Особенности ээг при поражении ствола мозга на уровне задней черепной ямки - клиническая электроэнцефалография
Исследования ЭЭГ детей с опухолью задней черепной ямки (Smith, G. Walter, l.aidlow, 1940- Daly et al., 1953- Т. О. Фаллер, 1957- Dyken et al., 1964- И. В. Введенская, В. В. Хохлова, 1968- Я. К. Гасанов, 1969, и др.) показывают, что наиболее характерной особенностью изменения электрической активности коры при указанной локализации патологического очага является наличие общемозговых и стволовых изменений биопотенциалов при отсутствии четких очаговых нарушений.
Работами Cobb (1955), Т. Г. Хандриковой (1952), А. П. Ромаданова
и других авторов показано, что при опухоли задней черепной ямки гипертензия, возникающая вследствие окклюзионной гидроцефалии, вызывает на ЭЭГ ребенка более грубые патологические изменения, чем это отмечается у взрослых при той же локализации патологического очага.
Характер и степень общемозговых изменений различны. Наиболее грубые нарушения ЭЭГ проявляются в доминировании по всем областям высокоамплитудных дельта-волн, устойчиво преобладающих в задних отделах полушарий. Альфа-ритм либо отсутствует, либо отмечается значительная его редукция.
Отмеченный характер нарушения ЭЭГ наблюдается у 10-летней больной К-вой (рис. 124, А).
Электрическая активность мозга характеризуется наличием во всех отделах полушарий дельта-воли и тета-колебаний. Альфа-ритм отсутствует. Наиболее грубые высокоамплитудные медленные волны регистрируются в задних отделах полушарий с нерезкой асимметрией за счет преобладания их слева. На операции у девочки была удалена астроцитома, локализующаяся в черве и левой гемисфере мозжечка.
При наличии грубых общемозговых изменений биопотенциалов у детей с опухолью задней черепной ямки периодически в затылочных областях коры регистрируются синхронизированные билатеральные медленные волны, характеризующиеся крутым нарастанием и спадом.
В ряде случаев при опухоли задней черепной ямки диффузная дельта-активность выражена нерезко, в то время как в задних отделах полушарий устойчиво проявляются грубые эпилептоидные разряды и дельта-волны.
Рис. 124. ЭЭГ детей с опухолью, локализованной в задней черепной ямке.
А — больной К-во, 10 лет- альфа-ритм отсутствует: доминируют медленные колебания, более грубо выраженные в задних отделах полушарий- Б— больного М-ва. 9 лет- альфа-ритм регистрируется устойчиво- в задних отделах полушарий проявляются эпилептоидные разряды и дельта волны, преобладающие справа- В — больного К на- общемозговые изменения выражены негрубо и проявляются в неравномерности и нерегулярности альфа ритма и наличии нерезкой дельта-активности, устойчивее выраженной справа.
Примером такого изменения корковой ритмики может служить ЭЭГ 9-летнего ребенка М-ва (рис. 124, Б). Как видно на представленной ЭЭГ, альфа-ритм достаточно устойчиво выражен преимущественно в задних отделах полушарий. Отмечается нерезкая редукция его справа. Негрубые дельта-волны проявляются диффузно. В центральнолобных областях наблюдаются группы тета-колебаний. В затылочно-теменных отделах полушарий устойчиво регистрируются эпилептоидные разряды и дельта-волны, преобладающие в правом полушарии. На операции у больного была удалена астроцитома, локализованная в правом полушарии мозжечка и IV желудочке.
В меньшем проценте случаев у детей с опухолью задней черепной ямки изменения ЭЭГ ограничиваются затылочными отделами полушарий и проявляются в неравномерности и нерегулярности альфа-ритма и наличии в ряду альфа-активности экзальтированных альфа-колебаний, острых импульсов и негрубых эпилептоидных разрядов. В качестве примера проводим следующее наблюдение.
В ЭЭГ 14-летнего ребенка К-на (рис. 124, В), у которого на операции была найдена хориоидпапиллома IV желудочка, общемозговые изменения биопотенциалов выражены негрубо и проявляются в неравномерности и нерегулярности альфа-ритма и наличии дельта-активности, нерезко преобладающей в правом полушария.
Примененный в нашей работе частотный анализ ЭЭГ детей с опухолью задней черепной ямки показал статистически значимое (Р<0,05) преобладание интегральной дельта- и тета-активности в затылочных областях коры при общем высоком уровне выраженности этих форм колебаний. Увеличение амплитуды колебаний медленной активности наблюдалось у большинства детей с указанной локализацией патологического процесса, независимо от возраста больного, в то время как проявление альфа-ритма обусловливалось возрастными особенностями ЭЭГ.
Нарушение колебаний альфа-ритма наблюдалось преимущественно в младших возрастных группах (5—10 лет), тогда как у детей
15 лет, несмотря на наличие опухоли, альфа-ритм по показателям интегратора проявлялся с градиентом от затылочных областей к лобным, как это бывает у взрослых здоровых людей.
При сопоставлении клинических и электрографических данных можно сделать заключение, что наиболее значительные общемозговые изменения биопотенциалов регистрируются в тех случаях, когда у больных имеет место грубо выраженный гидроцефально — гипертензионный синдром и симптомы резкого воздействия патологического процесса на стволовые структуры. Наиболее легкие общемозговые изменения ЭЭГ отмечались при отсутствии признаков внутричерепной гипертензии, при опухолях, не сдавливающих грубо стволовые структуры. Помимо общемозговых изменений, на ЭЭГ детей с опухолью задней черепной ямки, так же как и взрослых людей с той же локализацией патологического очага, регистрировались генерализованные вспышки синхронизированных ритмов, обусловленные раздражением ствола мозга. Пароксизмальная активность так же, как и диффузные медленные колебания, у детей проявлялась более грубо и устойчиво, чем у взрослых.
Вспышки синхронизированной активности локализовались преимущественно в задних отделах полушарий и проявлялись у детей в виде групп билатеральных высокоамплитудных дельта- и тета-волн и эпилептоидных разрядов, в то время как у взрослых людей пароксизмальная активность в большинстве случаев была выражена в виде групп экзальтированного альфа- и тета-ритма.
В ряде наблюдений у детей с опухолью задней черепной ямки, так же как и у взрослых больных, вспышки патологической активности проявлялись генерализованно во всех областях и обусловливались грубостью гипертензионно-гидроцефального синдрома и грубостью поражения ствола мозга.
При опухолях, локализующихся в одном из полушарий мозжечка, в затылочных областях коры отмечалась межполушарная асимметрия выраженности патологической активности без определенного соответствия стороне поражения мозжечка.
При сопоставлении ЭЭГ и данных операций была выявлена зависимость преобладания патологических волн в одной из затылочных областей от смещения структур мозга, расположенных в задней черепной ямке. Если опухоль не смещала образований средней линии, более грубая патология выявлялась на стороне опухоли, если же опухоль грубо смещала стволовые структуры — наибольшие нарушения ЭЭГ наблюдались в контралатеральном полушарии.
В относительно небольшом проценте случаев на ЭЭГ детей с опухолью задней черепной ямки определяются псевдоочаговые изменения, наиболее часто локализующиеся в контралатеральной лобной области и гомолатеральной затылочно-теменной. Псевдоочаговые изменения в лобной области возникают, по-видимому, в результате воздействия патологического процесса на фронто-понто-церебеллярные пути. Наличие псевдоочаговых изменений в затылочно-теменной области может быть обусловлено отдавливанием растущей опухолью этих отделов полушарий через мозжечковый намет. Это положение развивается и подтверждается в работах ряда авторов (Smith, G. Walter, Laidlow, 1940- Н. С. Благовещенская, 1957- И. М. Гильман, 1960- В. Е. Майорчик, 1960- Я. К. Гасанов, 1969, и др.).
Как следует из полученных нами результатов и литературных данных, при опухолях задней черепной ямки одной из наиболее характерных особенностей изменения ЭЭГ у детей является преобладание медленных форм активности в задних отделах полушарий при общем высоком уровне выраженности дельта-волн по всем областям коры. Можно предположить, что в генерации медленных форм активности в этих случаях значительную роль играют структуры ствола мозга уровня задней черепной ямки.
Синхронизация дельта-волн в затылочно-теменных областях объясняется, по-видимому, как сокращением обычного потока тонизирующих кору влияний со стороны ретикулярной формации мозга (блокирующее воздействие опухоли), так и наличием тормозных восходящих влияний со стороны ретикулярной формации на кору больших полушарий (раздражающее воздействие опухоли). Это положение согласуется с точкой зрения Н. Л. Горбача (1955), И. М. Гильман (1960), И. Д. Вирозуба и др.
Сопоставляя изменения электрической активности мозга детей с опухолью задней черепной ямки и взрослых людей с той же локализацией патологического очага, можно отметить, что в детском возрасте метод электроэнцефалографии имеет большую диагностическую ценность для определения функционального состояния коры больших полушарий и степени воздействия процесса на каудальные отделы ствола мозга.