Канцерогенная активность металлов, резин и других компонентов - токсикология полимерных материалов
Бластомогенными свойствами обладают некоторые ингредиенты резин. Так, многие сорта сажи содержат полициклические ароматические углеводороды, в том числе бенз(а)пирен. Ускоритель вулканизации тетраметилтиурамдисульфид при 6-кратном введении мышам низкораковой линии в дозе 300 мг/кг в 4 % случаев вызывает образование аденом легких. Слабое канцерогенное действие цимата обнаружено в мышцах при 20-кратном введении 75 мг/кг в течение 2,5 мес (И. И. Хиценко, О. В. Чернов, 1968).
Канцерогенность противостарителя для синтетического каучука и резины неозона D подвергается сомнению, хотя известны канцерогенные свойства нафтиламина, являющегося основным структурным компонентом упомянутого соединения. Анализируя имеющиеся данные, Г. Б. Плисс и М. А. Забежинский (1983) приходят к выводу, что образование (3-нафтнламина из неозона D хотя и происходит, но в таком количестве, что его вряд ли удается обнаружить. Канцерогенные свойства неозона D в опытах на мышах, крысах, собаках и хомяках не выявлены. Считают, что 50 мг/кг препарата в техническом продукте не представляет опасности для здоровья людей. Добавление в пищу 1,25—5 % ацетамида в течение 4—12 мес приводит к развитию гепатом (В. Jackson, F. Dessau, 1961).
В катализаторах при изготовлении резины обнаруживаются нитрозоамины в количестве 4—3500 мкг/кг массы катализатора. Содержание нитрозоаминов в изделиях (соски, игрушки и др.) — 10—200 мкг/кг (В. Spiegelhalder, R. Breussmann, 1982). Попадая в изделия с катализаторами и вулканизаторами, они могут вымываться в воду, молоко и другие жидкие пищевые продукты.
Вторичные и третичные амины, а также амиды, используемые как компоненты ПМ, при их миграции в пищевые продукты могут реагировать с нитритами, образуя нитрозоамины. Возможно, что амины могут превращаться в нитрозоамины нитритами, присутствующими в организме после приема пищи. Поскольку многие нитрозоамины известны как сильные канцерогены, миграции в пищевые продукты аминов следует избегать. Однако этот вопрос нуждается в дополнительном изучении и должен рассматриваться в каждом отдельном случае. Так, для дифениламина возможно определение ДКМ по общетоксическим показателям, так как канцерогенные свойства его N-нитрозосоединений не установлены. Морфолин использовать не рекомендуется, так как его нитрозосоединение является сильным канцерогеном.
Обнаружена канцерогенная активность металлов — ингредиентов пластических масс. Соединения хрома (VI) вызывают опухоли у лабораторных животных. При даче мышам (в течение жизни) питьевой воды, содержащей ацетата хром (III), у них не наблюдалось развития опухолей, но отмечалась более ранняя смерть самцов по сравнению с контрольными животными (Н. A. Sohroeder и соавт., 1964). Выявлена зависимость между растворимостью и канцерогенностью соединений хрома (VI): труднорастворимые вещества — более сильные канцерогены, чем легко растворимые. Тем не менее, канцерогенность хрома нельзя считать доказанной (IARC monographs, 1980).
L. van Esen, R. Kroes (1969) наблюдали развитие доброкачественных и злокачественных опухолей у мышей линии Swiss при добавлении ацетата свинца в дозе 100 и 1000 мг/кг корма. Выявлены опухоли яичек, надпочечников, щитовидной железы, гипофиза, предстательной железы и головного мозга, однако эти результаты, как считают эксперты ВОЗ (1980), требуют подтверждения. Соединения цинка неканцерогенны при любом пути введения, кроме интратестикулярных инъекций (F. W. Sunderman, 1976).
Считают, что канцерогенным эффектом для человека обладают 3 металла: никель, хром и мышьяк («Руководство по токсикологии металлов», 1981 г.). Бластомогенные свойства, возможно, присущи также кадмию, но эпидемиологических наблюдений, подтверждающих этот факт, пока нет. Имеются данные о том, что кобальт, цинк, титан и свинец вызывают опухоли у экспериментальных животных.
Полициклические ароматические углеводороды могут мигрировать в продукты питания из упаковочного материала. При высоком содержании в саже бензо(а)пирена он может мигрировать из стабилизированных ею полиэтиленовых труб в воду и молоко (W. Fritz, Н. Woggon, 1975).
Значительной бластомогенной активностью обладают также другие компоненты пластмасс — дихлорэтан, диафен НН, метилформамид, толуилендиизоцианаты, трифенилофосфит, о-фенилендиамин, фенилендималеимид, диафен ФП, этилендиамин, циклогексанон. При внутрибрюшинном введении гидразина у мышей возникают лейкемия и ретикулосаркомы средостения (J. Juhasz и соавт., 1967). Вещество вызывает образование гепатом и гепатокарцином. Введение его с водой приводит к развитию опухолей кишок или миелоидной лейкемии.
Установлено, что диэтиленгликоль вызывает злокачественные опухоли мочевого пузыря. Отмечено также развитие опухолей молочных желез у крыс при ингаляционном воздействии (Ю. П. Санина, 1968).
Многие мигрирующие из пластмасс вещества (гексаметилентетрамин, винилиденхлорид, дибутилфталат, диоктилфталат, диоктиладипат, дифенилгуанидин, металметакрилат, минеральные масла, триэтаноламин, эпихлоргидрин, этилакрилат) не стимулируют возникновения новообразований у млекопитающих.
Сложная композиция ПМ, по мнению Н. М. Кузьменко (1981), требует изучения не бластомогенного действия материала как такового, а входящих в его состав химических веществ. Такой подход важен с научной и практической точки зрения и имеет экономическое значение, так как замена одного ингредиента — бластомогена — в технологии производства пластмасс не исключает возможности использования других.