Опухоли височной и затылочной локализации - клиническая электроэнцефалография
ОПУХОЛИ ВИСОЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Точная ЭЭГ-локализация с указанием очага патологической активности в височной области достаточно высока, достигает 75—80%, а при афферентных раздражениях может быть повышена до 85—90%. При расположении опухоли в правой височной области ЭЭГ нередко является методом ранней диагностики, поскольку неврологические и рентгенологические симптомы могут появляться значительно позже электрофизиологических данных о наличии объемного новообразования. Характерной особенностью при височной и в особенности височно- лобной локализации опухоли считается двухсторонность патологических изменений ЭЭГ, хотя и доминирующих на стороне опухоли.
При задневисочной локализации очагового процесса, сопровождающегося гемианопсией, довольно закономерно проявляется снижение амплитуды альфа-ритма по всем областям ипсилатерального полушария. Это в сочетании с полиморфными дельта-волнами, наиболее выраженными в височной области, является достоверным ЭЭГ-указанием на наличие опухоли в соответствующей височной области (рис. 50). В этих случаях отмечается значительная выраженность дельта-активности также и в соседней затылочной области. Для уточнения височной локализации очага следует рекомендовать сопоставление результатов монополярного и биполярного способов отведения, так как при биполярных отведениях локальные дельта-волны по амплитуде незначительны и для их подтверждения имеют значение более определенные дельта-волны, регистрируемые при монополярных отведениях по всем областям пораженного полушария, однако с четким преобладанием в височной области, где они наиболее устойчивы и вследствие редукции частых ритмов сглажены по форме.
Рис. 50. ЭЭГ больного Г-ona. Менингиома в правой задне-височной области.
А —очаговые медленные патологические волны в правой задневнсочной и затылочной областях: Б — уменьшение медленных патологических волн в затылочных областях после дегидратации, более четкое проявление очага патологической активности в правой задневисочной области.
При монополярных отведениях ЭЭГ у больных с височной локализацией опухоли особенно рельефно выражена межполушарная асимметрия, поскольку на стороне опухоли индифферентный электрод на мочке уха из-за близости очага локальных дельта-волн фактически перестает быть индифферентным и сказывается на суммарной картине биопотенциалов при всех комбинациях с его участием (рис. 51).
У больных с опухолями медиобазального отдела височной доли (чаше это были глиомы, непосредственно воздействующие на гиппокамповы образования) на всех стадиях роста опухоли чрезвычайно выражены общемозговые изменения биоэлектрической активности. Последние по своему характеру могут быть ирритативными или же в виде генерализованной по обоим полушариям медленной активности с проявлением на этом фоне достаточно четкого очага в височной области. Ирритативные общемозговые изменения ЭЭГ обычно коррелируют с характером неврологического синдрома, с наличием у больных общего двигательного беспокойства, повышенной возбудимости, чувства страха, психомоторных пароксизмов. Общемозговым изменениям ЭЭГ в виде устойчивого преобладания диффузных медленных ритмов соответствует иной характер клинического синдрома с наличием у больных двигательной заторможенности, обедненной и замедленной психической деятельности. Ирритативные изменения наблюдаются у больных с ограниченными опухолями медиобазальных отделов височной доли- у них состояние активации коры и вегетативные реакции протекают интенсивно с длительным последействием. Неспецифические ответы на короткие световые вспышки и звуковые сигналы-щелчки резко усилены, диффузно выражены по всем областям обоих полушарий и длительно не угашаются при повторных раздражениях.
Общемозговое замедление фоновой ритмики наблюдается обычно у больных с массивными глиомами височной доли, замещающими образования гиппокамповой формации- у них обычно реакция активации резко ослаблена или даже полностью отсутствует.
ОПУХОЛИ ЗАТЫЛОЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Расположение опухоли в пределах затылочной доли встречается очень редко- значительно чаще речь идет о теменно-затылочной, теменно-височной локализациях очага. Ранним электроэнцефалографическим симптомом при локализации опухоли в затылочной доле и в смежных с ней областях являются уменьшение амплитуды и замедление альфа-ритма на стороне очага (Д. Г. Шмелькии, 1959- М. Я. Модная, 1957- Hess, 1958- Kugler, 1966).
Рис. 51. ЭЭГ больного С. Опухоль правой височной области.
А — четкая межполушарная асимметрия ЭЭГ при монополярных отведениях, наиболее выражены очаговые дельта-волны в правой височно-лобной области- Б — менее выраженные межполушарные различия ЭЭГ и не столь четкие очаговые изменении при биполярных отведениях.
Редукция альфа-ритма, так же как и отсутствие его изменений на открывание и закрывание глаз, отмечается не только в затылочной, но и в заднетеменной и задневисочной областях. Отсутствие реакции альфа-ритма на свет может сопутствовать гемианопсии, а может быть и без нее (Puech et al., 1950).
При внемозговых доброкачественных опухолях с длительным течением и медленным развитием неврологических симптомов ЭЭГ длительное время остается нормальной с сохранностью нормального доминирующего альфа-ритма. Повторные записи выявляют постепенное падение амплитуды и замедление альфа-ритма раньше на стороне расположения опухоли, а потом и в другом полушарии. Реакция активации на свет ослаблена, над опухолью она отсутствует.
При доброкачественных внутримозговых опухолях затылочной доли степень выраженности альфа-ритма зависит от стадии процесса. Во 2 и 3 стадии развития опухоли (см. табл. 3) ЭЭГ-локализация является наиболее достоверной, так как локальная редукция альфа-ритма подкрепляется появлением в зоне опухоли очаговых полиморфных дельта-волн, нарастающих при различных функциональных нагрузках (рис. 52).
При внутримозговых опухолях недоброкачественного характера на тех же стадиях развития опухоли выявляются более значительные общемозговые изменения электрической активности в виде диффузных медленных волн, более медленных по периоду на стороне поражения. У этих больных на ЭЭГ, как правило, выявляется более широкая зона очаговых патологических изменений по сравнению с действительными размерами опухолевого узла. Нарастающие отек и набухание мозговой ткани, а также дислокационные воздействия растущей опухоли могут затушевать локализацию первичного очага и даже повести к ложной трактовке ЭЭГ: вторичные электроэнцефалографические симптомы могут быть приняты за первичные. В подобных случаях у клиницистов возникают еще большие трудности вследствие наслаивания симптомов из соседних теменной и височной долей, а также задней черепной ямки, затрудняющих топическую диагностику первичного очага. Электроэнцефалографические данные. выявляя наличие очага устойчивых полиморфных дельта-волн в затылочной области (особенно четко после дегидратации и использования зрительных стимуляций), имеют важное значение при установлении дифференциального диагноза супра- и субтенториальной локализации очагового процесса (рис. 53).
Рис. 52. Регистрация ЭЭГ, КГР, ЭКГ, дыхания, нистагма (Ny) у больного Г. Менингиома в левой затылочной области. Четкий очаг локальных медленных волн в сочетании с редукцией альфа-ритма в левой затылочной и затылочно-теменной областях. Сохранность альфа-ритма в передних отделах полушарий.
Pиc. 53. ЭЭГ больной П. Опухоль в области задней черепной ямки. Периодическое появление медленных «псевдоочаговых» волн в правой затылочной области и исчезновение их при функциональных нагрузках.
А— исходный фон, Б — при звуковом раздражении.
Сужение зоны очаговых изменений при повторных записях ЭЭГ после дегидратации и частичное восстановление альфа-ритма и более частых колебаний в соседних участках позволяют подтвердить расположение опухоли в затылочной области, а не в теменной и височной. Наряду с общемозговыми изменениями электрической активности коры на определенной стадии роста опухоли затылочной доли появляются вторичные дистантные ЭЭГ-симптомы в виде веретенообразно нарастающих двусторонних высокоамплитудных медленных колебаний (4—6, 5—7 в секунду), преобладающих обычно в височных и височно-лобных областях.