тут:

Влияние самовнушения на болевую чувствительность - самовнушение и его влияние на организм

Видео: Гипнотическая анальгезия (обезболивание) - отзыв

Оглавление
Самовнушение и его влияние на организм
Методы самовнушения
Влияние самовнушения на организм человека
Общая методика работы
Влияние самовнушения на температуру кожи
Влияние самовнушения на психомоторные функции
Самовнушенные автоматические действия
Влияние самовнушения на изолированное сокращение мышц брюшного пресса
Влияние самовнушения на болевую чувствительность
Влияние самовнушения на гликемию
Влияние самовнушения на время реакции
Влияние самовнушения на скорость зрительного восприятия
Восприятие и запоминание речи в период сна
Течение зрительных последовательных образов в период самовнушения
Психические феномены при самовнушении
Обсуждение
О механизме действия самовнушения
О прикладном использовании самовнушения
Аспекты использования самовнушения у здоровых людей
Метод активного самовнушения
О критериях овладения способностью к самовнушению
Границы применения самовнушения
Заключение

В литературе имеются многочисленные сообщения об устранении болевых ощущений с помощью внушения (54, 251, 400, 120, 225, 286, 317, 350, 61, 468, 349 и др.). Механизм внушения и самовнушения играет роль и в аналитических изменениях, вызванных рядом болезненных нарушений, например при истерических расстройствах, где могут наблюдаться также и явления гиперестезии.

Данные о произвольном снижении болевой чувствительности встречаются в руководствах йогов (522, 547 и др.) и в упражнениях Цен (450 и др.). О подобной возможности путем аутогенной тренировки сообщал И. Шульц (519). Элементы самовнушения наряду с гстеросуггестивным воздействием используются и для психопрофилактики болей при родах (83, 508 и др.).
В целом же способность направленного воздействия на болевую чувствительность с помощью самовнушения оставалась недостаточно освещенной. При изучении влияния самовнушения на организм человека еще в 1957 г. нами было отмечено, что иногда занимающиеся лица не ощущали наносимых им раздражений или же чувствительность у них могла несколько повышаться. В дальнейшем  при изучении самовнушенного воздействия на болевую чувствительность мы рассмотрели детально возможность ее направленного как понижения — до анестезии, так и повышения — до гипералгезии, причем по последнему вопросу каких-либо предварительных сведений нами не было обнаружено.

Результаты исследования.

Частичная анестезия — аналгезия под влиянием целенаправленных самовнушении возникала у всех 39 испытуемых (выполнено 101 исследование). В ряде случаев они внушали себе явления каталепсии, вспоминая, что в этом состоянии нанесение болевых раздражений ими не чувствовалось.

При сигнале о готовности у них исследовалась чувствительность в той части тела, на которую было направлено самовнушение (наносились уколы, прокалывалась насквозь кожная складка с подлежащими тканями на тыле кисти или на спине и т. д.), а также проверялось, как ощущается боль там, где анестезия не вызывалась.
Все наши испытуемые уже в первом эксперименте без предварительной подготовки могли «с места» внушить себе понижение болевой чувствительности. Впоследствии, когда им давалось задание для направленных самовнушении, они могли после некоторой тренировки (иногда и «с места») вызывать не только выраженную аналгезию с гипостезией, по и полную анестезию.
Самовнушенная полная анестезия. В процессе занятии самовнушением 14 человек (9 мужчин и 5 женщин) из числа 39 вышеописанных научились вызывать у себя произвольно направленно явление полной анестезии. Их отличала, что здесь особо важно, выраженная вера в возможность произвольного воздействия самовнушением на организм. В данном случае нельзя объяснить способность к самовнушению полной анестезии лишь длительностью тренировки, так как ее вызывали и при краткой общей подготовке (не более 10 дней). У 6 — полная анестезия возникла без подготовки «с места», 8 тренировались в течение 3—5 дней. Проведено 45 основных экспериментов.
В процессе исследований с целью выявить возможную глубину самовнушенной анестезин мы предложили 9 испытуемым (6 мужчин, 3 женщины) подвергнуться своеобразному экспериментальному оперативному вмешательству без какого-либо лекарственного обезболивания. К этому времени 1 испытуемая занималась самовнушением 10 дней, 4—1 месяц, 3—1 год 1 месяц, 1 — 5 лет. После сигнала о готовности место прокола обрабатывалось спиртом и начиналось оперативное вмешательство: прокалывалось насквозь предплечье (иногда ладонь) стерильной иглой для спинномозговой пункции. В период опытов проводилась фото-, а иногда и киносъемка. Внешне проявлений боли не отмечалось, временами создавалось впечатление, что они спали, хотя при необходимости открывали глаза и разговаривали.
В период самовнушенного понижения болевой чувствительности у занимающихся наблюдались явления ее генерализации.

Самовнушенная анестезия
Фото 9. Самовнушенная анестезия (испытуемый Ас.).

Хотя самовнушение могло быть направлено на одну руку, нечувствительность появлялась и в другой, а также снижалась реакция на уколы вообще. После окончания самовнушения какое-то время могло сохраняться понижение чувствительности, которое иногда сменялось некоторой гиперестезией в том месте, где вызывалась анестезия, а затем чувствительность становилась одинаковой.
Если для обезболивания самовнушался холод, то в этот период температура кожи, например, на тыле кисти, могла понизиться на 2°С. Когда для анестезии, а также для каталепсии использовалось самовнушение, не связанное с ощущением прохлады, температура кожи значимо не менялась. В некоторых случаях боль (например, при ожоге, и даже сам ожог) можно было предотвратить интенсивным самовнушением ощущения тепла.
В период исследования у испытуемых при нанесении им проколов обычно не было крови, а если она изредка и появлялась, то в виде 2—3 капель через некоторое время после удаления иглы. Если кровотечение (обычно слабо выраженное) и возникало, очевидно, в связи с повреждением сосуда, то оно останавливалось целенаправленным самовнушением. Вообще же кровь отсутствовала, очевидно, из-за мышечного напряжения, когда обезболивание вызывалось в состоянии каталепсии, или сужения кровеносных сосудов, когда понижение болевой чувствительности вызывалось самовнушением прохлады. Если кровь в месте прокола не выделялась, испытуемые по условиям опыта могли вызвать кровотечение, используя для этого самовнушение мышечного расслабления, чувства тепла, представления о кровотечении. Все это способствовало изменению тонуса сосудов, расширяло их и вело к появлению крови.

При хорошем овладении техникой самовнушения и определенной подготовке испытуемые могли, погрузив себя в состояние покоя и релаксации и вызвав явления локальном или общей аналгезии или полной анестезии, возвратиться в исходное состояние, направленно сохранив соответствующее изменение болевой чувствительности (или вызывали изменение чувствительности «с места», не погружаясь предварительно в указанное состояние). При этом они по необходимости вступали в контакт с окружающими, совершали направленные действия.
Испытуемый В., 28 лет, студент (диагноз: липомы). В мае 1968 г. занимался в течение 2 недель по методу Активного самовнушения и научился вызывать самовнушенное состояние покоя  и мышечного расслабления, повышение температуры кожи, явления самовнушенной каталепсии в руках. Впоследствии тренировался нерегулярно и лишь изредка вызывал у себя состояние покоя и мышечного расслабления. В ноябре 1969 г. В. предложено обучиться самовнушенной анестезии. Он согласился, но сообщил, что испытывает неприятные ощущения (даже бывают обморочные состояния) при виде крови и при уколах. В течение 5 дней научился внушать себе явления анестезии, при которых не испытывал боли во время проколов иглой насквозь предплечья, складки кожи на тыле кисти, в области лба.
28/XI 1969 г. по желанию В. у него проведено оперативное вмешательство под самовнушенным обезболиванием. Он вызвал его в течение 1,5 минуты, внушив себе: «Левая рука ничего не чувствует, рука заморожена...» Затем подал сигнал готовности правой рукой. После этого произведена обработка кожи ладонной поверхности средней трети левого предплечья спиртом и йодом и сделан линейный разрез 3X0,5 см кожи, подкожной клетчатки, фасции (фото 10). При разрезе кожи кровотечения не было, при углублении раны появились отдельные капли крови.    Операция длилась 8 минут. В этот период В. был спокоен, активно вступал о контакт, охотно отвечал на вопросы, улыбался. Значимых вегетососудистых сдвигов не выявлялось. После операции жалоб нет. Рассказал, что внушал себе прохладу и замораживание левой руки. «Боли не было, несколько раз чувствовал прикосновение. К концу операции ощутил, но без боли, как будто два раза что-то проткнули на руке». После операции В. самостоятельно возвратился в обычное состояние, но дал себе самовнушенное указание, что рука ничего чувствовать не будет. Весь период после операции он активно работал обеими руками. Через 45 минут в области раны на несколько секунд возникло легкое жжение, которое тут же исчезло. При контрольных проверках чувствительность к уколам на обеих руках (тыл кисти) стала одинаковой спустя I час 42 мни. Если после операции температура кожи тыла левой кисти была на 2°С ниже, чем на правой, то через 45 мин. разница составляла 0,8°С (пр. р.—31,1°С- л. р.— 30,3°С), еще через час: пр. р.—32,2°С, л. p.—31,8 C. В последующие дни самочувствие хорошее, жалоб нет. Швы сняты на шестые сутки, рана зажила первичным натяжением.
В процессе исследований мы предположили и решили проверить в эксперименте возможность самовнушенного повышения чувствительности, в частности болевой — гипералгезии.
Начало операции
Фото 10. Начало операции.
Конец операции
Фото 12. Конец операции.
Швы на ране
Фото 13. Швы на ране.

Это способствовало бы не только расширению границ «произвольного направленного воздействия на чувствительность, но и увеличению диапазона практического использования самовнушения (например, для повышения чувствительности к определенным сигналам и т. д.). В экспериментах принимало участие 14 испытуемых из 39, произвольно вызвавших явления анестезии (аналгезии).

Всем нм предложено внушить себе такое ощущение, чтобы даже легкое прикосновение к руке было болезненным. При этом точных формул не давалось, участники опытов составляли их индивидуально, пожеланию (выполнено 16 исследований).
Полученные данные показали, что все испытуемые смогли сразу, без предварительной тренировки вызвать повышенную чувствительность. При этом ощущение боли даже при незначительном уколе было настолько сильным, что испытуемые резко отдергивали руку. В это время у них учащалось дыхание, сердцебиение, иногда появлялись гиперемия лица, гипергидроз. Эмоциональные реакции на уколы были резко выраженными. Обычно описанное состояние возникало под действием направленных самовнушений: «Рука стала очень чувствительной, болезненно реагирует на любое прикосновение...», «Рука все ощущает мгновенно и болезненно» и т. д. При этом наблюдались иногда и явления гиперпатии — такой формы повышения болевом чувствительности, которая характеризуется тем, что на нормальные раздражения организм отвечает более сильной реакцией. Она выражается субъективно в том, что человек испытывает более резкое болевое ощущение, чем в норме, и объективно в том, что ответная двигательная реакция усилена и генерализована (274).
Изменениям в организме человека под действием болевого раздражения посвящено значительное количество специальной литературы (151, 273, 274, 138, 123, 349, 108 и др.), где и частности отмечалось, что, хотя при боли могут меняться ритм сердцебиений (пульса), частота и характер дыхания, указанные параметры не отличаются стабильными равнозначными изменениями на болевое раздражение, часто индивидуализированы. Многочисленные работы показывают, что КГР может отражать как непосредственно болевые ощущения, так и определенное эмоциональное состояние (376, 178, 108, 63, 489 и др.). При этом в литературе имеются сообщения о возможности произвольного изменения КГР под влиянием эмоциональных представлений (376, 63, 527 и др.). Выраженные сдвиги КГР возникали при АТ, например во время самовнушения ощущения тяжести и тепла (437, 258). В связи с указанными колебаниями КГР ее изучение в период самовнушенного изменения болевой чувствительности также затруднено.

Г Р, ЭКГ, ПГ II обычном состоянии
КГР, ЭКГ, ПГ при уколах в обычном состоянии
Фото 13. К Г Р, ЭКГ, ПГ II обычном состоянии.
Фото 14. КГР, ЭКГ, ПГ при уколах в обычном состоянии.

Самовнушенная анестезия в правой руке
Фото 15. Самовнушенная анестезия в правой руке.

Изложенные особенности КГР, ПГ, ЭКГ и определили соответствующую направленность и порядок их исследования в наших экспериментах. Вначале у испытуемых регистрировались КГР, ПГ и ЭКГ в обычном состоянии и при нанесении в этот период уколов. Затем аналогичные записи выполнялись в состоянии самовнушенной анестезии и после прекращения самовнушения (фото 13—15). В ряде случаев проводилось наблюдение за состоянием указанных параметров и в процессе самовнушения повышенной чувствительности или ощущения боли (фото 16). Полученные данные использовались при сравнительной с обычным состоянием оценке изменений, возникающих у одного и того же испытуемого под влиянием определенного самовнушенного воздействия. Они помогали также уточнить, соответствуют ли и в какой мере сообщения испытуемых (например, об их нечувствительности к боли) объективным сдвигам.
Испытуемый Ас. в опыте от 2/IV 1966 г. в обычном состоянии при уколах ощущал резкую боль в руках с выраженными проявлениями КГР, изменением частоты и глубины дыхания и ритма сердцебиения (фото 14). Анестезию внушил себе в правой руке.
КГР, ЭКГ, ПГ при самовнушении ощущения боли
Фото 16. КГР, ЭКГ, ПГ при самовнушении ощущения боли.
Уколов в нее не чувствовал, особых изменений со стороны ПГ и ЭКГ в этот период не выявлялось, проявлений КГР не наблюдалось — была выраженная арреактивность. При уколах в левую руку вначале была боль, проявлялась выраженная КГР и возникали изменения ПГ (учащение дыхания). ЭКГ (с изменением вольтажа и урежением, сменяющимся учащением сердцебиения). Спустя 30—35 сек. в связи с продолжением самовнушения обезболивания возникало понижение болевой чувствительности и в левой руке (тенденция самовнушенной анестезии к генерализации). В этот период уменьшились сдвиги КГР и сгладились изменения со стороны ПГ и ЭКГ на уколы в левую руку (фото 15). При самовнушении ощущения боли выраженность КГР и изменения ПГ и ЭКГ были даже более значительными, чем при реальных уколах в обычном состоянии (фото 16).
Заключение. В результате проведенных экспериментов было установлено, что самовнушением можно направленно значительно изменить чувствительность, в частности болевую, как в сторону повышения, так и понижения. Аналгезия и анестезия позволяли произвести определенные оперативные вмешательства и исчезали лишь спустя некоторое время после прекращения самовнушения. Исследования показали, что у наших испытуемых в период самовнушения может развиться особое состояние так называемой «самодепривации», по своим проявлениям имеющее сходство с «самопогруженностью» — своеобразной направленной сосредоточенностью («отключением)» йогов (434, 452, 450 и др.). Возникающие же при самовнушенном изменении чувствительности психические феномены также свидетельствовали и о выраженной степени самовнушения.
Выявленные и описанные изменения еще раз подчеркивают глубину самовнушенного воздействия на организм человека и показывают соответствующие пути для целенаправленного практического его использования. Полученные результаты имеют, например, определенное теоретическое и клиническое значение для понимания механизма возникновения различных нарушений чувствительности и их терапии, а также для анестезии. Приведенные данные, в частности об изменении КГР, должны быть учтены, например, при оценке показания датчиков, устанавливаемых на коже в некоторых системах слежения и управления. Указанная возможность произвольного и направленного воздействия самовнушением на организм может быть использована и для адаптации в условиях, требующих особого режима поведения и необходимости временного повышения чувствительности или, наоборот, подавления реакции на внезапно возникающие тактильные или болевые раздражения.

Видео: Как снизить боль в родах?


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее