тут:

Методы самовнушения - самовнушение и его влияние на организм

Оглавление
Самовнушение и его влияние на организм
Методы самовнушения
Влияние самовнушения на организм человека
Общая методика работы
Влияние самовнушения на температуру кожи
Влияние самовнушения на психомоторные функции
Самовнушенные автоматические действия
Влияние самовнушения на изолированное сокращение мышц брюшного пресса
Влияние самовнушения на болевую чувствительность
Влияние самовнушения на гликемию
Влияние самовнушения на время реакции
Влияние самовнушения на скорость зрительного восприятия
Восприятие и запоминание речи в период сна
Течение зрительных последовательных образов в период самовнушения
Психические феномены при самовнушении
Обсуждение
О механизме действия самовнушения
О прикладном использовании самовнушения
Аспекты использования самовнушения у здоровых людей
Метод активного самовнушения
О критериях овладения способностью к самовнушению
Границы применения самовнушения
Заключение

Как указывалось выше, элементы самовнушения применялись с незапамятных времен. Они активно использовались в различных лечебных способах и культовых обрядах народов Азии, Африки, Америки, Европы, Австралии (ритуалы жрецов Древнего Востока и Египта, прорицания оракулов Древней Греции, камлание шаманов и др.), в философских и религиозных системах (индуизм, буддизм, раннее и позднее христианство и др.).
Наиболее полное описание методов самовнушения впервые встречается в индийской философской системе Йога (йога — санскритское слово, имеет ряд значений, наиболее распространенные из них «соединение», «метод»), Элементы Йоги приводятся еще в Ведах (III- II тыс. до н. э.). Впоследствии они были систематизированы Патапджали (501) в «йога-сутра» Патанджали —II век до п. э. (307, 318, 411 и др.).
В «Иогататва упанишада» говорится о четырех видах йоги: Мантрайога, Лаяйога, Хатхайога, Раджайога (307). Наибольший интерес в рассматриваемом нами плане представляют Хатхайога и Раджайога, позволяющие оказывать значительное воздействие на ряд психофизиологических процессов организма человека. Йога использует специальные упражнения и самовнушение для достижения определенного состояния своеобразного экстаза — самадхи.
Все упражнения йоги составляют своеобразный восьмиричный метод (72, 307 и др.). Первые 5 разделов образуют так называемую «стадию очищения», следующие 2 —«стадию освещения» и последний — «сталию единства», в которой как бы происходит «поглощение ума объектом сознания». В процессе занятий, выполняя различные своеобразные упражнения, сочетающиеся со специальными направленными самовнушениями (представленными в основном в виде «мантр» — обычно стихи определенного содержания), йоги достигают, в частности, способности контролировать различные психофизиологические процессы в организме (в том числе и непроизвольные), что в ряде случаев и расценивалось несведущими лицами как «чудо».
Исследования способности произвольно менять ритм сердцебиений и пульса (543), влиять на электроэнцефалограмму (434) и т. д. еще раз подтвердили возможность произвольного контроля над непроизвольными процессами организма с помощью метода йоги. Упражнения и некоторые общие принципы Йоги впоследствии легли в основу ряда современных способов самовнушения (аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, аутогипноз по Р. Роудсу и т. д.).
К сожалению, метод йоги (его рациональное зерно), в ряде случаев имеющий большое практическое значение, не нашел достаточно объективного освещения в отечественной литературе, а опубликованные работы являлись в основном односторонними (59, 125, 285, 348 и др.).
Своеобразна буддийская система Цен, широко используемая в Японии и основанная на методе йоги, но с некоторыми изменениями (например, отсутствуют физические упражнения). Она позволяет научиться произвольно воздействовать на непроизвольные процессы организма, создавая особый аутогипнотический фон «самопогружения» (437, 450 и др.).
Определенные способы самовнушения применялись в религиозных целях и некоторыми адептами христианства. В частности, детально описывались методы обучения произвольной регуляции сердечной деятельности, что якобы давало возможность «единения с богом». Для этого внимание сосредоточивалось на области сердца и в такт сердцебиению повторялись определенные молитвенные слова в сочетании с ритмом дыхания (368).
Основа для формирования современных методов самовнушения закладывается с середины XIX века, с начала развития учения о внушении. В 1843 г. Брэд (444) описал случай собственного самогипноза с лечебной целью. В 1866 г. Льебо (484), будучи знаком с работами Брэда и методами индусского самогипноза, указывал, что каждый может научить самого себя влиять на свое тело, сосредоточив для этого внимание на одной только мысли и желании выздороветь, и сообщал пример самоизлечения. В. А. Манассеин (214) в 1876 г. писал, что внимание, сосредоточенное на различных частях тела, может вызвать тот или иной эффект. Я. А. Боткин (57) в 1877 г. излечил себя при помощи самовнушения от быстрой усталости и болей в ногах после перенесенного тифа. Уже в 1897 г., ссылаясь на Дюмонпалье, Я. А. Боткин (58) подчеркивал, что беременным можно давать своеобразные формулы самовнушения в гипнотическом состоянии для последующей постгипнотической реализации их. О. Фогт (519) в своих работах в 1893—1900 гг. отмечал огромное практическое значение аутогипноза и рекомендовал его, в частности, в виде «профилактических пауз состояния покоя» при волнении.
Велика роль в изучении самовнушения В. М. Бехтерева (41—44). Еще в 1890 г. он описал методику самовнушения и конкретные случаи ее применения, отмечая, что самовнушение особенно показано больным, которых не удалось по какой-либо причине ввести в глубокое гипнотическое состояние.

Отечественные психотерапевты в настоящее время нередко используют в практике мотивированное самовнушение по В. М. Бехтереву, продолжая его дальнейшую разработку (140, 141, 145, 146, 82, 83 и др.).
На заре психотерапии при лечении заикания и фобий активно применял элементы самовнушения и Г. Д. Неткачев (271).
В начале XX века известность получили способы самовнушения по П. Леви и Э. Куэ (200, 192), послужившие как бы толчком для развития разнообразных методик, в большинстве построенных на аналогичных принципах.
Ш. Бодуэн (440), психолог из Нанси, несколько изменил методику Э. Куэ, введя о нее некоторые элементы из метода II. Лепи н расширив предварительную психотерапевтическую подготовку больного (обследование у врача, беседы о внушении и самовнушении, пробы на внушаемость «с маятником», «со спинкой стула» и т. д., самостоятельные записи больного о себе в специальную книгу и пр.).
В методике П. Леви основным являлась возможность научить занимающихся самостоятельно овладеть способностью к самовнушению. В методе Э. Куэ основную роль играли убеждение и внушение со стороны руководителя, самовнушение представляло как бы последующую реализацию предварительно внушенных заданий. Ведущая роль в успехе и популярности Куэ принадлежала ему самому. Применение же им своего метода одинаково ко всем больным примитизировало его и приближало к знахарству и шарлатанству. Некоторые полезные элементы его, например многократное повторение формул самовнушения, а также метода П. Леви нашли отражение в последующих разработках разных способов самовнушения.
Многими авторами были предложены различные методы самовнушения, нередко базирующиеся на наивномистических концепциях [Т. Адкин (5), В. Аткинсон (19), А. Грин (113), X. Джексон (122), Г. Дюрвиль (126), Д. Коотс (174), Д. Миска-Хинд (247), Ж. Пэйо (306). Рама-Модели (309), Торнболль (126), Ф. Эббард (428) и др.]. Все они в основном имеют много сходного с упражнениями йоги, самовнушением по П. Леви и Э. Куэ, иногда содержат некоторые приемы, употребляемые при гипнотизации, и, возможно, и какой-то мере предвосхищают элементы таких распространенных в настоящее время методов, как аутогенная тренировка по И. Шульцу и прогрессивная релаксация по Э. Джекобсону. Некоторые авторы рекомендовали определенные способы гимнастической тренировки, сочетающие физические движения с концентрацией внимания на совершаемом действии и мысленным представлением необходимого результата (10, 3, 261, 297 и др.). В несколько сходном направлении работают И. З. Вельвовский и ряд его сотрудников (301, 302 и др.). В Йоге и китайской народной медицине и гимнастике тоже используются физические упражнения с элементами самовнушения в виде определенной концентрации внимания на задании и в сочетании с ритмичным дыханием. Сюда можно включить и рекомендуемые В. Л. Марищуком (216, 217) элементы повышения эмоциональной устойчивости с помощью произвольного напряжения и расслабления мышц, а также и другие способы (149, 302 и др.).
В плане произвольного воздействия на организм человека, в частности на эмоции, представляет интерес и система тренировки актера — метод физических действий по К. С. Станиславскому (386), а также разрабатываемые на ее основе различные модификации (372—376, 63, 128, 103 и др.), некоторые используемые в спортивной практике способы (303—305, 299, 433, 110, 111, 298 и др.) и иные рекомендации (11).
Заслуживают внимания работы о тренировке с помощью воображаемых движений (67, 18 и др.). Выявлено, что мысленная тренировка определенных действий (например, у спортсменов) дает такие же результаты, что и одни физические упражнения. Изучение процессов, отражающих воображаемую подготовку к действию (в частности, в клинико-теоретическом плане), проводилось и проводится разными исследователями (454. 299, 314, 28, 253, 272, 265, 305 и др.).
Все вышеописанные способы в определенной степени содержат элементы самовнушения. Несколько подробнее остановимся на двух основных методах, получивших в настоящее время наибольшее распространение в различных странах. Это прогрессивная релаксация по Э. Джекобсону и аутогенная тренировка по И. Шульцу.
Метод прогрессивной релаксации был предложен о 30-х годах XX столетия Э. Джекобсоном (471, 508). Он основан на взаимодействии тонуса мышц тела с эмоциональными реакциями организма, имеет большое сходство с упражнениями Йоги в релаксации (мышечном расслаблении) и приближается к описанным выше способам так называемого психофизиологического воздействия. Метод состоит из ряда упражнений, выполняемых в III этапа и сопровождающихся постоянным сосредоточенным самонаблюдением за возникающими при этом ощущениями. У занимающихся нередко применяют добавочные упражнения, позволяющие установить степень подготовки в способности к релаксации, а также усилить возможность воздействия на некоторые болезненные проявления аффектов (например, тренировка ослабления реакции на испуг после внезапного звукового раздражителя, уменьшение с помощью расслабления болевого ощущения, вызванного электрическим раздражением). В процессе занятий рекомендуется регулярно, с помощью электромнографии контролировать выраженность овладения способностью к мышечному расслаблению. Сеансы тренировки проводятся 1—3 раза в неделю под наблюдением врача или инструктора в 1—2 раза в день дома. Разовый сеанс — 30—60 минут, в зависимости от поставленной задачи. Лучшее положение для занятий (особенно в начальный период)— лежа на спине. Общий курс тренировки — до года и более.
В настоящее время прогрессивная релаксация распространена в ряде стран (463, 508 и др.).
Из вариантов, использующих релаксацию, можно отметить и «активную регуляцию тонуса» В. Stokvis (530, 531), рекомендуемую автором «для лечения ослаблением напряжения». При этом важное значение придается выработке умения сосредоточиваться па мышечных группах, участвующих в действиях, связанных с положительными эмоциями, чтобы оказывать по необходимости лечебное влияние при некоторых болезненных нарушениях. Выполнение упражнений тщательно контролируется, так как их передозировка может вызвать вместо расслабления напряжение.
Независимо от Э. Джскобсона немецкий психотерапевт И. Шульц (437, 508, 518—520) также в 30-х годах XX столетня предложил своеобразный метод самовнушения, названный нм аутогенной тренировкой — АТ. В ее основу, как указывает автор, легли данные, полученные в результате изучения метода Йоги, гипнотического внушения, аутогипнотизации, способов, употребляемых факирами и фокусниками, а также наблюдения за переживаниями загипнотизированных лиц.
Упражнения АТ составляют 2 основные группы — начальную и высшую. Занятия проводятся в положении лежа на спине, полусидя, сидя — «кучерская поза». Во время упражнения рекомендуется закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на задании.
В начальную ступень входит 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма. Это упражнения для вызывания ощущения тяжести и тепла в конечностях, для регулирования ритма сердечной деятельности и дыхания, для вызывания ощущения тепла в эпигастральной области и ощущения прохлады в области лба.
Когда осе упражнения хорошо освоены, можно использовать короткие формулы самовнушения: «Спокойствие», «Тяжесть», «Тепло», «Сердце н дыхание спокойные», «Солнечное сплетение теплое», «Лоб прохладный». После каждого занятия рекомендуется делать специальное гимнастическое упражнение, чтобы освободиться от вызванных в период АТ ощущений: сгибательное и разгибательное движения рукой в локтевом суставе (3 раза) с последующим глубоким дыханием, после чего широко открыть глаза. Обычно занятия проводятся по 5—10 минут ежедневно, 3 раза в день, каждое упражнение выполняется 2 недели, на усвоение начального курса — 12 недель. Автор метода считает, что лица, овладевшие указанными 6 упражнениями, смогут избирательно воздействовать па различные болезненные симптомы, регулировать работу внутренних органов и систем, а также путем соответствующего самовнушения укрепить свою память и внимание. Высшая ступень АТ —это лечение «нирваной» — ннрванотерапия. К ней можно переходить, когда полностью усвоены 6 упражнений н выработано умение мгновенно концентрировать внимание на выполняемом задании с вызыванием ощущений покоя, тяжести, тепла, спокойного пульса. В этот период «выражение лица спящее, расслабление мышц абсолютное, лоб прохладный, тело теплое». При помощи низшей ступени вызываются «изменения соматического характера», в высшей же — «особые душевные состояния». Основные упражнения этой ступени направлены, во-первых, на усиление способности к «глубокому погружению». Для этого предлагается во время самовнушения при закрытых веках сводить глазные яблоки вверх н смотреть, не открывая глаз, в одну точку, расположенную примерно в средней части лба. Это, по автору, является составной частью любого гипнотического внушения и, если не приводит при АТ в состояние полного транса, все же позволяет успешно выполнять ряд тренировочных упражнений. Во-вторых,—на обучение способности ярко представить «перед внутренним взором» какой-нибудь однотонный цвет. Данное упражнение выполняется в течение 30 минут — 1 часа н рекомендуется только тем, кто регулярно тренируется в течение 6 месяцев — 1 года. Задание считается выполненным, когда занимающийся может четко представить любой цвет. В-третьих,— на тренировку способности «вызывать во внутреннем поле зрения» конкретный предмет (объект). В-четвертых,— на представление («видение», по И. Шульцу) абстрактных понятий. Предлагается в состоянии полной концентрации внимания («интенсивное состояние погружения») добиться «внутреннего показа» понятий красоты, счастья, справедливости и т. д. Затем переходят к упражнению «конкретно представить образ другого человека». II в заключение занимающиеся «в состоянии глубокого погружения» задают себе и сами отвечают на ряд таких вопросов, как, например, «Что я Делаю неправильно?» или «В чем смысл работы?» По И. Шульцу, ответы на задаваемые самим себе вопросы тренирующиеся получают в виде возникающих у них «видений»— визуализированных картин.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Обучением АТ, особенно упражнениям высшей ступени, должен руководить опытный врач, желательно сам занимающийся самовнушением.
Наряду с классическим способом АТ по И. Шульцу применяются и различные модификации. Наибольшую известность получили варианты АТ по Д. Мюллер-Гегеманну и X. Клейнзорге, Г. Клумбису.
Основное дополнение Д. Мюллер-Гегеманна (495) — введение упражнений «группы головы», которые выполнялись после 5-го упражнения по И. Шульцу. При этом использовались формулы самовнушения: «Мышцы лица расслабленные», «Нижняя челюсть отвисает». «Язык тяжелый», «Глазные яблоки закатываются наверх». По автору, упражнения «группы головы» в ряде случаев ускоряют лечебное воздействие АТ. например, при явлениях мигрени. При построении формул самовнушения Д. Мюллер-Гегеманн рекомендовал составлять их полуутвердительно, используя для этого слово «пусть»: «Пусть я буду совсем спокоен». Он считал, что у жителей города в связи с «напряженным» образом жизни проявляется «внутреннее сопротивление» каким-либо командам, что требует более «мягких» формул АТ.
Изменения X. Клейнзорге и Г. Клумбиса (475, 169, 476) заключались в применении красочных развернутых формул «специально суггестивного характера» и разделении больных на 3 класса, а для «целенаправленных упражнений органов» по X. Клейнзорге и на группы «головы», «сердца», «живота», «кровообращения», «легких», «покоя». Продолжительность курса групповых занятий, по X. Клейнзорге н Г. Клумбису,— в среднем 3 месяца, по 1 часу 2 раза в неделю для амбулаторных и ежедневно для стационарных больных- упражнения выполнялись и самостоятельно 3 раза в день по нескольку минут.
АТ не только стала ведущим методом, но и явилась основой для создания различных способов самовнушения.
За рубежом пытаются использовать некоторые способы самовнушения, в том числе и АТ в спортивной практике. Хотя такая возможность отмечалась раньше И. Шульцем (519) и другими авторами, специально об этом было сообщено лишь в 1963 г. на Европейском конгрессе по спортивной медицине в Праге, что нашло, в частности, отражение в докладе Э. де Винтера (433) о применении психотонической релаксации с целью предупреждении перетренированности. Систематизированные соответствующие рекомендации были представлены в 1965 г. в совместной работе Ж. Кабо, Ж. Феррер-Омбравеллы, М. Ванека, Э. де Винтера как метод психотонической регуляции, или «психотоническая тренировка», основой для которой явилась АТ (433). При этом также были сделаны специальные спортивные добавления, направленные на активную регуляцию мышечного тонуса, создание определенных схем поведения в предстоящих выступлениях и т. д.
Рассмотрим еще некоторые способы самовнушения, хотя и не получившие такого широкого распространения, как АТ по И. Шульцу, но также применяемые в настоящее время в практике.
A. Salter (515) предложил 3 варианта аутогипноза, по существу представляющих собой разновидности реализации постгипнотического задания. Все они сочетаются с предварительным гипнотическим внушением, причем в первом случае дастся непосредственное задание возможности последующего самогипноза, в других вариантах внушение производится без конкретного указания на ожидаемый эффект.
R. Rhodes (507), предполагая, что основное в самогипнозе — научиться вызывать такое состояние, когда человек сидит и не может открыть глаза, рекомендовал ряд последовательных упражнений. Вначале в положении сидя вызывалось ощущение тяжести в веках. Когда оно было четким, внушалось себе, что глаза закрылись и их нельзя открыть. Самовнушение сочеталось со счетом, и впоследствии при достаточной подготовке произносились лишь цифры с представлением желаемого результата. И как конечный этап этого упражнения — научиться внушать себе указанное ощущение, используя лишь представление нужного результата (без цифр). Затем переходили к обучению вызывать расслабление мышц тела в сочетании с ритмичным глубоким дыханием. Автор считал, что эти упражнения дают возможность достигнуть «первой степени аутогипнотического транса», в котором можно реализовать определенные самовнушения.
A. Weltzenholfer (537) предложил технику самогипноза, содержащую ряд упражнений, которые исполнялись самим занимающимся в уединении в течение не менее часа ежедневно. Вначале выполнялись упражнения в «пробе с маятником»: держат в руке предмет, подвешенный за нить, и мысленно представляют, что он раскачивается в определенную сторону, а затем и с заданной частотой. После этого можно было тренировать «пробу с падением» (лучше в чьем-нибудь присутствии), для чего следовало стать лицом к стенке и внушать себе падение вперед или, став спиной к ней,— падение назад (в общем же, все эти упражнении направлены в основном на усиление идеомоторных действий.— А. Р.). Для более успешного обучения советовалось использовать и внушение. Следующие упражнения — внушение себе ощущения тяжести в конечностях, во всем теле и в заключение — каталепсии глаз. Для лучшей четкости вызываемых ощущений рекомендовалось чередовать внушение и самовнушение, больше проводить внушение наяву. Если упражнения выполняются успешно, то их можно делать и с открытыми глазами. Желательно тренироваться до 2 часов подряд ежедневно, предварительно повторив предыдущие упражнения (не обязательно все, но всегда каталепсию глаз), стараться повышать способность к визуализации. Концентрировать внимание на задании.
В Советском Союзе среди употребляемых в настоящее время методов самовнушения наибольшее распространение получили АТ по И. Шульцу, ее модификация по X. Клейнзорге н Г. Клумбису и мотивированное самовнушение по В. М. Бехтереву — Н. В. Иванову. При этом отдельными авторами при использовании этих способов в них были внесены некоторые изменения, в основном применительно к тем. или иным целям: лечение, спорт и др. Экспериментально-клиническое же изучение АТ было начато с 1957 г. (А. М. Свядощ, А. С. Ромен).
М. С. Лебединский и Т. Л. Бортник (85, 82, 223, 55, 83) предложили своеобразный вариант АТ, используя ее с 1962 г. (82) в общем комплексе психотерапии больных, страдающих большей частью неврозами и патологическим развитием личности. Основными изменениями здесь пилилось введение расширенной формулы спокойствии и некоторая перестройка (также в сторону расширения и большей красочности) отдельных формул по И. Шульцу. Длительность разовых занятий была в начале курса лечения 25—30 минут, в конце — до 15 минут. Занятия обязательно проводились и индивидуально, и на ночь. В период лечения АТ сочеталась со специальными психотерапевтическими беседами и определенными функциональными тренировками. Значительно повышалось н гетерогенное воздействие врача на личность больного. Все это, по мнению авторов, позволило сократить период лечебного использования АТ до 30—40 дней.
К. И. Мировский и А. Н. Шогам (240-246, 224, 82, 266, 265, 301, 425, 426), применявшие с 1962 г. АТ в лечебных целях по X. Клейнзорге и Г. Клумбису (169), также внесли в нее некоторые изменения. Как отмечает К. И. Мировский (240), «пришлось перестроить тексты формул внушения общей тренировки н тренировки внутренних органов в соответствии со спецификой родного языка, сохраняя общие принципы их построения но Клейнзорге и Клумбису, что, понятно, нельзя рассматривать как модификацию метода». Между коллективными занятиями, проводимыми в стационаре трижды в день, больным советовалось самостоятельно заниматься АТ по И. Шульцу 3 раза в день в течение 2—5 минут, вызывая последовательно ощущения спокойствия, тяжести, тепла. Определенного внимания заслуживает рекомендация авторов использовать для повышения артериального давления у лиц, страдающих гипотонией и объединенных в «астено-гипотоническую» группу, соответствующее гимнастическое упражнение. Суть его — в мгновенном резком переходе больного из расслабленного состояния, в которое он старается предварительно погрузить себя, в положение стоя с одновременными резкими движениями обеими руками вверх и быстрым глубоким дыханием. Как совершенно верно указывают авторы, проводя предварительную подготовку больных, «весь смысл лечения состоит именно о этом выходе». Так как «тренировку эти больные начинают сразу с этой группы, потому что нм противопоказана общая тренировка», то, по существу, самовнушение здесь никакой роли не играет, а основное значение принадлежит описанному физическому упражнению. Оно, мы считаем, должно использоваться с крайней осторожностью, о чем еще скажем. В 1963 г. К. И. Мировский и А. II. Шогам (246) предложили называть метод АТ «психотонической тренировкой». По мнению А. Н. Шогама (169), «этот термин освобождает методику как от фрейдистского, так и от бихевиористского идеологического груза». Позже он пытался (425) обозначить данным термином и все методики психотерапии.

И. М. Перекрестов, используя с 1963 г. АТ о клинике нервных болезней (282—284а, 224, 300-302, 229, 226, 80, 83), внес в нее под руководством И. З. Вельвовского некоторые изменения и обозначил их в 1966 г. как «нейро-сосудистая тренировка» (284), или «нейро-сосудистый» вариант АТ (300). Основные упражнения здесь — вызывание спокойствия, ощущений тяжести и тепла. Больные объединялись п группы. Весь курс лечения разделялся на подготовительные и лечебные сеансы. Постоянно подчеркивалось, что основным является гетеросуггестивное воздействие, которое должно осуществляться весь период лечения как в процессе предварительной подготовки, чтобы уменьшить ее длительность, так и в основных занятиях. Курс лечения в стационаре — 3 недели (в поликлинике 3 месяца). После выписки из больницы тренировка проводится самостоятельно в течение нескольких месяцев под контролем специалиста.
А. В. Алексеев, рекомендуя с 1966 г. АТ для спортивной практики (6), внес некоторые изменения, назвав их «психорегулирующая тренировка»—ПРТ (6—8, 83, 270). Формулы самовнушения строились расширение и красочно, преобладали элементы детализации вызываемых ощущений. Превалирует элемент гетерогенного воздействия руководителя занятий. Методически используемые упражнения составляют 2 части: «успокаивающую» и «мобилизующую». Первая — «успокаивающая» (6, 7)—рекомендуется, чтобы помочь снять излишнее, мешающее возбуждение, ликвидировать «предстартовую лихорадку» и ее последствия, научиться погружать себя хотя бы в 30-мннутный сон-отдых для восстановления сил, для предотвращения появления патологических нервно-психических реакций, а также для лучшего освоения комплекса намечаемых движений. Чтобы овладеть ею, необходимо заниматься самостоятельно 2—3 раза в день, регулярно в течение нескольких месяцев. «Мобилизующая» часть (8, 83) состоит из 2 этапов. На 1 — повышение общей активности психического состояния спортсмена. На II — создание предельно точных словесных формул, чтобы «они охватывали наиболее вероятные особенности предстоящего выступления» (используя при этом анализ и обсуждение физических н психических компонентов, характеризующих оптимальное боевое состояние спортсмена).
Нами в процессе изучения самовнушения также была разработана и применялась с 1959 г. модификация АТ, позволяющая более активно, чем в иных случаях, использовать элементы самовнушения. Она нашла широкое применение и описана в ряде работ, здесь ее рассматривать не будем, так как в последнее время пользуемся в практических целях несколько иным методом самовнушения.
Нередко элементы самовнушения применяются как составная часть общего комплекса лечебных мероприятий. Например, Г. С. Беляев для лечения некоторых неврозов назначает больным ряд средств, описанных им d 1966 г. под названном «специальный курс» АТ (32). Здесь наряду с упражнениями АТ в вызывании спокойствия, расслабления, ощущении тяжести и тепла используются дыхательная гимнастика, определенные физические упражнения, элементы психотерапевтических методик (в том числе и внушение). Занятия групповые и индивидуальные. Если называть такой комплекс «специальным курсом» АТ, то термину «аутогенная тренировка» этим придается обобщающее значение, так как он по существу обозначает все те действия (например, дыхание, гимнастика и др.), которые самостоятельно («аутогенно») выполняются занимающимися. Такое употребление термина, общепринятого только для обозначения определенного метода (способа самовнушения, разработанного И. Шульцем), по меньшей мере нецелесообразно и может привести к путанице.
Выше говорилось о возможности использовать сочетанно самовнушение и гетерогенные внушения. Наиболее показательными в этом отношении являются способы по Э. Кречмеру и Д. Лангену (478, 479, 481).
Как отмечают указанные авторы, с помощью упражнений самовнушения возможно было преодолеть ряд трудностей, возникающих при одной лишь гипнотизации, и благодаря этому значительно уменьшить число не поддающихся гипнозу больных, а также достигнуть более выраженного лечебного эффекта.
Некоторые авторы, говоря о самовнушении, вкладывают в это понятие разное содержание и не всегда достаточно четко отграничивают его от понятии «релаксация», «аутогипноз», «саморегуляция» и др., нередко смешивая их между собой. Это, очевидно, связано с односторонностью в изучении указанных вопросов и методологическом подходе к ним, недостаточностью соответствующих экспериментально-практических данных. Отсюда отсутствие наиболее реальных предпосылок для соответствующих теоретических построений и практических советов.
Это привело к тенденции подряд все способы психического самовоздействия человека объединять понятиями «методы релаксации» (502 и др.), «психотопическая тренировка» (425) и т. д. Останавливаясь в дальнейшем подробнее на неприемлемости таких предложений, отметим, что обычно метод принято обозначать по имени его автора или по основному оказываемому им действию, или же по его ведущим компонентам. Например, в методе релаксации по Э. Джскобсону основное — физические упражнения, которые в сочетании с определенными самовнушениями направлены на выработку способности к расслаблению мышц — релаксации. Главная цель метода — научить расслаблению. При аутогенной тренировке по И. Шульцу основой являются специальные формулы самовнушения, главное — научиться реализовать их- это метод самовнушения. В общем к методам релаксации можно условно отнести те способы, где основным является обучение занимающегося вызывать у себя мышечное расслабление, а ведущим элементом для этого служит выполнение определенных физических упражнений. Самовнушение же здесь используется сочетанно и направлено в первую очередь на то, чтобы усилить ощущение расслабления, вызываемое указанными упражнениями, так как без сосредоточения на своих ощущениях, самонаблюдения за ними, что, по существу, и является уже самовнушением, невозможно вызвать достаточно выраженного расслабления мышц тела. Наши эксперименты показали: если человек пытается расслабить мышцы лишь одними физическими упражнениями без сосредоточения на выполняемых действиях и соответствующего самонаблюдения, т. е. без самовнушения, то расслабление не будет выраженным и обычно сопровождается чувством напряжения. Те способы самовоздействия, где ведущий компонент — самовнушение, реализующееся в основном в виде словесных формул, часто сочетанных с определенными представлениями или воображением нужного результата,— это методы самовнушения- элементы релаксации являются здесь одним из проявлений общего воздействия самовнушения на организм человека. Следует отмстить, что термином «релаксация» обычно принято обозначать мышечное расслабление (в данной работе он употребляется в этом смысле). И хотя иногда используются также и дифференцированные названия, как, например, «сосудистая релаксация» и др., все это, по существу, обозначает различные проявления действия мышечного расслабления, оказывающего влияние на некоторые процессы в организме, в частности включением комплекса интеро- и проприоцептивных связей.

В плане изложенного следует особо остановиться на таком методе самовнушения, как АТ по И. Шульцу. Здесь следует выделить 2 основных момента. Во-первых, несмотря на популярность и широкий диапазон использования этого метода, имя его автора — И. Шульца нередко замалчивают, а на основе АТ часто пытаются развивать собственные «новые системы», на что отчетливо указывали, в частности, X. Клейнзорге и Г. Клумбис (169, 476). При этом вместо термина «аутогенная тренировка» предлагалось новое название или составлялись различные модификации АТ, нередко именуемые как «новый способ» (например, «психотонический», «нейро-сосудистый», «психорегулирующий», «саморегулирующий», «саморасслабление» — «ауторелаксация» и др.). Конечно, можно условно принять то или иное название, предполагая, что данный вариант АТ используется преимущественно только для определенного воздействия, но не как обозначение нового метода, тем более, что модификации обычно проводились или за счет сочетания с другими способами, или за счет усиления гетеросуггестивного воздействия. Попытки заменить название «аутогенная тренировка» иногда носили даже курьезный характер. Так, например, как основание для применения вместо термина «аутогенная тренировка» обозначения «психотоническая тренировка» выдвигалось суждение, что уже одни «этот термин освобождает методику от фрейдистского и бихевиористского идеологического груза». Следует заметить, что право называть метод принадлежит в первую очередь автору, и, предлагая свое наименование «аутогенная тренировка», И. Шульц подчеркивал в основном то, что тренирующийся должен заниматься упражнениями самостоятельно. Необходимо также указать, что ни одному из авторов, пытавшихся изменить название «аутогенная тренировка» или предложить на основе ее «новую систему», не удалось получить ни таких клинико-практических результатов, ни вызвать таких сдвигов в организме человека, как это было сделано И. Шульцем и его сотрудниками и как это вообще возможно достигнуть с помощью АТ. Во-вторых, в специальной литературе иногда приводятся сведения об  АТ, не соответствующие действительности, что вносит определенную дезинформацию и осложняет изучение этой проблемы. Так, например, появляются сообщения, что АТ предложил мифический Генрих Шульц в 1908 г. (245) или Иоганн Шульц в 1911 г. (284а) и т. д. Как указывает И. Шульц (519), что хотя первые соображения по данному вопросу и возникли у него в период 1908—1912 гг., основные из наиболее важных экспериментальных данных по АТ (в частности, не только самовнушенное повышение, но и понижение температуры кожи, например, в области лба) были получены лишь в 1925 г. и опубликованы в 1926 г. в статье, посвященной «аутогенной перестройке тепла, излучаемого кожей». Специальная монография по проблеме АТ вышла в 1932 г. В дальнейшем И. Шульц вносил в нес различные дополнения, изучая клиническую эффективность АТ, разнообразные методики психотерапии вообще и самовнушения в частности (в 1936 г. он посетил лабораторию Э. Джекобсона).
Хотя в АТ и выделяются низшая и высшая ступени, но, по существу, в обоих случаях принципы самовнушения имеют общие черты. Как показал проведенный нами экспериментально-практический анализ, низшая ступень, тренируя соответствующими упражнениями способность к самовнушению, может дать возможность занимающемуся научиться без специальной длительной подготовки вызывать у себя и определенные состояния, характерные для высшей. Вообще АТ — это своеобразный метод самовнушения- если он применяется в лечебной практике, то здесь приобретают определенное значение и окружающая обстановка, и характер заболевания, и взаимоотношения врача и больного, и т. д. Все эти факторы не всегда учитываются при практическом использовании АТ или попытках се соответствующей модификации, что нередко снижает лечебный эффект.
По характеру использования самовнушения описанные методы и их вариации можно условно разделить на 3 основные группы;

  1. Самовнушение на фоне гипнотического внушения (предварительного или одновременного) с последующей реализацией его в некоторых вариантах в основном как постгипнотического задания.
  2. Самовнушение на фоне физических или дыхательных упражнений. В эту группу можно отнести некоторые способы йоги, так называемые «психофизиологические» и «психофизические» системы, отдельные варианты использования АТ (в частности, в спортивной практике) и т. д. Сюда же следует включить и методы релаксации.
  3. Так называемое «чистое» самовнушение, когда в процессе обучения занимающийся не пользуется каким-либо дополнительным воздействием, потенцирующим проявление самовнушения (упражнения на фиксацию взгляда здесь не учитываются). Сюда можно включить некоторые упражнения йоги, Цен, АТ по И. Шульцу, частичные варианты самовнушения по П. Леви, аутогипноза по А. Вейтзенгофферу, Р. Роудсу, мотивированного самовнушения по Н. В. Иванову и др.

Во всех способах содержатся общие элементы. Это — уединенное место, отсутствие отвлекающих моментов, удобное положение и наилучшее время — утро или вечер (сразу же после сна или перед сном, что повышает готовность к самовнушению). Положительную роль играет и четкое представление желаемого результата. Изучая изложенные выше способы, можно было отметить, с точки зрения практического использования, ряд недостатков, снижающих действенность самовнушения и сужающих диапазон его возможного применения. Одни методики являлись своеобразной модификацией гипнотического внушения или внушения наяву, где активность участия занимающегося была мало выражена. Другие позволяли применять самовнушение односторонне, для воздействия преимущественно на психическую или моторную деятельность (в основном с лечебной целью).
Наиболее действенным по диапазону и значимости вызываемых в организме изменений (что было, в частности, выявлено нами в ряде экспериментов) являлся метод йоги и имеющая с ним много общего АТ И. Шульца. Но АТ в своем классическом изложении не всегда уделяет достаточно внимания элементу зрительного представления и воображения в первых упражнениях, а освоение высшей степени невозможно без соответствующей подготовки в начальной. Не всегда нужна строгая последовательность в выполнении предлагаемых в АТ заданий, несколько снижена в ряде случаев и мотивировка некоторых из них. Все это затрудняет и удлиняет обучение.
В целях исследования используемых йогами способов нами при добровольном участии группы здоровых лиц с 1957 г. был поставлен в течение нескольких лет пролонгированный эксперимент, позволяющий изучить различные упражнения йоги, составляющие своеобразный восьмиричный метод, и овладеть, насколько это было возможно в обычной обстановке и применительно к современным условиям, всеми его этапами. Основное значение придавалось Хатхайоге и Раджайоге.
Полученные данные показали, что самовнушение играет ведущую роль на всех этапах восьмиричного метода. Главная задача — выработать способность реализовать необходимые самовнушения, конечная же цель — научиться вызывать особые самовнушенные состояния, чему и подчинена, по существу, вся строгая, стройная система йоги. Используемые в ней упражнения направлены в первую очередь на то, чтобы обучить человека проводить целевые самовнушения на фоне полного «отключения» от окружающей обстановки. Это касается как начальных разделов (в частности, при выполнении асан, мудрас и бандас, пранаям, крийяс и др.), так и способов, употребляемых на высших ступенях практики йоги.
Pasini Mudг
Фото 1. Положение «Pasini Mudга» (испытуемый Ал.).

Например, имеется непосредственная связь между асанами (положение тела) и сопутствующими им направленными самовнушениями, которые составляются применительно к используемой позе. Благодаря этому занимающийся учится сосредоточиваться на фоне одновременно отвлекающих его ощущений, вызываемых не совсем первоначально удобным положением (фото 1). Основное содержание самовнушения обычно направлено на ту часть тела, где указанные ощущения наиболее выражены. Это помогает легче сконцентрироваться на ней для необходимого воздействия самовнушением. Конечно, выполнение одних физических упражнений и гигиенических процедур йоги само по себе оказывает положительное влияние на организм, улучшая ого физическое состояние, но без сочетания со специальными самовнушениями все это даст примерно такой же эффект, как обычная зарядка, включающая, например, сходные акробатичгские элементы. Между прочим, любую асану Йоги (даже самые сложные 84) успешно выполнит цирковой артист, выступающий в амплуа «человек-змея» или «человек-каучук», но он не сможет оказать такого произвольного воздействия на процессы своего организма, как это делает йог, овладевший теми же позами, но с использованием соответствующих самовнушений. Сходная картина наблюдается при освоении других упражнений йоги. Кстати, учитывая и используя важность и действенность самовнушения, Йога рекомендует в некоторых разделах достигать высших ступеней (в том числе и состояние самадхи), минуя этапы различных физических упражнений и пр., в основном с помощью специальных приемов медитации (размышления, созерцания), где самовнушение способствует как возникновению состояния глубокого самопогружения («отключения»), так и необходимой последующей реализации в нем определенных действий и представлений. Изучение метода йоги показало также, что не все предъявляемые к занимающимся требования (иногда чрезмерно сложные и влекущие за собой слишком большое психофизиологическое напряжение) могут быть ими выполнены в обычных условиях. Поэтому здесь нельзя получить кое- каких результатов, для которых нужна специальная подготовка, в ряде случаев несовместимая с нашим повседневным образом жизни. Отсюда отдельные положения и рекомендации йоги не могут быть приняты для широкого использования. Полученные результаты дали нам возможность выделить ряд приемов, разрешающих научить человека произвольно направленно влиять на свои организм, не проходя предварительного длительного обучения, предлагаемого йогой.
Вышеизложенное с учетом полученных в эксперименте данных и сформировало у нас определенное суждение о процессе самовнушения и способах, позволяющих в значительной степени изучить его и овладеть им.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее