синхронизированные. Альфа-ритм в значительной степени редуцирован. Эти данные согласуются с результатами, полученными в работах ряда авторов (Crains, 1952- О. М. Гриндель, Т. О. Фаллер, 1959- Daly et ai., 1953, и др.).
Примером может служить ЭЭГ мальчика 6 лет (рис. 126, А).
У этого мальчика опухоль располагалась на уровне поперечной цистерны, грубо сдавливая задние отделы 3 желудочка. Электрическая активность характеризовалась
наличием высоковольтных, полиморфных медленных волн различного периода, нерезко преобладающих в правом полушарии. Основной ритм ЭЭГ — альфа-ритм отсутствовал. Общемозговые изменения биопотенциалов были выражены грубо.
При ретроселлярном распространении краниофарингиомы, сдавливающей каудальные отделы ствола, ЭЭГ детей характеризуется преобладанием патологических изменений в задних отделах полушарий, также как это наблюдалось у взрослых (см. главу 6). В этих случаях в затылочных областях коры устойчиво выражены дельта-волны и эпилептоидные комплексы наряду с наличием устойчивого тета-ритма в передних отделах полушарий. Периодически во всех областях появляются группы билатеральных гиперсинхронных дельта-волн, амплитуда которых выше в затылочно-теменных отделах.
На рис. 126, Б представлена ЭЭГ 10-летней девочки, у которой на вскрытии была найдена краниофарингиома, грубо отдавливающая кзади продолговатый мозг и варолиев мост.
Как видно на ЭЭГ, дельта-волны выражены диффузно с устойчивым преобладанием в затылочных областях. Высокоамплитудные полиморфные медленные волны проявляются в задних отделах с асимметрией за счет увеличения амплитуды их в правом полушарии. Во всех областях коры регистрируются тета-колебания, устойчивее выраженные в левом полушарии. Диффузно отмечаются частые волны, периодически синхронизированные в ритм.
Д. Я. Варшавская, изучая возрастные особенности изменения ЭЭГ у детей с краниофарингиомами, показала, что у детей до 10 лет при окклюзионной форме краниофарингиомы общемозговые изменения проявляются в доминировании во всех областях дельта-волн, нарушении альфа-ритма и наличии ритмической тета-активности. У больных юношеского возраста с выраженными эндокринными нарушениями ЭЭГ также характеризуется замедлением корковой ритмики и нарушением альфа-ритма- доминирующей формой активности у них является тета- ритм.
Рис. 126. Особенности нарушения ЭЭГ у детей с краниофарингиомами, воздействующими на стволовые структуры мозга.
А — больного Л-на- доминирование во всех областях коры медленных форм активности- Б - больной Ж-но- диффузная дельта-активность, устойчиво преобладающая в правой затылочной области.
Применение в пашей работе частотного анализа ЭЭГ позволило установить преобладание интегральной дельта- и тета-активности в лобных областях коры у всех детей с краниофарингиомами, за исключением тех, у которых отмечалось ретроселлярное распространение опухоли.
Наряду с преобладанием в передних отделах полушарий медленной активности у детей с краниофарингиомами наблюдались вспышки синхронизированной активности. Так же как и у взрослых с этими опухолями, такие вспышки были выражены в лобных областях коры и проявлялись в виде тета- и бета-ритма и реже — в виде дельта-волн. Вспышки генерализованной по всем областям пароксизмальной активности регистрировались у детей преимущественно в случаях прорастания опухоли в полость III желудочка.
Таким образом, исследование ЭЭГ детей с краниофарингиомами в наших наблюдениях выявило зависимость изменения корковой ритмики преимущественно от кистообразования и направления роста опухоли.
При клинико-энцефалографическом сопоставлении было отмечено, что наиболее грубые общемозговые изменения корковой ритмики проявлялись при краниофарингиомах, врастающих в полость III желудочка. Это согласуется с данными, полученными в работах Н. Д. Горбача, И. М. Гильман (1960), И. Д. Вирозуба (1962) и др., которые считают, что нарушения ЭЭГ в этих случаях могут быть обусловлены как непосредственным воздействием опухоли на диэнцефальные отделы мозга, так и вторичным воздействием расширенного III желудочка на диэнцефальные образования.
На основании полученных данных можно заключить, что применение электроэнцефалографического исследования у детей с краниофарингиомами эндоселлярной локализации и врастающими в полость III желудочка позволяет определить степень воздействия патологического процесса на диэнцефальные отделы мозга и выявить очаг патологической активности при наличии кисты краниофарингиомы, прорастающей в полушарие. При краниофарингиомах, характеризующихся ретроселлярным ростом, диагностическая ценность этого метода не велика, так как изменения ЭЭГ при отмеченном росте опухоли аналогичны нарушениям корковой ритмики, регистрируемым у детей с опухолью задней черепной ямки.