Ээг при краниофарингиомах - клиническая электроэнцефалография
Видео: "Современная электроэнцефалография: проблемы и перспективы" , Зубов П.Г., Терещенко Г. М.
Краниофарингиомы относятся к врожденным опухолям гипофизарно-диэнцефальной области, оказывающим длительное нарастающее воздействие на прилежащие нервные образования. В зависимости от направления своего роста (супра-, ретро- или параселлярного) опухоль оказывает различные по степени воздействия на дно III желудочка, подкорковые узлы и более каудальные отделы ствола. Обращает внимание склонность этих опухолей к кистообразованию, нередко с распространением кист в полость III и боковых желудочков и параселлярно с отдавливанием прилежащих отделов мозга.
Среди многочисленных работ, посвященных анализу ЭЭГ при опухолях средней линии, поражающих преимущественно диэнцефальные отделы, особого внимания заслуживает исследование О. М. Гриндель и Т. О. Фаллер (1959), позволившее установить связь между особенностями ЭЭГ больных с краниофарингиомами и степенью поражения разных анатомических структур, расположенных в зоне роста этих опухолей (дно III желудочка, ствол мозга, подкорковые узлы).
Рис. 68. ЭЭГ больного М-на с кистозной краниофарингиомой, расположенной супраселлярно, врастающей в передние отделы III желудочка. Во всех областях регистрируются частые колебания в сочетании с эпилептоидными импульсами и тета-волнами. Альфа-активность в задних отделах выражена нерегулярно, наибольшая синхронизация колебаний в альфа-ритме отмечается в центральных областях. Ирритативные изменения преобладают в передних отделах в виде групп синхронизированных частых колебаний (14 Гц).
При эндосупраселлярной локализации опухоли, когда на первый план выступает хиазмально-диэнцефальный синдром без признаков поражения каудальных отделов ствола, в ЭЭГ не выявляется грубой патологической активности в форме дельта- и медленных волн. Патологические признаки проявляются в виде изменения частотных и амплитудных характеристик основного коркового ритма. Характерная особенность ЭЭГ этих больных — явное замедление основного ритма с распространением его по всем отделам коры больших полушарий, наиболее отчетливо проявляющимся при монополярном способе отведения биопотенциалов.
Тета-активность в ЭЭГ этих больных может отмечаться локально в центрально-лобных отделах при доминировании в задних областях замедленного или нормального по частоте альфа-ритма. Интересно отметить, что под влиянием функциональных нагрузок наряду с уменьшением регулярности альфа-ритма можно наблюдать увеличение амплитуды и периодов тета-активности.
Рис. 09. ЭЭГ больного Ц-ва с кистозной краниофарингиомой супраретроселлярного расположения с преимущественным распространением вправо от средней линии. На фоне доминирования во всех областях тета-активности отмечаются дельта-волны в затылочных областях, временами более грубо выраженные справа.
Данные автоматического анализа, приведенные внизу рисунка для ЭЭГ затылочной (/) и централь ной (II) областей правого полушария, показывают преобладание патологических ритмов (дельта и
тета) в задних отделах мозга.
В случаях, когда опухоль занимает область отдавленного вверх или расширенного кистой III желудочка, патологические изменения ЭЭГ выражаются в резком снижении уровня электрической активности, причем снижение амплитуды альфа-ритма часто сопровождается увеличением его частоты до 11—12 Гц. На фоне общего снижения уровня электрической активности отмечаются бета-колебания, регистрирующиеся диффузно или устойчиво преобладающие и лобно-центральных отделах в виде синхронизированного ритма (16—20 Гц).
В качестве примера таких изменений на рис. 68 приводится ЭЭГ больного М-на (18 лег), у которого на операции была обнаружена кистозная краниофарингиома, расположенная супраселлярно и врастающая в передние отделы III желудочка- заболевание протекало без выраженных гипертензионно-гидроцефальных признаков. В связи с тем, что уровень электрической активности мозга этого больного был резко снижен, на рисунке приводится запись ЭЭГ на увеличенном в 2 раза (по сравнению с обычными регистрациями) усилении. Альфа-активность в задних отделах полушарий выражена нерегулярно в виде резко неравномерных по частоте и амплитуде колебаний, которые проявляются в сочетании с пикообразными импульсами и отдельными негрубыми дельта- и тета-волнами. Наибольшая синхронизация колебаний в ритме альфа отмечается в центральных областях. Этот ритм. можно классифицировать как роландический, обладающий своеобразным характером реагирования на афферентные раздражения.
Эта форма ритмической активности не изменяется при световых раздражениях и четко депрессируется при проприоцептивной нагрузке (сжимание и разжимание пальцев в кулак). В ЭЭГ диффузно отмечается частая активность, более отчетливо выраженная в лобных отделах, где она проявляется в виде периодически возникающих групп синхронизированных колебаний (14 Гц) значительной амплитуды. Можно полагать, что такой характер ЭЭГ связан в первую очередь с определенными изменениями функционального состояния структур дна III желудочка.
Когда опухоль оказывает воздействие на каудальные отделы ствола, в ЭЭГ выявляются некоторые особенности, отличные от рассмотренных выше изменений биопотенциалов мозга. При сдавлении ствола в случаях ретро-супраселлярного направления роста краниофарингиомы, ЭЭГ характеризуется более грубыми патологическими изменениями, которые преобладают в задних отделах мозга. Эти изменения могут выражаться в экзальтации основного ритма, сочетающегося с дельтаактивностью, в локальном угнетении альфа-ритма, в преобладании медленных волн в задних отделах одного или чаще обоих полушарий.
Такая картина видна на рис. 69, где дана ЭЭГ больного Ц-ва (20 лет) с большой кистозной краниофарингиомой супра-ретроселлярного расположения, с преимущественным распространением вправо от средней линии.
В случаях, когда краниофарингиома при каудальном направлении роста оказывает воздействие на одну из ножек мозга, проявление патологической активности может носить очаговый характер. Такие «ложные» очаги в ЭЭГ имеют вид групп дельта-волн, чередующихся с альфа-колебаниями, либо высокоамплитудной медленной активности. В своей работе О. М. Гриндель и Т. О. Фаллер (1959) отмечают, что «псевдоочаговые» изменения в ЭЭГ нередко соответствуют гнездным симптомам, связанным с поражением определенной ножки мозга или соответственной половины ствола.
«Ложноочаговые» изменения электрической активности в ЭЭГ отличаются от истинных очаговых изменений, вызванных непосредственным воздействием опухоли или кисты на определенную область мозга, своей нестойкостью. Как правило, они выявляются на фоне относительно негрубых общемозговых изменений. Повторные исследования одного и того же больного показывают, что в тех случаях, когда при первом исследовании в ЭЭГ имели место «псевдоочаговые» изменения, при втором исследовании, проведенном при нарастании клинических симптомов заболевания и ухудшении состояния больного, «псевдоочаговые» изменения уже не проявляются и ЭЭГ характеризуется грубой патологической активностью в обоих полушариях.
Наиболее грубые изменения ЭЭГ отмечаются в случаях, когда краниофарингиома на определенных стадиях своего роста сопровождается гидроцефалией и повышением внутричерепного давления.
На рис. 70, А приводится ЭЭГ больной И-вой, 17 лет, с большой супраселлярной краниофарингиомой, поддавливающей кверху дно III желудочка и обусловившей развитие окклюзионной гидроцефалии боковых желудочков. В ЭЭГ выявляются значительные общемозговые изменения, характер которых свидетельствует о резком воздействии патологического процесса на стволовые структуры мозга. Альфа-ритм отсутствует, регистрируются лишь отдельные группы замедленных (8 Гц) альфа-колебаний. Во всех областях отмечаются дельта- и тета-волны. Наиболее стабильная дельта-активность выражена в задних отделах полушарий, где она проявляется в виде билатеральных высокоамплитудных (200 мкВ) волн ритмического характера. В повторной регистрации ЭЭГ этой больной (рис. 70, Б), проведенной через месяц после операции (вентрикуло- цистерностомия по Торкильдсену с двух сторон), характер биоэлектрической активности мозга резко меняется. В ЭЭГ выявляется регулярный альфа-ритм нормальной частоты (10 Гц), в передних отделах отмечаются группы тета-колебаний. Дельта-активность представлена лишь единичными волнами небольшой амплитуды, которые регистрируются в ряду альфа-ритма в задних отделах правого полушария.
Рис. 70. ЭЭГ больной И-вой с супраселлярной краниофарингиомой, поддавливающей кверху дно III желудочка, сопровождающейся окклюзионной гидроцефалией боковых желудочков.
А— ЭЭГ до операции характеризуется грубыми общемозговыми изменениями в виде редукции основного ритма и диффузной дельта-активности: отмечается преобладание медленной активности в задних отделах мозга, проявляющейся в виде высокоамплитудных ритмических волн: Б — через месяц после операции (вентрикулоцистерностомия по Торкильдсену с двух сторон) в ЭЭГ выявляются регулярный альфа-ритм и единичные полиморфные дельта-волны в задних отделах полушарий. Внизу приводятся данные автоматического частотного анализа ЭЭГ затылочной (/) и центральной (//) областей правого полушария до (А) и после (Б) операции.
Приведенные на рис. 70 (внизу) данные автоматического анализа демонстрируют резкое уменьшение после оперативного вмешательства выраженности патологических ритмов (дельта и тета) в ЭЭГ затылочной (/) и центральной (//) областей правого полушария мозга. Можно полагать, что грубая синхронизированная медленная активность в задних отделах полушарий, регистрируемая до операции в ЭЭГ этой больной, обусловлена окклюзионно-гидроцефальным синдромом, выступающим на фоне развития опухоли.
Анализируя особенности проявления локальных изменений в ЭЭГ больных с краниофарингиомами, следует отметить их преимущественную выраженность в задних отделах полушарий. Преобладание патологической электрической активности в лобных отделах мозга наблюдается лишь в отдельных случаях, когда опухоль распространяется значительно кпереди от турецкого седла. При параселлярном расположении краниофарингиом с кистами, распространяющимися в боковые желудочки или глубоко внедряющимися в полушарие (часто в височную долю), наиболее грубая патологическая электрическая активность выявляется не в зоне локализации опухоли, а в затылочной области одноименного полушария. Можно полагать, что в этих случаях решающим является влияние опухоли на стволовые структуры мозга (преимущественно на каудальном уровне).
Таким образом, особенности изменения электрической активности мозга больных с краниофарингиомами зависят от направления роста
опухоли и степени воздействия ее на прилежащие нервные образования. При эндо-супраселлярной локализации опухоли ЭЭГ характеризуется относительно негрубыми нарушениями, преимущественно в виде изменения частотных и амплитудных характеристик основного коркового ритма, а также нарушением нормальной картины его пространственного распределения в коре больших полушарий.
При ретро- и параселлярном росте краниофарингиом, сопро-вождающемся сдавлением каудальных отделов ствола, в ЭЭГ выявляются значительные общемозговые изменения, на фоне которых может отмечаться локальная патологическая активность в виде медленных волн преимущественно в задних отделах полушарий. Эти изменения регистрируются билатерально или в одном из полушарий (на стороне преимущественного роста опухоли). Особенности реагирования этих локальных изменений на афферентные раздражения, а также их динамический характер при повторных исследованиях больного позволяют отдифференцировать их от первичных полушарных очагов патологической активности.
Наблюдаемые изменения ЭЭГ в затылочных отделах мозга у больных с ретроселлярным распространением краниофарингиом сходны с изменением биопотенциалов мозга больных с опухолями задней черепной ямки и задних отделов III желудочка. В связи с этим дифференциальный диагноз перечисленных форм опухолевых поражений мозга на основании данных исследования ЭЭГ не представляется возможным.
Видео: Количественная ЭЭГ и нейромодуляция при аутизме(клинический случай)