Изменения вызванных потенциалов при очаговой патологии - клиническая электроэнцефалография
ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПРИ ОЧАГОВОЙ ПАТОЛОГИИ НА ЭЭГ
Физические стимулы, применяемые в качестве афферентных раздражений для воздействия на биоэлектрическую активность головного мозга, кроме общего диффузного влияния, сказывающегося на всех отделах больших полушарий, вызывают еще локальные изменения биоэлектрической активности в виде вызванных потенциалов, регистрируемых в той зоне коры, куда приходит по проекционным путям возбуждение при раздражении данных нервов или рецепторов.
Вызванные потенциалы состоят из ряда компонентов, часть которых — более ранняя — связывается со специфической системой афферентации, а более поздняя — с неспецифической таламо-кортикальной системой.
Ранние, специфические, компоненты вызванных потенциалов требуют для своего выявления в ЭЭГ человека специальных методов суммации и выделения сигнала на фоне шума (см. главу 3). Так часть вызванного потенциала, которая четко видна при обычной регистрации ЭЭГ на чернильнопишущем аппарате, как правило, относится к более поздним компонентам.
При изучении изменений вызванных потенциалов при различных поражениях головного мозга не получено четких и однозначных данных. Имеются указания на то, что при очагах эпилептоидного характера наблюдается увеличение соответствующих вызванных потенциалов в зоне эпилептогенного фокуса у больных с височной эпилепсией (Gastant et а 1., 1954). Другая часть авторов указывает на уменьшение выраженности и удлинение латентного периода вызванного потенциала в ответ на световое раздражение при очаговом поражении затылочной доли (при гомонимной гемианопсии).
Описаны нечеткие изменения начальных компонентов вызванных потенциалов в ответ на электрокожное раздражение у больных с гемигипестезией (Gibblin, 1964- Kelly et al., 1965- Domica et al., 1965).
Наиболее четкие изменения при очаговых поражениях головного мозга получены для поздних компонентов вызванных потенциалов и для неспецифических ответов на раздражения типа vertex-комплекса. Если у больных, имеющих очаг патологической активности, в ЭЭГ, регистрируется вызванный потенциал в ответ на афферентные раздражения, то амплитуда этого потенциала оказывается большей на стороне поражения.
Рис. 86. Распределение вызванных потенциалов в ЭЭГ при раздражениях разной модальности у больного с очагом патологической активности в заднелобной области слова у больного П. с опухолью подкорковых узлов слева.
А — электрокожное раздражение левого локтевого нерва- Б — звуковое раздражение (щелчок)- В — вспышка света- Г — графическое выражение асимметрии по амплитуде ответа на электрокожное раздражение- Д — увеличенное изображение ответа на электрокожное раздражение в заднелобной сагиттальной области справа и слева- Е— наложение 10 ответов в тех же отведениях (выявление устойчивости асимметрии).
По данным Л. М. Пучинской (1967), у больных с очаговым поражением затылочной доли обнаруживается преобладание вызванных потенциалов на свет на стороне поражения- регистрируемый вызванный потенциал является неспецифическим компонентом ответа на свет. Нами получены аналогичные данные для больных с поражением зоны центральных извилин (рис. 86). Объяснением наблюдаемого явления могут служить представления, развиваемые В. С. Русиновым, о возможности смещения неспецифического ответа при локальном изменении возбудимости в какой-либо зоне коры больших полушарий. При этом, как показывают специальные исследования, зона максимального проявления неспецифического ответа может смещаться не только под влиянием наличия патологического процесса, но и специальных условий эксперимента (Л. М. Пучинская, С. Н. Раева, К. Кац, А. А. Соколова, В. Е. Майорчик).
Таким образом, способ активации ЭЭГ, характер получаемого ответа и наиболее эффективный раздражитель различны в разных случаях невыявления очага патологической активности в ЭЭГ и зависят от характера патологического процесса и состояния больного. Нечеткость очаговых проявлений в ЭЭГ может быть обусловлена разными причинами и по-разному выражена в зависимости от состояния больного и степени общих изменений его фоновой биоэлектрической активности. В соответствии с этими различиями и варьируют применяемые раздражения для выявления в ЭЭГ так называемой скрытой патологии.
В условиях нейрохирургической клиники с опухольным контингентом больных, как правило, следует отдавать предпочтение простым афферентным воздействиям, вполне безопасным для больного и вызывающим вместе с тем достаточно четкие изменения в ЭЭГ, по которым можно судить о функциональном состоянии коры больших полушарий. При этом одним из важных показателей является выраженность реакции активации в ЭЭГ, для суждения о которой достаточно применить раздражение в виде простого открывания и закрывания глаз.
Выбор и применение других видов активации ЭЭГ определяются задачами исследования в каждом отдельном случае, состоянием больного и темпами обследования.
Как показала практика клинической электроэнцефалографии, особенно в нейрохирургической и неврологической клиниках, патологические изменения биоэлектрической активности коры больших полушарий при применении физических и фармакологических воздействий являются более ранним и тонким показателем нарушения деятельности мозга по сравнению с данными «спонтанной» ЭЭГ, отражающими более устойчивые и сравнительно грубые сдвиги функционального состояния коры больших полушарий.