Восприятие и запоминание речи в период сна - самовнушение и его влияние на организм
Видео: Н. В. Левашов - ответы на вопросы читателей.
ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ
В ПЕРИОД ЕСТЕСТВЕННОГО СНА
С ПОМОЩЬЮ САМОВНУШЕНИЯ
Изучение восприятия и запоминания речи в период естественного сна является одним из актуальных вопросов целого ряда исследований, посвященных поиску способов увеличения суточной активной деятельности человека и связанных, в частности, с необходимостью усвоить большее количество информации. Активная научная разработка этой темы начата в 40-х годах XX века и связана в первую очередь с исследованиями, проведенными А. М. Свядощем (351). В настоящее время в СССР указанной проблемой активно занимается группа научных коллективов (52, 139, 404, 263 и др.). Хотя возможность восприятия и запоминания речи во время естественного сна и не вызывает сомнения, имеются отдельные исследования, не подтверждающие существующую точку зрения на возможность обучения во сне (439 и др.).
В последнее время в связи с расширением путей психотерапевтического воздействия появились и специальные работы, посвященные никтосуггестии — внушению во время ночного сна (359, 388). В частности, А. М. Свядощ (359) считает, что задачи гипнопедии и никтосуггестии различны, так как при лечении внушением во время сна умение воспроизвести воспринятое не требуется, а опыт гипнотерапии показывает, что внушение действует даже более сильно тогда, когда по пробуждении наступает амнезия внушенного.
Каких-либо сообщений о возможности воспринимать и запоминать с помощью самовнушения речь во время естественного сна в литературе мы не обнаружили.
Соответствующие исследования и были проведены нами в 1960 г. Некоторые данные впоследствии опубликованы нами (336, 360), а также сообщены А. М. Свядощем в 1962 г. (354).
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В опытах участвовало 5 здоровых испытуемых (I мужчина и 4 женщины) в возрасте 20—28 лет, из них 4 студента и служащий. Длительность занятий самовнушением у 4 — 3—4 месяца и у одного —I год. Раньше никто из них в аналогичных исследованиях не участвовал и не отмечал у себя случаев спонтанного восприятия речи в период естественного сна или способности пробуждаться в заданное время.
В начале исследования ставились контрольные опыты для угашения реакции на незнакомую обстановку и дли выявления способности к восприятию и запоминанию речи в период сна без специальной подготовки. Они включали следующие серии экспериментов: 1. Испытуемым в период естественного ночного сна (бет предварительной подготовки) читался импровизированный рассказ или отрывок текста и наутро их просили рассказать нее, что они испытывали ночью. Обычно испытуемые не помнили, что нм читалось ночью, если и просыпались (особенно в первых исследованиях) от звука голоса экспериментатора, то утром сообщали лишь о споем пробуждении. 2. Испытуемых будили ночью, читали нм текст и просили его запомнить и рассказать утром. В этот период они осознавали, что участвуют в опыте, понимали, что читалось, нередко обещали рассказать утром все прочитанное. Hayтpo почти ничего не могли вспомнить из прочитанного, а иногда не помнили и сам факт пробуждения ночью. Испытуемые засыпали с вечера. Спустя 1,5—2 часа после того, как они заснули, на расстоянии 1,5—2 м от изголовья спящего читался негромко определенный текст в течение 5—10 минут ровным голосом с легкими интонационными колебаниями, иногда с предварительным счетом до 10. Утром, сразу после пробуждения, каждого из исследуемых спрашивали о ночных переживаниях. Затем проводились основные исследования. Испытуемым сообщалось о цели эксперимента и предлагалось перед сном, лежа в постели, вызвать у себя состояние покоя и мышечного расслаблении, после чего внушить себе, что все, что нм будут читать ночью, услышат, не просыпаясь, запомнят и смогут рассказать утром. Обычно использовались самовнушения: «Я буду спать и все слышать не просыпаясь. Все услышу, все услышу не просыпаясь. Все услышанное запомню и смогу рассказать утром...» Через 2—3 часа после засыпания им читалось 2—3 рассказа с промежутками 30 мин. — 1 час. Утром проводился детальный опрос о ночных переживаниях.
Читаемый текст по сложности был нами разделен на 3 группы: сложный, включающий математические расчеты и цифровые данные- простой, включающий обычно небольшие рассказы с конкретным образным содержанием- средний — смешанный. Для удобства анализа текст был также расчленен на части. Опыты ставились неоднократно, и порядок чтения менялся.
С 5 испытуемыми проведено 25 основных исследований.
Результаты исследований. Никто из испытуемых не мог без специальной самовнушенной подготовки воспринять и запомнить речь во время сна. Трое испытуемых смогли «с места» с помощью предварительно проведенного направленного самовнушения воспринять и запомнить прочитанный им ночью текст. В одном случае это возможно было выработать лишь после трехразовой подготовки. Указанная способность была более выраженной у тех, кто смог оказать большее направленное произвольное воздействие на психофизиологические процессы организма, т. е. был лучше подготовлен в самовнушении вообще. Репродукция была высокой и составляла более 70% прочитанного текста. Нередко отмечались явления реминисценции. Так, например, если ночью читалось 2 рассказа, а при утреннем опросе испытуемый помнил лишь 1, то спустя 4—6 часов, а иногда и сутки он мог передать содержание и второго рассказа. Узнать же об этом тексте он ни у кого, кроме экспериментатора, не мог.
Самочувствие испытуемых наутро было хорошим, они чувствовали себя отдохнувшими, жалоб не было.
Анализ полученных данных позволил установить, что лучше усваивался материал, прочитанный между вторым-четвертым часом после засыпания. В случае конкретно-образного содержания читаемого текста он трансформировался в образные яркие зрительные переживания, при этом испытуемые являлись активными участниками событий или пассивными наблюдателями в период своих сновидений, что зависело от содержания текста. Абстрагированная тема воспринималась часто без сопутствующих запоминающихся сновидений. В основном эксперименте исследуемые хотя и знали, что им будут что-то читать ночью, но сам процесс восприятия речи во время сна не помнили.
У 3 испытуемых воспринятый с помощью самовнушения текст трансформировался в яркие соответствующие сновидения.
Испытуемая 3.. 21 год, студентка мединститута, самовнушением занимается 3 месяца, научилась изменять температуру кожи, вызывать каталептический мост. В опыте от 16/V 1960 г. перед сном внушила себе, что будет ночью слышать, не просыпаясь, то, что ей прочтут, все запомнит и сможет рассказать утром. Ночью ей был прочитан рассказ о пребывании на морском пляже. Наутро 3. сообщила, что испытывает такое ощущение, как будто ночью была на пляже. Приводим краткое содержание ее рассказа: «Был жаркий солнечный день на пляже. Небо безоблачное. На пляже все были загорелые, только изредка мелькали белые пятнышки незагорелых отдыхающих... Очень ясно видела эти белые лица... Потом решила искупаться и начала входить в воду, ясно ощущая прохладу воды. Стало очень приятно, свежо. Все окружающее меня было ярким, красочным... Такое ощущение, что отдыхала ночью на пляже».
Особое внимание в период проведенных исследований уделялось формулам самовнушения. Они должны были обязательно содержать конкретное указание, что прочитанным в период сна текст услышиться, запомнится без пробуждения и сможет быть рассказан утром. Одна испытуемая, например, сообщила, что в период самовнушения, проводимого на ночь, она успела вызвать только состояние покоя и мышечного расслабления и уснула. Провести направленное самовнушение о необходимости воспринять и запомнить то, что услышит во время сна, не успела и что-либо сообщить утром о рассказе, прочитанном ей ночью, не могла.
Катамнестические данные отметили, что воспринятый при помощи самовнушения в период естественного сна текст надолго сохраняется в памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот же период при бодрствовании.
Заключение.
Проведенные исследования показали возможность с помощью самовнушения воспринимать и запоминать речь во время естественного сна. При этом испытуемые обычно вызывали у себя состояние покоя и релаксации и затем уже проводили целенаправленные самовнушения. В случае внушения себе одного только состояния покоя и релаксации прочитанный ночью текст не воспринимался.
Полученные данные, открывая еще одну сторону возможного воздействия на организм человека самовнушением, показывают и определенные пути его направленного применения в прикладных целях.