Стимуляция коронарного синуса - аритмии сердца (2)
Видео: 10,5 гц ~ Стимуляция иммунной системы. Бинауральные биения. Stimulation of the immune system.
Видео: Заказ Ив Роше:набор "ЧАРУЮЩИЙ НЕРОЛИ"
Исследования с использованием стимуляции коронарного синуса
Коронарный синус представляет еще одну область сердца, где может проводиться стимуляция с ЭГ-регистрацией при оценке наджелудочковой и желудочковой аритмии. Благодаря своей локализации коронарный синус обеспечивает непрямой электрический доступ к левому предсердию и желудочку. Используемые при этом методы стимуляции идентичны описанным выше, а именно: инкрементная стимуляция и введение одного или нескольких экстрастимулов. Для стабильной левопредсердной или левожелудочковой стимуляции через коронарный синус может потребоваться большая интенсивность тока, чем при прямой эндокардиальной стимуляции этих камер сердца.
Исследование коронарного синуса весьма важно у больных с наджелудочковой тахикардией, связанной с наличием добавочных АВ-путей, поскольку последние чаще всего имеют левостороннее расположение. В случае антероградного проведения (синдром Вольфа—Паркинсона—Уайта) локализация обходного тракта может быть определена путем сравнения интервала между стимулом и дельта-волной и степени предвозбуждения желудочков в разных точках при стимуляции с одинаковой частотой. С приближением точки стимуляции к началу обходного тракта интервал между стимулом и дельта-волной сокращается, а степень предвозбуждения возрастает. Если это наблюдается при стимуляции дистальной части коронарного синуса, то дополнительный путь, вероятнее всего, располагается в свободной стенке левого предсердия. Если максимальная степень предвозбуждения отмечается при стимуляции проксимальной части коронарного синуса или нижней части межпредсердной перегородки, следует заподозрить парасептальное расположение дополнительного пути. Стимуляция коронарного синуса может вызвать наджелудочковую тахикардию, хотя при стимуляции в других точках предсердия этого не происходит. Наличие критических в отношении возникновения тахикардии зон вполне возможно ввиду близости обходного тракта и в связи с изменением предсердной активности или проводимости.
Непрямая стимуляция левого желудочка посредством активации коронарного синуса может использоваться для инициации и прекращения желудочковой тахикардии, которая не вызывается со стороны правого желудочка. Прямая стимуляция левого желудочка, согласно имеющимся данным, необходима для инициации аритмии у 11 % больных с рецидивирующей желудочковой тахикардией [142]. Стимуляция через коронарный синус позволяет снизить частоту осложнений, связанных с ретроградной катетеризацией левого желудочка. Сообщалось также, что стимуляция левого желудочка облегчает оценку эффективности медикаментозной терапии у больных с желудочковой аритмией [143]. Поскольку такая оценка осуществляется в течение нескольких дней, лучше оставить катетер в коронарном синусе для его повторного использования и не прибегать к многократной ретроградной катетеризации левого желудочка.
Тестирование с введением медикаментов
Введение препаратов в сочетании с ЭФИ используется для повышения чувствительности и специфичности диагностического тестирования, а также для лечения различных нарушений ритма. Атропин и пропранолол применяются для инициации автономной блокады при обследовании больных с предполагаемым синдромом слабости синусового узла. Подобные препараты могут облегчить инициацию тахиаритмии в случае безуспешности стандартных методов стимуляции. Поскольку атропин (0,01—0,04 мг/кг) и изопротеренол (0,5—10,0 мкг/мин) оказывают влияние на электрофизиологические параметры миокарда, их назначение повышает вероятность возникновения различных форм наджелудочковой аритмии. Изопротеренол в сравнимых дозах используется также для облегчения инициации желудочковой тахикардии.
Может проводиться оценка способности антиаритмиков к устранению или предупреждению тахиаритмии. При электрофармакологическом тестировании чаще всего оценивается последний эффект. Если тахиаритмия у больного воспроизводимо вызывается с помощью программируемой стимуляции, ему последовательно назначают ряд препаратов и повторяют исследования со стимуляцией. Доза подбирается таким образом, чтобы обеспечить терапевтический уровень препарата в плазме крови, если это возможно. Антиаритмик, оказавшийся наиболее эффективным в предотвращении исследуемой формы тахикардии, применяется затем для длительного лечения. При первоначальном ЭФИ фармакологическое тестирование обычно производится при внутривенном введении препарата. В случае положительного результата тот же препарат назначается перорально и тестирование проводится повторно в течение нескольких дней. При отрицательном результате первого исследования аналогичное тестирование осуществляется с препаратом другого типа. При оценке эффективности препарата важно обеспечить достаточное время для достижения стабильной концентрации действующего вещества в крови (>5 периодов полураспада).
Выбор антиаритмика определяется природой аритмии, побочными эффектами препарата, состоянием функции левого желудочка и вероятностью взаимодействия назначаемых медикаментов или их возможным проаритмическим действием. При исследовании наджелудочковой тахикардии мы оценивали эффективность антиаритмика I класса (хинидин, прокаинамид или дизопирамид) отдельно или в комбинации с препаратами другого типа (пропранолол, дигоксин или верапамил). В случае их неэффективности может рассматриваться вопрос об экспериментальном применении нового лекарства.
Вопрос выбора медикаментозного лечения желудочковой тахикардии весьма противоречив. При первоначальном ЭФИ обычно оценивается эффективность внутривенно введенного антиаритмика I класса, такого как прокаинамид (15 мг/кг) или хинидин (10 мг/кг). Если при этом не удается вызвать аритмию, то повторное тестирование осуществляется после стабилизации уровня Препарата в крови при его пероральном назначении. Высказывалось мнение, что отрицательный результат при тестировании с антиаритмиком I класса предсказывает слабую эффективность других стандартных препаратов и что дальнейшая тактика должна включать апробирование новых препаратов, хирургические подходы или применение антитахикардийных пейсмекеров [63 ]. Эффективность тестирования с каким-либо одним антиаритмиком не превышает 33 % [55, 63, 73]. Дополнительное тестирование с другими стандартными препаратами повышает суммарную эффективность на 10 %. Тестирование с несколькими агентами увеличивает частоту положительного результата, полученного при первоначальном исследовании, в среднем на 25—30 %. Тестирование с комбинацией препаратов не повышает терапевтической эффективности [144, 145]. Мы обычно осуществляем тестирование как минимум с двумя стандартными антиаритмиками, прежде чем прибегнуть к экспериментальным препаратам. Новые средства исследуются по той же схеме, за исключением амиодарона. Согласно имеющимся данным, отмечается слабая корреляция результатов электрофармакологического тестирования и клинической реакции на амиодарон [146].
Картирование
Электрофизиологическое картирование проводится с целью локализации областей, требующих хирургической или катетерной деструкции. Предварительное картирование проводится в лаборатории катетеризации, более детальное исследование осуществляется во время операции. При исследовании наджелудочковой тахикардии картирование наиболее часто применяется для локализации дополнительных путей АВ-проведения. При наличии признаков антероградного проведения (синдром Вольфа—Паркинсона—Уайта) локализация дополнительных путей может быть установлена двумя методами: 1) определение интервала времени от стимула до дельта-волны и оценка степени предвозбуждения желудочков при стимуляции в различных точках предсердия- 2) желудочковое картирование при предсердной стимуляции. Первый метод используется при катетерном картировании, второй — во время операции. Желудочковое картирование может проводиться и в лаборатории катетеризации, однако это требует установки катетеров в нескольких точках по окружности основании атриовентрикулярных клапанов как в правом, так и в левом желудочке. Это технически трудно выполнить из-за наличия соединительнотканного каркаса клапанов. Интраоперационное картирование со стороны эпикарда проводится чаще, чем со стороны эндокарда, ввиду преимущественно эпикардиальной локализации дополнительных АВ-путей. Ручной электрод для картирования перемещают по кольцу клапана вдоль предсердно-желудочковой борозды со стороны желудочков при пред сердной стимуляции. Моменты активации на локальной электрограмме сопоставляют с таковыми на эпикардиальной .электрограмме в отведениях от правого и левого желудочков, а также на поверхностной ЭКГ в нескольких отведениях. Место самой ранней желудочковой активации соответствует локализации дополнительного пути. Картирование должно проводиться, если на поверхностной ЭКГ обнаруживаются явные признаки желудочкового предвозбуждения. При достаточно высокой частоте стимуляции антероградное проведение по дополнительному пути может блокироваться, и тогда возбуждение желудочка осуществляется только через АВ-узел.
При наличии ретроградного проведения предсердное картирование осуществляется во время стимуляции желудочков. В лаборатории катетеризации правопредсердное картирование производится с помощью стандартного катетер-электрода, а левопредсердное — непрямым способом через коронарный синус. Последовательность и временные отрезки ретроградной предсердной активации сопоставляются с соответствующими элементами электрограмм верхней части правого предсердия и нижнесептальной области предсердия (последнее—на ЭГ пучка Гиса). Важно убедиться в том, что ретроградная предсердная активация осуществляется действительно по обходному тракту, а не через пучок Гиса — волокна Пуркинье — АВ-узел. В последнем случае появление самой ранней ретроградной активации предсердия отмечается на Гис-электрограмме. Проведение по парасептальным дополнительным путям бывает нелегко отличить от нормального ретроградного проведения. Интраоперационное ретроградное картирование производится аналогичным образом при желудочковой стимуляции — на предсердной стороне по окружности АВ-борозды, но не на эпикардиальной поверхности.
Как показали недавние исследования, выполняемая под электрофизиологическим контролем реакция миокардиального рубца существенно снижает частоту повторного возникновения желудочковой тахиаритмии [98—100]. Обычно иссекаются ткани, располагающиеся в эндокардиальной пограничной зоне миокардиального рубца, нередко и желудочковой аневризмы. Предварительное картирование может проводиться у некоторых больных в лаборатории катетеризации- последующее, более детальное картирование осуществляется во время операции [147—148].
Проведение картирования в катетерной лаборатории возможно только у больных со стабильной гемодинамикой- у 30—50 % больных частота тахикардии является слишком высокой. Назначение антиаритмиков может снизить частоту аритмии в достаточной степени, что позволит провести картирование, не повлияв на локализацию источника тахикардии. Временные интервалы и морфология элементов на локальных электрограммах, получаемых с помощью картирующего электрода, сопоставляются с таковыми на поверхностной ЭКГ в нескольких отведениях, а также с данными, регистрируемыми эндокардиальным электродом сравнения, обычно расположенным в области верхушки правого желудочка. ЭГ-регистрация самой ранней пресистолической желудочковой активности (даже дискретной или фрагментарной) позволяет установить локализацию источника тахикардии. У некоторых больных фрагментарная активность регистрируется в течение всей диастолы. Полагают, что это отражает электрическую активность во время циркуляции возбуждения. Любая позиция катетера подтверждается флюороскопическими снимками, сделанными в нескольких планах. У больных с несколькими морфологически различными формами тахикардии следует попытаться прокартировать каждую из форм.
Более детальное картирование проводится в операционной на фоне искусственного кровообращения при температуре 37—38 °С. Эндокардиальное картирование осуществляется с помощью кольцевого или ручного электрода (расстояние между полюсами 1—2 мм) через разрез в области миокардиального рубца. Если имеется аневризма, прежде всего производят ее удаление, после чего приступают к картированию начиная с пограничной зоны. Тахикардию вызывают стимуляцией через катетер, предварительно установленный в правом предсердии- картирование проводят под прямым визуальным контролем (радиально) в области вентрикулотомии, последовательно продвигаясь кругами с расстоянием между ними в 1 см. Локальные желудочковые электрограммы сопоставляют с соответствующими право- и левожелудочковыми ЭГ, полученными с помощью интрамуральных электродов, установленных во время операции, а также с данными нескольких поверхностных ЭКГ-отведений. Для определения источника аритмии используются те же критерии, что и при катетерном картировании. Участки миокарда в области источника последовательно удаляют, повторяя резекцию до тех пор, пока новые попытки вызова тахикардии станут безрезультатными.
Описанные методы имеют ряд ограничений. Во время операции желудочковую тахикардию удается вызвать программируемой стимуляцией только у 80 % больных, несмотря на успешную инициацию аритмии до операции (в лаборатории катетеризации). Лимитирующие факторы включают температуру сердца, присутствие антиаритмиков, электролитный дисбаланс и анестезирующие средства. Очень важным параметром является температура. У больного в состоянии гипотермии желудочковая тахикардия вызывается редко. Поэтому интраоперационные исследования должны проводиться при температуре 37—38 °С. Введение любых антиаритмических препаратов перед операцией следует отменить (не позднее срока, равного 4—5 периодам их полураспада). Для успешного картирования требуется стабильная мономорфная аритмия. Картирование при нестабильной желудочковой тахикардии возможно, если морфология последней неизменна, однако это требует неоднократной инициации тахикардии. Точное картирование при полиморфной тахикардии с частым ритмом удается очень редко. Ввиду указанных ограничений предпринимаются попытки интраопера ционного картирования при нормальном синусовом ритме [149]. При этом методе эндокардиальные области, обнаруживающие фрагментарную электрическую активность, подвергаются резекции. Для подтверждения адекватности данного подхода необходимы дальнейшие исследования.