Дифференциация внемозговых и внутримозговых опухолей - клиническая электроэнцефалография
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВНЕМОЗГОВЫХ И ВНУТРИМОЗГОВЫХ ОПУХОЛЕЙ
Регистрация ЭЭГ и ЭКоГ при доброкачественных внемозговых опухолях выявляет относительно сохранные нормальные регионарные различия корковых биопотенциалов: сохраняются доминирование альфа-ритма в задних отделах полушарий и наличие бета-ритма в лобных и прецентральных областях (рис. 40). В области, соответствующей очагу, более или менее четко отграничена зона локальных полиморфных дельта-волн частотой 2—4 колебания в секунду, амплитудой 40—100 мкВ. Вольтаж альфа-ритма в этой зоне, как правило, снижен по сравнению с другими областями. В соседних областях дельта-волны обычно меньшей амплитуды и перемежаются с сохранным альфа- и бета-ритмом, а нередко и с острыми эпилептоидными потенциалами. Межполушарная асимметрия ЭЭГ с преобладанием изменений на стороне опухоли четко выражена.
Постепенный медленный рост внемозговых опухолей вызывает появление общемозговых изменений ЭЭГ в виде ирритативных явлений (преобладание частых потенциалов и диффузных эпилептоидных острых волн, маскирующих очаговые негрубые проявления патологии). В этих случаях для повышения точности ЭЭГ — локализации рекомендуются методические приемы, уменьшающие ирритацию коры во время регистрации потенциалов. С этой целью используются средства, уменьшающие афферентацию, поступающую в кору. Речь идет о специальной подготовке больного до регистрации ЭЭГ с назначением антисудорожных и снотворных препаратов. Наиболее часто подобная необходимость возникает при ЭЭГ-локализации межполушарных и парасагиттальных менингиом, сопровождающихся, как будет показано ниже, особо стойкими ирритативными и сосудистыми фоновыми изменениями ЭЭГ. Результаты систематических электрофизиологических регистраций с открытого и закрытого мозга у больных с внемозговыми опухолями свидетельствуют о наличии в очаге, окружающем эти опухоли, помимо дельта-волн, и других локальных изменений, которые должны учитываться для более раннего выявления опухоли.
При динамическом исследовании ЭКоГ одного больного, а также при сравнении ЭКоГ, записанных у разных больных с внемозговыми опухолями малых и больших размеров, была уточнена последовательность изменений биопотенциалов в участке локальной компрессии коры. В очаге патологической активности раньше всего заметна редукция частого ритма (18—30 колебаний в секунду), а затем уже замедление и снижение альфа-ритма в сочетании с локальными дельта-волнами. При одинаковой выраженности по областям полушарий альфа-ритма выявление межполушарной асимметрии и локальных различий по частым колебаниям может служить ранним индикатором наличия объемного процесса, воздействующего на мозговую ткань. Если локальные различия фоновой активности подкрепляются различием локальных электрокортикальных реакций на раздражения, то достоверность диагностики повышается.
При внутримозговых опухолях обращает внимание как бы парадоксальный факт: несмотря на глубинность расположения первичного очага и большую удаленность от него отводящих электродов ЭЭГ, локализация его не вызывает особых затруднений.
Рис. 40. ЭЭГ больного П. с менингиомой в левой лобной области.
Локальные медленные полны в зоне очага патологической активности. Отсутствие изменений ЭЭГ, хорошо сохранный нормальный альфа- ритм по всем областям обоих полушарий.
В связи с быстрым ростом внутримозговых опухолей, в особенности глиом, больные чаще поступают в клинику со значительными общемозговыми изменениями ЭЭГ, когда преобладают уже не ирритативные явления, а диффузные полиморфные медленные волны в частотном диапазоне 1-4 в секунду, выраженные во всех областях коры обоих полушарий. Ослабление этой формы общих изменений ЭЭГ, маскирующих очаг, производится путем дегидратации, значительно уменьшающей амплитуду и индекс диффузных медленных волн.
При внутримозговых опухолях более закономерно, чем при внемозговых, проявляются так называемые дистантные, или вторичные, признаки патологии, обусловленные воздействием опухоли на глубинно расположенные структуры мозга. Форма этих вторичных изменений ЭЭГ и их преобладание в тех или иных отделах полушарий зависят от того, на какие подкорковые и стволовые образования, па какие проводниковые пути влияет опухоль, а также от реактивности коры в момент исследования. Возможные механизмы появления наиболее часто встречающейся формы вторичных изменений ЭЭГ преимущественно в лобных областях при внутримозговых опухолях описаны выше. Вместе с тем опыт показывает, что внемозговые опухоли лишь в относительно ранних стадиях вызывают четкий очаг патологической активности. Менингиомы той же гистологической структуры, но достигшие большого объема и глубоко проникающие в мозговую ткань электроэнцефалографически аналогичны внутримозговым опухолям как по выраженности дистантных патологических сдвигов в ЭЭГ, так и по общемозговому замедлению корковой ритмики (рис. 41).
Рис. 41. Разные формы очаговых и общемозговых изменений ЭЭГ у больного Н-их по мере роста менингиомы передне-теменной локализации.
А — при сохранности альфа -ритма легкие локальные изменения ЭЭГ правой теменной области в виде невысоких дельта-волн- Б — через 1 год (те же отведения)- на фоне снижения амплитуды альфа-ритма выраженная эпилептоидная активность в зоне очага: В — через 2 года- появление признаков стволовой патологии в виде периодических высокоамплитудных медленных волн: выражена межполушарная асимметрия альфа-ритма.
Электрокортикографические исследования во время нейрохирургических операций позволили получить новые данные о большей выраженности разночастотных потенциалов в зоне непосредственного влияния внемозговой опухоли и большей выраженности дистантной синхронизации медленных колебаний тета-диапазона при внутримозговых опухолях. Не упрощая задачу, следует сказать, что на основании анализа локальных, дистантных и общих реакций мозга на рост опухоли с учетом особенностей кортикальных реакций на внешние раздражения можно судить по данным ЭЭГ не только о локализации патологического очага на поверхности полушарий, но во многих случаях о глубине расположения опухоли в дооперационном периоде. Это является важнейшим в практическом отношении вопросом, имеющим большое значение при выборе того или иного контрастного метода обследования.