Локальные изменения ээг разного типа в зоне опухоли - клиническая электроэнцефалография
Локальные изменения альфа-ритма в зоне опухоли мозга могут выражаться повышением амплитуды или понижением ее. Локальное повышение амплитуды альфа-ритма до 7—150 мкВ отмечается при регистрациях ЭЭГ в ранней стадии развития опухоли. Увеличение вольтажа и гиперсинхронизация альфа-ритма обычно сочетаются с заостренной формой альфа-волн и ослаблением модуляции их. В области новообразования (при медленно растущих опухолях — менингиомы, астроцитомы) снижена реакция десинхронизации альфа-ритма при афферентных раздражениях. Локальное отсутствие или резкое снижение альфа-ритма должно особо учитываться при подозрении на опухоль тех областей полушарий, где в норме альфа-ритм доминирует, т. е. в задних, сенсорных областях полушарий. Устойчивое уменьшение амплитуды альфа-ритма на стороне опухоли, особенно заметное вблизи нее, обычно проявляется в участках измененной коры, расположенной над внутримозговой, быстро растущей опухолью глиального ряда. Асимметрия по частоте колебаний альфа-ритма выражена обычно вследствие замедления альфа-ритма па 2—3 колебания в секунду на стороне опухоли.
Локальные изменения роландического ритма обычно в сторону повышения его амплитуды могут быть односторонними или двусторонними и в сочетании с другими ирритативными изменениями в ЭЭГ (эпилептоидные разряды, увеличение частых колебаний) отражают состояние повышенной активности популяций нейронов в коре роландической области, что наблюдается, например, у больных с менингиомами теменной и роландической области.
Локальная эпилептоидная активность (острые волны и комплексы — пик — волна). Высокоамплитудные острые волны и разряды регистрируются на ранних стадиях медленно растущей опухоли над областью расположения внутримозговых (астроцитом) и оболочечных (менингиом) новообразований, чаще в сочетании с ирритативными общемозговыми изменениями ЭЭГ и при относительно удовлетворительном состоянии больного во время обследования. В этом периоде эпилептоидная активность в ЭЭГ обычно коррелирует с наличием припадков симптоматической эпилепсии, являющихся нередко единственным симптомом очагового заболевания мозга. По мере дальнейшего роста опухоли, когда наряду с очаговыми припадками появляются и другие неврологические симптомы, фокус наибольшей эпилептоидной активности опухоли с зоны расположения внутримозговой опухоли иррадиирует на соседние области полушарий- таким образом, локальный электрофизиологический признак очаговой патологии при развитии опухоли становится диффузным.
Локальные изменения частых ритмов (18—25 колебаний в секунду). Локальное повышение амплитуды частых ритмов в прецентральной и роландической областях обычно выражено в сочетании с другими проявлениями ирритации коры — с острыми однофазными потенциалами и эпилептоидными разрядами. Эта форма локальных сдвигов в ЭЭГ также выражена преимущественно на ранних стадиях развития медленно растущих опухолей. У части больных отмечается асимметрия реакции блокирования прецентрального частого ритма увеличенной амплитуды при произвольных движениях конечности противоположной стороны.
Рассмотренные формы локальных изменений биоэлектрической активности отражают сдвиг функционального состояния коры в сторону ирритации, обусловленной увеличением приходящей в кору афферентной им пульсации вследствие раздражающего воздействия новообразования.
Как правило, ирритативные сдвиги в картине биопотенциалов наблюдаются на ранних стадиях развития опухоли, когда еще нет характерных неврологических симптомов очагового поражения мозга, и потому такие больные сравнительно редко попадают в клинику. Значительно чаще электроэнцефалографическое исследование проводится на более поздних стадиях заболевания, когда уже имеются более четкие клинические симптомы наличия опухоли и когда в ЭЭГ появляются разные формы медленных патологических волн.
Локальная выраженность медленных ритмов. Основным характерным электроэнцефалографическим признаком опухоли мозга считается появление в зоне опухоли дельта-волн, т. е. значительно более медленного ритма, чем нормальный альфа-ритм. Частота регистрируемых в непосредственной близости от опухоли дельта-волн лежит в пределах 0,5—4 колебания в секунду. Вследствие варьирования периода колебаний в этом довольно широком частотном диапазоне, а также варьирования альфа- и бета-колебаний визуально локальная дельта-активность в зоне опухоли мозга имеет вид полиморфной кривой, регистрируемой непрерывно, не исчезающей, а лишь меняющейся по форме, по периоду и амплитуде во время различных функциональных нагрузок. Подобная дельта-активность достаточно высокой амплитуды с сохранностью редуцированных альфа- и бета-колебаний отражает, по мнению ряда авторов (Arfel, Fischgold, 1961- Hess, 1958), состояние смещения и сдавления корковой ткани экстракортикальным новообразованием типа менингиомы.
Более «плоская» форма дельта-волн вследствие снижения их амплитуды и замедления периода колебаний до 0,3—2,5 Гц, а также вследствие полного отсутствия даже редуцированных альфа- и бета-колебаний отражает зону максимальных изменений корковой ткани в случаях инфильтрации быстро растущих опухолей. У этих больных во всех областях обоих полушарий преобладает медленная активность, в связи с чем установление зоны наибольшей патологии затрудняется. Наиболее достоверным показателем максимальных функциональных сдвигов в этих условиях, по мнению Fischgold (1955), Hess (1961), Kugler (1966) и др., считается сочетание «плоских» полиморфных устойчивых дельта- волн с полным отсутствием более частых компонентов ЭЭГ. Следует сказать, однако, что на фоне значительного общемозгового замедления корковой ритмики при инфильтрирующих мозговую ткань опухолях далеко не всегда удается вычленить зону максимальных изменений в коре. Для этого используются специальные методические приемы, которые описаны в гл. VII.
При записи электрокортикограммы (ЭКоГ) с открытого мозга обнаруживается, что локальные медленные волны отводятся не от самой опухоли, а от зоны коры, окружающей опухоль и испытывающей длительное воздействие с ее стороны (Walter, Dovey, 1946- В. Е. Майорчик, 1957, 1964- Н. П. Бехтерева, 1960). При расположении электродов на самой опухоли сколько-нибудь регулярные колебания потенциалов отсутствуют. Локальные дельта-волны, наиболее устойчивые в зоне опухоли, названы нами очагом патологической электрической активности (В. Е. Майорчик, В. С. Русинов, 1948, 1951, 1954). Функциональные свойства коры в этом очаге, изученные при макро- и микроотведениях суммарной и клеточной активности, представлены на стр. 87 (рис. 36).
Рис. 37. Локальные различия ЭКоГ у больного Ц. с опухолью теменной
области.
А —фон—в зоне 8-го электрода очаговые полиморфные дельта-волны. При функциональных нагрузках (В) синхронизация альфа- и бета-ритма на расстоянии от очага н уменьшение периода медленных волн в очаге.
Обычно очаг локальных дельта-волн не переходит прямо в нормальную ритмику, он окружен так называемыми маргинальными электро- энцефалографическими знаками, т. е. переходной активностью, где хотя и преобладают медленные волны, но на их фоне четко выражены нормальные компоненты ЭЭГ—бета- и альфа-колебания, а также единичные острые потенциалы (рис. 37).
При сравнении локальных электрокортикограмм, записанных на разных расстояниях от оболочечно-корковой опухоли, можно в свою очередь заметить относительный характер отграниченности локальных медленных волн, поскольку от своего фокуса дельта-волны иррадиируют в соседние области, перемежаясь там с сохранившимися альфа- и бета- колебаниями (рис. 38). Отличительной особенностью этих «соседствующих» с очагом медленных волн является их модулирование с периодическим веретенообразным нарастанием и снижением амплитуды. Если очаговые дельта-волны мало меняются в ответ на приходящую импульсацию, то медленная активность соседних областей изменяется (депрессируется или нарастает) при пробах на реактивность коры.
Таким образом, на основании указанных электроэнцефалографических различий можно отдифференцировать зону максимальных изменений в коре головного мозга, регистрируемую в участке, непосредственно прилегающем к опухоли, от соседних участков, удаленных на 3—5 см от опухолевого узла.