Самовнушенные автоматические действия - самовнушение и его влияние на организм
В 1853 г. Фарадеи и в 1854 г. Шеврель установили, что представление о движении влечет за собой неподотчетное, едва уловимое сокращение мышц. В 1882 г. Карпентер назвал это явление идеомоторным актом. Впоследствии Л. Л. Васильев (67) обозначил данное действие идеомоторной реакцией. Э. Джекобсон в 1930—1934 гг. доказал, что представление какого-нибудь движения или объекта, связанного с определенным движением, сопровождается и интимными импульсами в тех мышцах, которые осуществляют движение. Специальные исследования показали, что одно лишь представление определенной ситуации может вызвать в ряде случаев сдвиги, сходные с эффектом действия реальной обстановки (512, 18, 28, 396, 299, 314).
Экспериментальное исследование возможности произвольно направленно вызвать автоматические действия, например, связанные с идеомоторными движениями, способствовало бы расширению диапазона влияния самовнушением на некоторые процессы организма. Сведений поданному вопросу нами не было обнаружено. С этой целью мы экспериментально изучили возможность воспроизвести с помощью самовнушения ряд автоматических действий: а) простое автоматическое действие-движение рукой, б) автоматическое письмо, в) автоматическую речь — глоссолалию.
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В экспериментах, начатых с 1964 г., принимали участие 22 испытуемых (14 мужчин и 8 женщин) в возрасте от 18 до 36 лет. Из них 2 учащихся, 5 служащих, 15 студентов. Все участники данных экспериментов хорошо владели специальной техникой и могли воздействовать самовнушением на ряд психофизиологических процессов организма. Вначале с ними проводилась беседа, в которой сообщалась цель эксперимента и условия опыта. Предлагалось вызвать отчетливое состояние покоя и релаксации, затем проводить направленные самовнушения. Испытуемые самостоятельно выбирали наиболее удобный для себя вариант формул. Так, например, для получения простого автоматического движения внушалось себе: «Моя рука поднимается сама собой, без моего участия», для автоматического письма: «Моя рука пишет сама собой, без моего участия», для автоматической речи:"«Moй язык говорит (считает) сам собой, без моего участия». Все словесные формулы обычно сочетались с соответствующими представлениями необходимого результата (например: «Будто сижу и пишу...», «Произношу слова...»). Опыт начинался по сигналу «Можно» и оканчивался по сигналу «Исходное» («Конец», «Отставить»), После опыта испытуемые составляли отчет о своих переживаниях. В период исследования при необходимости регистрировались АД, частота дыхания и пульса (П). Некоторые элементы эксперимента (например, автоматическое письмо) фотографировались. Отдельные полученные данные были опубликованы нами (333, 334), а по вопросу автоматического письма, речи — совместно с А. М. Свядощем (363).
Видео: Работает ли самовнушение в астрале. Якоря и программы подсознания
Результаты исследований.
Простые автоматические движения. В опытах участвовали все 22 испытуемых, выполнено несколько исследований. К началу экспериментов длительность занятий самовнушением у 8 человек—1,5—2,5 недели, у 13 — от 1 до 4 месяцев 10 дней, у 1 — 5 лет. Самовнушение обычно проводилось в положении сидя с закрытыми глазами. Если внушалось себе движение руки, то через некоторое время после начала в ней появлялись легкие подергивания, затем она постепенно, медленно, с некоторыми остановками поднималась вверх и застывала на уровне плеч или несколько выше или ниже. Остановившаяся рука была упругой на ощупь, особенно в области дельтовидной мышцы, менее — в области плеча (бицепс, трицепс) и предплечья. При попытке насильственно, со стороны изменить ее расположение она застывала в приданном ей извне положении, т. е. явления автоматического движения переходили в каталепсию. (Если в период движения конечности наблюдающие хотели замедлить его, то ощущалось некоторое сопротивление в виде подергиваний, направленных по ходу движения). Через некоторое время конечность так же медленно с легкими подергиваниями возвращалась в исходное положение, и самовнушение оканчивалось.
Испытуемый П., 20 лет, студент мединститута, самовнушением занимается 1 месяц н 1 неделю. В отчете от I4/IV 1965 г. сообщил: «После внушения себе, что правая рука сама поднимается вверх, почувствовал, как она легкими толчками стала подниматься, будто ее кто-то качал насосом. Некоторое время ничего не помнил. Внезапно как бы со стороны увидел, что сижу с поднятой рукой...» В исходное состояние возвратился самостоятельно.
Испытуемая М-я, 19 лет, студентка университета, самовнушением занимается 10 дней, научилась отчетливо вызывать у себя состояние покоя и мышечного расслабления, явления анестезии. В опыте от 10/V 1968 г. смогла внушить себе автоматические движения руки. Сообщила в отчете, что, когда возникло четкое состояние покоя и мышечного расслабления, начала внушать себе, что правая рука сама поднимается и опускается. Внезапно почувствовала, как рука действительно стала двигаться сама без какого-либо произвольного участия. Было впечатление, что рука чужая. Это казалось М-й странным и интересным. Впоследствии самостоятельно возвратилась в исходное состояние.
Автоматическое письмо. В экспериментах участвовало 7 испытуемых: 6 студентов, 1 служащий, из них занимались самовнушением около месяца, 3 — 4 —1,5 года и 1—6 лет. Выполнено 12 исследований. Обычно испытуемые садились, приготавливались писать на листе бумаги, и в данном положении проводилось соответствующее самовнушение. Вначале у них появлялись легкие подергивания в правой руке, и она начинала двигаться и писать на бумаге какие-то черточки, ломаные линии, иногда напоминающие очертания букв. Движение в основном по горизонтали. Через некоторое время испытуемые самостоятельно прекращали самовнушение, и рука останавливалась. В период движения руки испытуемого экспериментатор иногда придерживал ее, заменял в ней авторучку на карандаш, или наоборот. В этот момент она продолжала подергиваться, причем в некоторых случаях отмечались и общие подергивания — явления своеобразного трясения. Периодически в другую руку, а также и в пишущую наносились уколы, во время опыта действовали посторонние шумы — внешней реакции у испытуемых не наблюдалось.
Исследования показали, что явления самовнушенного автоматического письма иногда сопровождались ощущением предварительной напряженности, некоторого общего возбуждения в сочетании с вегетососудистыми изме-
нениями, нарушением «схемы тела», изменением пространственно-координационных взаимоотношений.
Испытуемый А-p в опыте от 30/1 1967 г. вызвал самовнушением автоматическое письмо. В отчете рассказал: «Предварительно погрузил себя в состояние покоя и мышечного расслабления, после чего стал внушать себе, что моя правая рука пишет сама, без моего участия. Вначале рука была неподвижной, затем начала подергиваться и чертить что-то на бумаге. Открыл глаза, было очень странно, что рука движется сама, без моего участия... Затем прекратил самовнушение, и рука перестала писать. Через несколько минут вновь повторил его, и в это время внезапно ощутил какое-то напряжение в правой половине тела. Голове стало жарко, и рука вдруг импульсивно, судорожно начала писать. Попытался написать четко буквы (даже открыл глаза), но рука продолжала скользить. С трудом остановил ее. Было какое-то общее возбуждение... Попробовал опять вызвать самовнушением автоматическое письмо, лицу стало очень жарко, отмечал общее возбуждение, рука сама судорожно чертила. Вышел из этого состояния хорошо, в руке некоторая тяжесть...» (фото 4).
Автоматическая речь — глоссолалия. В опытах участвовало 6 испытуемых, принимавших участие в экспериментах по изучению возможности самовнушенного автоматического письма. Выполнено 14 исследовании. Предварительно с ними проводилась беседа. Точных формул самовнушения не давалось, обычно исследуемые вызывали состояние покоя и релаксации, а затем начинали направленно внушать себе: «Мой язык говорит (считает) сам, без моего участия», воображая, что язык действительно говорит. Вначале испытуемые были спокойными, через некоторое время у них могли возникнуть легкие покачивания головой, глотательные или жевательные движения, после чего начиналось шевеление губами. Слышны были отдельные звуки, слова. В этот период иногда наблюдались выражение напряженности и гиперемия лица, изменение величины АД, частоты пульса и дыхания, в некоторых случаях возникал гипергидроз ладоней. На шум, разговоры, стук и т. д. испытуемые не реагировали, наносимые им раздражения не ощущались или воспринимались в виде слабого прикосновения, не отвлекающего внимания, хотя в обычных условиях уколы, например, были резко болезненными. В самоотчетах исследуемые сообщали, что наблюдали у себя различные психические феномены (деперсонализация с нарушением «схемы тела», ощущение двойника и т. д.), вегетативные сдвиги (чувство жара, потливость).
Фото 4. самовнушенное автоматическое письмо. (3, 4 —этапы исследования).
Было четкое ощущение, что язык движется сам, появлялось большое желание что-то сказать, иногда казалось, что языка во рту нет. Временами возникало ощущение, что «тело как будто отсутствует» или «рот говорит отдельно от головы и туловища». Окружающее не беспокоило, иногда казалось, будто все происходит во сне. В отдельных случаях наблюдались явления полной или частичной амнезии происходящего, резкое сужение сознания на задании. Иногда перед началом автоматической речи возникало предчувствие, что вот-вот что-то должно случиться, появлялось ощущение напряжения и жара. При попытке самому остановить автоматическую речь это удавалось не сразу, язык действительно говорил как бы сам.
Например, у испытуемого при самовнушении в опыте от 13/1 1967 г. «Мой язык говорит сам без моего участия...» возникло напряжение лица и ощущение жара. «Язык начал как бы сам сгибаться, появились какие-то мысли с неопределенным набором слов, и внезапно стал говорить. Казалось странным, что произношу какие-то слова, хотя слышал их и понимал, что идет опыт, а также ожидал, когда буду говорить... Было ощущение, что язык говорит без моего участия, губы движутся сами». Здесь отмечались гиперемия лица и внезапная отрывистая речь: «Табак... ара... вира...», затем некоторый перерыв, и снова: «Эр... эрм... ор...».
В другом эксперименте произносил: «Зиз... уоза... лази... эза... эпга... карла... курдеригла... эгеме... пмдыбыка... горопка...».
Следует отметить, что в ряде случаев испытуемым (в процессе исследований) предлагалось внушить себе и некоторые конкретные действия, в частности круговое движение рукой, начертание или произношение какого- либо слова (например, «мама», «стол» и т. д.). При этом самовнушенные действия также приобретали автоматический характер и без предварительного специального самовнушения не поддавались произвольной коррекции в период их проявления.
Заключение. Проведенные исследования показали, что под влиянием направленных самовнушений могут возникнуть своеобразные автоматические действия, связанные в основном с усилением идеомоторных движений. Несмотря на некоторые особенности, в их проявлении имелось много общего. Все они возникали сами собой, без произвольного физического усилия. Попытка изменить или целенаправить их в процессе непосредственного выполнения, без предварительного самовнушения обычно оканчивалась неудачей. Эти черты самовнушенных автоматических действий в некоторой степени сближают их с явлениями психического автоматизма, в частности с кинестетическим автоматизмом, при котором также наблюдается отчуждение движений и действий. Но все явления психического автоматизма обычно сопровождаются систематизированным бредом преследования и воздействия (165) и представляют собой симптом психического расстройства. Наблюдавшиеся же нами при автоматических действиях психические феномены не являлись психопатологическими и обычно характерны для выраженной степени периода самовнушения (см. специальный раздел работы). Выполненные исследования открывают, в частности, и определенные возможности для понимания механизма ряда патологических нарушений (например, при истерии, навязчивых состояниях и др., отсюда и возможности терапии). Они также помогают понять условия и патогенетические механизмы некоторых явлений, наблюдаемых у религиозных фанатиков (например, «гюпферство» — «попрыгунство», «трясение», «иноговорение»), отдельные элементы «левигации» йогов и т. д.