Аспекты использования самовнушения у здоровых людей - самовнушение и его влияние на организм
Видео: Исцеление силой сознания с методом Сильва
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОВНУШЕНИЯ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
В связи с возросшим интересом к проблеме самовнушения в последние годы стали появляться отдельные сообщения и некоторые научно-экспериментальные данные о его применении у здорового человека. Например, отмечается, что самовнушением можно уменьшить эмоциональное напряжение (519, 471, 508, 256, 466, 323, 333, 353, 360—362, 366, 216 и др.). Сообщается и об использовании самовнушения, в частности АТ, прогрессивной релаксации (508) и метода физических действий по К. С. Станиславскому (386) в целях подготовки актеров. Описывается применение самовнушения для активного отдыха здоровых людей (256, 466, 270 и др.). Приводятся сведения о возможности научить занимающихся засыпать и просыпаться и строго заданное время (519 и др.). Имеются сообщения об использовании самовнушения с целью улучшить процессы памяти (519, 315 и др.). Самовнушение входит и в общий комплекс мер по борьбе с засыпанием машинистов локомотивов (300).
В экспериментах установлено (Н. Wohlfarth, 519), что АТ усиливает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Выполненные нами с 1957 г. отдельные специальные исследования показали возможность предотвратить самовнушением действие инфекционного агента. С учетом данных субъективного и объективного наблюдений, в частности с использованием ЭЭГ и некоторых психологических и биофизических методик нами было также установлено, что самовнушение способно нейтрализовать влияние ряда сильнодействующих факторов, в том числе алкоголя, локальных раздражений монохроматического красного света, повышенных доз отдельных лекарственных средств (в частности нитроглицерина, амил-нитрита, фенамина, элениума, аминазина, трифтазина, валидола и пр.).
Особенно активно начинает использоваться самовнушение в спортивной практике, в плане психологической подготовки спортсменов (511, 433, 438, 6—8, 83, 270, 104, 105, 111, 112, 153, 298, 416 и др.), что еще опишем.
Выполненные экспериментальные исследования и проведенные наблюдения, в том числе и наши, дают определенным материал для суждения о возможном прикладном использовании самовнушения у здоровых людей. Так, в наших исследованиях лица, владеющие самовнушением, могли заснуть или проснуться в заданное время, внушать себе сновидение с заданным содержанием (а в отдельных случаях и направленное его развитие), дозировать длительность сна. При необходимости они регулярно применяли самовнушенное погружение в состояние покоя и мышечного расслабления с целью вызвать с помощью специальных формул активный кратковременный форсированный отдых в период ночных дежурств и благодаря этому не только сохраняли, но и улучшали свою работоспособность. Аналогичные результаты получены нами и в процессе специальных многочасовых (8 часов и более) непрерывных экспериментов, когда, несмотря на длительные определенные психофизиологические нагрузки, показатели общей работоспособности испытуемых (в частности, время реакции, скорость восприятия и т. д.) под действием направленных самовнушений были в конце опыта лучше, чем в начале, в исходном состоянии. Наши занимающиеся способны были самовнушением улучшить свою «психологическую совместимость», повысить адаптационные свойства организма. Они нередко использовали самовнушенное изменение температуры для профилактики переохлаждения или перегревания [о возможной профилактике обморожений самовнушением тепла сообщалось также И. Шульцем (519)], при необходимости могли улучшить самовнушением способность к запоминанию и воспроизведению нужного материала. Например, в исследованиях 1965—1966 гг. студенты после проведенной нами специальной подготовки неоднократно сообщали, что они применяют на зачетах и экзаменах самовнушение с целью направленной визуализации нужного им текста учебника («чтобы текст можно было читать...») или внушают себе четкое образное воспроизведение обстановки, в которой ранее происходил разбор необходимого экзаменационного материала. О некоторых случаях подобного воспоминания определенной ситуации с целью желаемой репродукции пишет И. Шульц (519).
Начатые еще с 1957 г. исследования позволили нам выдвинуть соображения о возможном применении самовнушения для психофизиологической подготовки космонавтов, на что впоследствии мы неоднократно указывали в наших работах (323, 333, 334), а также опубликованных вместе с А. М. Свядощем (361, 366) .
Подобных примеров и рекомендаций прикладного применения самовнушения у здоровых лиц (используемых и в нашей практике) можно привести много. Тем более, что на современном этапе развития технического прогресса в связи с изменением условий труда и быта к организму человека нередко предъявляются требования быстрой адаптации к необычным условиям внешней среды, сохранения работоспособности в сложной, непривычной обстановке и пр. Остановимся на некоторых наших соображениях и рекомендациях.
Самовнушение и сенсорная изоляция. Проблеме сенсорной изоляции посвящено значительное количество работ, разбирающих ее с различных точек зрения (21, 98, 179, 227, 228, 280, 412, 421, 427, 460 и др.).
Проведенные исследования показали, что «сенсорный голод» оказывает отрицательное воздействие даже на организм совершенно здоровых людей. Изменения в организме возникали и тогда, когда человек подвергался частичной сенсорной депривации, связанной, например, с выключением некоторых анализаторов, длительной гипокинезией, ограничением деятельности и пр. (221, 227, 280 и др.).
Для борьбы с нарушениями, развивающимися в условиях полной или частичной сенсорной изоляции, а также для возможности пребывания и сохранения работоспособности в определенной обстановке, способствующей проявлению указанных нарушений, используются и разрабатываются разнообразные методы. Несомненно, что показанным будет и самовнушение.
Проведенные различными авторами (434, 452, 450, 437 и др.) и наши (322—324, 328, 334, 337) исследования показывают, что с помощью самовнушения можно создать искусственную «самодепривацию», когда внешние раздражители оказывают минимальное влияние или вообще заметно не действуют на организм человека. Возможно также, например, самовнушением безразличия или иной направленности прекратить или значительно понизить влияние определенных явлений. Положительный результат оказывает и самовнушенная направленность действий, создание «отвлекающего фона» и т. д. Все это, несомненно, может получить определенный практический выход в условиях сенсорной изоляции. При ней можно создать комплекс самовнушенных ситуаций или действий для купирования возможных нарушений со стороны организма, избавиться от беспокоящих психических явлений, вызвать при необходимости ощущение своего тела или отдельных его частей. Определенной самовнушенной тренировкой возможно поддерживать нужный уровень работоспособности (например, влиянием на мышечный, сосудистый тонус и пр.) и др. Проведенные нами с 1958 г. отдельные наблюдения над лицами, находившимися в условиях длительной гипокинезии или локального выключения некоторых анализаторов, пли в обстановке ограниченной деятельности, подтвердили наши соображения и правомочность выдвигаемых рекомендаций по использованию самовнушения в данном случае.
Самовнушение и течение циклических процессов в организме человека. Изучение биологических ритмов и, в частности, течения циклических процессов в организме человека в настоящее время приобретает все более важное значение (4, 50, 68, 171, 227, 346, 464 и др.).
Даже быстрый переход из одного поясного времени в другое, например перелет самолетом, ведет к сдвигам в организме, проявляющимся в виде плохого самочувствия, усталости, ощущения разбитости, нарушения сна, отсутствия аппетита и пр.- адаптация происходит в течение 3 дней — 2 недель в зависимости от расстройства той или иной функции (238, 464 и др.).
Учитывая возможность влияния самовнушением на организм человека, мы решили, что с его помощью можно воздействовать на течение циклических процессов, в частности на ритм сна — бодрствовании, приема пищи, физиологических отправлений, а также на работоспособность. В связи с этим нами были проведены с 1965 г. специальные исследования.
У здоровых испытуемых, владевших самовнушением и ранее не работавших в ночных сменах, при перелете из одной зоны поясного времени в другую при разнице в 3 часа соответствующая перестройка занимала 4—5 суток и сопровождалась понижением работоспособности, возникновением чувства усталости, разбитости, нарушением ритма сна — бодрствования, приема пищи и физиологических отправлений. С помощью специальных самовнушений они смогли перейти на новый суточный ритм в течение первого дня: заснули и проснулись в нужное время и соответственно перестроили прием пищи, физиологические отправления, часы работы.
В другой серии исследований здоровым лицам, хорошо владевшим самовнушением, не участвовавшим ранее в аналогичных экспериментах и не работавшим в ночное время, было предложено на 3—5 дней сместить суточный ритм на 5—7 часов. Перестройка на новый и последующее возвращение на прежний суточный ритм были легко осуществлены в первый же день (333, 334, 364, 365).
В процессе дальнейшего изучения данного вопроса отдельные испытуемые, овладевшие техникой самовнушения, в порядке эксперимента в течение ряда дней (до недели) по нашему предложению переходили на 48-часовой режим жизни с 7—9-часовым периодом сна. Время бодрствования состояло из работы и отдыха, при этом работой считались учеба, служебные обязанности. Используя специальные самовнушения, испытуемые без особого напряжения могли жить по 48-часовому циклу, по необходимости произвольно регулируя прием пищи, физиологические отправления, сон и т. д. Следует отмстить, что в некоторых случаях общее время активной работы доходило до 33—35 часов. Возвращение к прежнему, 24-часовому, ритму происходило без затруднения в течение одних суток.
В период описанных исследований самовнушение обычно использовалось несколько раз утром и вечером с установкой на заданный ритм, а при необходимости и непосредственно перед совершением действия, выполнение которого было нарушено в связи с временными изменениями. Наблюдения за некоторыми психофизиологическими процессами и регистрация отдельных физиологических функций показали, что они обычно соответствовали используемому временному циклу и под влиянием самовнушения изменялись в нужную сторону согласно заданному ритму. Работоспособность не понижалась, а у отдельных испытуемых даже несколько повышалась в сравнении с обычной, что было, очевидно, связано с самовнушенной настройкой.
Таким образом, с помощью самовнушения можно значительно повлиять на течение циклических процессов в организме человека. Отсюда определенные перспективы его практического применения.
Самовнушение и спорт. В последние годы все активнее используется научная разработка способов спортивной подготовки. Условно здесь наметилось 2 направления: психологические методы и непосредственно физическая (спортивная) тренировка. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Однако в их проведении имеются некоторые различия и особенности.
В плане психогигиены и психопрофилактики самовнушение начинает шире включаться в комплекс специальной психологической подготовки. Здесь в основном используют АТ И. Шульца и ее различные модификации, варианты прогрессивной релаксации Э. Джекобсона (или пытаются сочетать оба метода), применяют и некоторые элементы мотивированного самовнушения по В. М. Бехтереву и Н. В. Иванову, метода физических действий К. С. Станиславского и т. д. Самовнушение здесь используется для облегчения эмоционального напряжения спортсмена, успокоения, снятия «предстартовой лихорадки», а также в некоторых случаях в сочетании с элементами релаксации для отдыха до и в период выступления на соревнованиях, с целью выработать способность заснуть или проснуться в заданное время и т. д. (433, 299, 511, 486, 6—8, 83, 104, 105, 110—112, 416, 168, 216, 217, 270, 298, 303—305, 308 и др.).
Почти не учитывается основная способность самовнушения произвольно направленно воздействовать на различные процессы в организме. Если при психологической подготовке и происходят отдельные вегетативные сдвиги (например, при представлении соответствующей благоприятной ситуации на опыте прошлого), то как бы запускается целый комплекс реакций, связанных с тем или иным воспоминанием. Произвольное же влияние на нужную функцию происходит опосредованно, лишь в общей совокупности всех возникших изменений, без выраженного проявления и направленности. Соответствующий анализ показывает, что, к сожалению, нередко встречается неправильный подход к спортивному применению самовнушения. Часто не учитываются квалификация спортсмена, его способность к самовнушению («самонастроенность») и соответствующие навыки- одна и та же методика может применяться как для новичка, так и для опытного спортсмена. Отдельные авторы пытаются предлагать «новые» способы самовнушения, являющиеся, по существу, чрезмерным усложнением или примитивизацией известных методов. Такие «усовершенствования» значительно снижают действенность самовнушения, они не только не приводят к улучшению спортивных результатов, но нередко дискредитируют самовнушение, вселяя недоверие к нему. Неверное построение формул самовнушения или недоучет ситуации, в которой они реализуются, могут привести к отрицательным результатам — ухудшить выступление. Так, например, наши наблюдения и имеющиеся данные показали, что внушение себе состояния полного покоя и прекращение предстартового волнения непосредственно перед выступлением ухудшают его результаты в связи с возникновением своеобразной пассивности.
Многообразие и глубина воздействия самовнушения на организм человека показывают возможности его непосредственного употребления у спортсменов, о чем отмечалось в предыдущих разделах. На основании ряда специальных исследований и наблюдений, проведенных нами с 1957 г., остановимся детальнее на отдельных перспективах.
В процессе тренировки у спортсмена возникают элементы своеобразного самовнушения («самоубеждения», «самонастроенности» и т. д.), помогающие успешнее выполнять задание. Чем выше квалификация спортсмена, тем больше у него навыков по самовнушению, закрепленных в выступлениях на соревнованиях, и тем лучше он может реализовать их. Это подтверждается и сообщениями спортсменов международного класса (В. Бруммель, Т. Коно, И. Тер-Ованесян и др.), описывавших свою подготовку и спортивные выступления. В связи с изложенным было бы неверно «переучивать» спортсмена высоком квалификации, заставляя его отказаться от выработанных им способов «самоубеждения», и начинать обучать новой для него методике. Здесь возможен отрицательный результат. Опытных спортсменов следует учить самовнушению, основываясь на имеющихся у них навыках, перестраивая и дополняя их в нужном направлении, особое внимание обращая на тренировку способности произвольно (по необходимости) влиять на психофизиологические процессы организма. Начинающих надо обучать принятой технике самовнушения (например, АТ) с последующим включением заданий в плане спортивной подготовки.
Видео: Валерий Синельников - Как лечить болезни
На современном уровне знаний, при соответствующей правильной подготовке спортсмена физическое развитие и спортивная техника могут достичь значительной величины, и задача в основном сводится к выработке умения их максимально использовать. Здесь приобретает особое значение своеобразный эмоциональный («нервный») «взрыв». Одно из его начальных проявлений — предстартовое волнение спортсмена, и основное задание должно заключаться не в прекращении его, а в том, чтобы научиться произвольно направленно контролировать его, например, передвинуть по времени к началу непосредственного выступления и перевести в определенный психофизиологический толчок, способствующий максимальной мобилизации и последующему использованию возможностей организма. Здесь необходимо уметь реализовать соответствующее самовнушение, причем используемые формулы должны содержать определенное указание (с соответствующим представлением) на ожидаемый в связи с проводимым упражнением результат. В плане разработанных и описанных выше теоретических положений должна формироваться готовность организма к определенному действию, позволяющая при нужности тотчас направленно реализовать его. Своеобразная помехоустойчивость, вырабатываемая самовнушением, дает возможность проводить необходимую подготовку, в том числе и спортивную, и мобилизовать резервные возможности в любой обстановке.
Самовнушенный отдых до или в период выступления должен быть активным и включать соответствующую настройку к предстоящим действиям, что предотвратит неточности в их выполнении и будет способствовать успешному завершению. Наши данные показывают, что такой активный отдых не только помогает восстановлению работоспособности спортсмена, но и улучшает спортивные достижения в период выступления.
Особенно важно научиться произвольно направленно влиять самовнушением на течение психофизиологических процессов в организме. Это окажет неоценимую помощь в период тренировки и в процессе соревнований. Причем самовнушение возможно использовать и для специальной подготовки во время естественного сна.
Так, широкое применение в спортивной практике найдет способность изменять самовнушением скорость восприятия и время реакции. Выполненные нами наблюдения показали, что при этом возможно не только улучшить результат спортивного выступления, но достигнуть при необходимости и его стабильности (при стрельбе по движущейся мишени, в фехтовании и пр.).
Понижение болевой чувствительности целесообразно при любых спортивных соревнованиях, в частности, когда возникшее болевое ощущение хотя и не влечет за собой опасных для здоровья нарушений, но в силу сопровождающих его тягостных переживаний может ухудшить или совсем прекратить выступление спортсмена (например, в спортивных играх).
Отдельные наши исследования показали, в частности, что самовнушенное изменение температуры было успешно применено для предотвращения «теплового удара» и альпинистами с целью профилактики отморожений.
Отмечено также, что с помощью специальных самовнушений можно научиться лучше выполнять то или иное упражнение (движение). Так, у некоторых занимавшихся под нашим наблюдением спортсменов ликвидировался «заступ» во время прыжков, выход из круга при метании, срыв старта и т. д.
Способность влиять самовнушением на циклические процессы организма, несомненно, найдет применение при быстром переходе в период спортивных соревнований из одного поясного времени в другое, например для более ускоренной адаптации.
Вообще может быть множество различных вариантов спортивного использования самовнушения, конкретное же решение принимается в зависимости от ситуации и желаемого результата.
При прикладном применении самовнушения в спорте методы его должны быть, как уже указывалось выше, по возможности более простыми и доступными, а употребляемые формулы понятными, конкретными, краткими, они должны сопровождаться соответствующим четким представлением. Следует использовать все возможные резервы организма, а не одну лишь психологическую или физическую сторону подготовки спортсмена.
При употреблении самовнушения в спортивной практике нельзя сочетать его с гипнотическим внушением, как это иногда еще .рекомендуют «для более успешного обучения». Гипнотическое внушение понижает активность и начинает играть роль своеобразного «костыля», что впоследствии затрудняет самостоятельные действия тренирующихся и особенно отрицательно проявляется в ситуациях с повышенными требованиями к организму.
В общем же можно отметить, что применение самовнушения в комплексе подготовки спортсмена не только улучшит ее, но и откроет новые возможности использования резервных способностей организма. Это, несомненно, приведет к повышению спортивных достижений.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Выполненные наблюдения и результаты экспериментальных и клинико-практических исследований показывают необычайно большие возможности использования самовнушения в лечебной практике и у здоровых лиц как в целях психогигиены и психопрофилактики, так и для непосредственного воздействия на психофизиологические процессы организма и их возможные изменения.
В лечебной практике самовнушение должно назначаться лишь врачом и осуществляться в общем комплексе используемых терапевтических средств с учетом особенностей течения болезненного расстройства. Причем, если, например, психотерапию рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на устранение болезненных нарушений в организме путем информативного воздействия на организм непосредственно через психику (при психопрофилактике и психогигиене такое воздействие осуществляется соответственно для предупреждения возможных болезненных нарушений или же для укрепления здоровья), то лечебное самовнушение окажет одно из наиболее активных влияний.
Показаниями для применения самовнушения у здоровых людей в первую очередь могут служить какие-либо личностные, не совсем желательные особенности, а также специфика бытовых или профессиональных условий. В последнем случае многообразие и глубина влияния самовнушения на организм найдут применение повсюду, где необходимо использовать резервные возможности организма человека, чтобы он лучше мог выполнить необходимые действия или перестроиться и адаптироваться к трудным или необычным условиям (авиация, акванавтика, космонавтика, спорт, инженерная психология и т. д.). При этом самовнушение можно сочетать со специальной подготовкой (общий тренаж космонавта, спортсмена, оператора и др.). У здоровых лиц не следует применять дополнительно, например, гипнотическое внушение и лекарственные препараты как средства, «потенцирующие» самовнушение. Это способствует уменьшению активного участия человека в совершаемых им действиях и снижает желаемый результат.
Особенность влияния самовнушения на психофизиологические процессы влечет за собой и необходимость соответствующего контроля при его применений. Практика показывает, что лучший эффект может быть получен тогда, когда обучение самовнушению проводит специалист, сам овладевший им, изучивший средства объективного контроля за его действием и знающий специфику той области, где оно будет использоваться.