Влияние самовнушения на психомоторные функции - самовнушение и его влияние на организм
Выполненные исследования и полученные результаты объединены в три группы: 1. Каталепсия, вызванная самовнушением- 2. Самовнушенные автоматические действия- 3. Влияние самовнушения на изолированное сокращение мышц брюшного пресса.
Каталепсия, вызванная самовнушением
Явления неподвижности, оцепенения у животных впервые описаны в 1636 г. Д. Швентером. В 1880 г. Гейденгайн ввел термин «каталепсия» в физиологическую литературу для обозначения оцепенения при гипнозе. Явления каталепсии можно наблюдать при оперативном вмешательстве на головном мозге. Так, например, С. Sherrington (521) в 1897 г. отмечал их у обезьян после удаления у них больших полушарий головного мозга («каталептоидный рефлекс»). И. П. Павлов описал явления каталепсии у собак при засыпании их в станке: если сон углублялся — каталепсия исчезала. Каталепсия может быть при гипнотическом сне (даже без специального внушения) и кататоническом ступоре, а также у детей при засыпании. Как предлагает И. Г. Карманова (160), под термином «каталепсия» следует понимать такую обездвиженность животных и человека, при которой имеет место определенное состояние, характеризующееся не просто повышением мышечного напряжения, как,
например, в случае кататонии, а появлением так называемой «восковой гибкости». При таком состоянии мускульного напряжения мышцы подчиняются любому легкому нажиму и сохраняют приданное частям тела неестественное положение.
Различают общую и частичную каталепсию. Обычно каталепсию можно вызвать в глубоком гипнотическом сне. Указания на возможность возникновения явлений частичной каталепсии под влиянием АТ имеются у И. Шульца (519). В то же время было неясно, как долго надо заниматься самовнушением, чтобы научиться вызывать состояние каталепсии, какие варианты изменения мышечного тонуса могут возникать при этом, чем они характеризуются и сопровождаются. С этой целью были проведены с 1959 г. данные исследования.
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В исследованиях участвовало 47 здоровых испытуемых (31 мужчина и 16 женщин) в возрасте от 16 до 33 лет. Большинство из них (41 человек) — студенты института. К началу данной серии экспериментов длительность занятий самовнушением у 36 человек — от 1 до 4,5 месяца, у 10—1,5—2,5 недели, у 1 — год.
До начала опыта в беседе испытуемому предлагалось вызвать такое состояние, когда тело или отдельные его части остаются в положении, приданном нм экспериментатором или самим исследуемым. Показывали фотоснимки явлений каталепсии. Точных формул самовнушения не давалось. Обычно самовнушение начиналось по сигналу "Можно". Когда вызываемые ощущения были четкими, испытуемый подавал сигнал о своей готовности легким шевелением пальцев. Самовнушение прекращалось и тренирующийся возвращался в исходное состояние по сигналу «Исходное положение» или «Опыт окончен», после чего представлял отчет о своих переживаниях. В период опыта за испытуемыми велось наблюдение, периодически наносились тактильные (болевые) и звуковые раздражения, включался яркий свет и т. п., регистрировалось их поведение, артериальное давление и частота пульса. В период опыта проводилась фото- и киносъемка.
Результаты исследований.
Как показали проведенные исследования, испытуемые смогли с помощью направленного самовнушения вызвать у себя изменение мышечного тонуса в виде проявлений общей каталепсии — «восковая гибкость», каталептический мост — и частичной.
Частичная каталепсия характеризуется ограниченным напряжением мышц. При этом рука, например, может удерживаться на весу более или менее длительное время и принимать приданное ей извне положение, даже не совсем удобное. В экспериментах принимали участие 47 вышеописанных испытуемых (выполнено 119 исследований). Вначале исследуемый обычно погружал себя в состояние покоя и мышечного расслабления, а затем начинал направленное самовнушение типа: «Рука застывает...» и т. п. При частичной каталепсии, например в руке, рука на ощупь была упругой, отмечалась выраженная мышечная ригидность области плеча, предплечья и кисти. Конечность застывала в любом приданном ей извне положении и находилась в нем до тех пор, пока ее не возвращали в исходное. При изменении экспериментатором положения руки исследуемого чувствовались тугоподвижность, ощущение своеобразного «мышечного хруста», иногда рука разгибалась по типу «зубчатого колеса» — двигалась толчкообразно (370).
Состояние частичной каталепсии сопровождалось рядом деперсонализационных переживаний с нарушением «схемы тела», повышенной концентрацией внимания на задании, периодическим сужением сознания и частичной амнезией происходившего. У значительной части испытуемых при вызывании каталепсии одной руки нередко появлялось соответствующее состояние во второй, что характеризовалось нами как генерализация каталепсии: переход частичной в общую.
Общая каталепсия — «восковая гибкость». Явления «восковой гибкости» — своеобразного общего мышечного оцепенения тела — известны в течение длительного времени и особенно часто наблюдаются в психиатрической клинике. Они характеризуются тем, что человек застывает на долгое время в том положении, которое ему придают.
Исследования были проведены на 25 испытуемых (16 мужчин и 9 женщин) в возрасте от 16 до 33 лет из числа 47 вышеописанных. Из них 2 служащих, 1 учащийся и 22 студента. К началу исследования все они занимались самовнушением от 2,5 недели до 4,5 месяца и 1—5 лет. С ними выполнено 59 исследований. Общая каталепсия возникала у испытуемых в состоянии покоя и релаксации обычно после направленных самовнушений, например, «Мое тело как из воска (пластилина и т. д.), застыло, принимает любое приданное ему положение» и т. д. Испытуемые иногда застывали в самом неудобном, приданном извне положении, не чувствуя при этом каких-либо неудобств.
Фото 2. Самовнушенная «восковая гибкость».
В ряде случаев им предлагалось, используя фотографию, принять аналогичное положение в обычном состоянии. Это было трудно и часто не удавалось.
Испытуемый В., 19 лет. студент мединститута, 2I/IV 1965 г. внушил себе сидя общую каталепсию (фото 2). Напоминал спящего, на раздражения не реагировал. По отчету: «Я был совершенно покоен и расслаблен, затем стал настойчиво внушать себе, что тело оцепенело. Представил, что оно восковое и если любую конечность поднимут, то она застынет. Когда мне подняли руки и йоги, я их не чувствовал, не мог определить, в каком они положении. Окружающее не ощущал, ничто меня не отвлекало».
Исследования показали, что при самовнушении состояния общей каталепсии — «восковой гибкости» развивалась более выраженная глубина самовнушения, чаще преобладали элементы деперсонализации, нарушения схемы тела и резкое сужение сознания, чем при частичной каталепсии. Возникали также сновидные эпизоды, ощущение двойника, длительная амнезия происходившего. Испытуемые, вызвавшие «восковую гибкость», были более подготовленными.
Каталептический мост — это состояние такой выраженной напряженности мышц тела человека, при котором оно может удерживаться на весу, если его положить опирающимся лишь кончиками пальцев ног (или пятками) и затылком на спинки стульев (фото 3). Обычно состояние каталептического моста можно получить только путем внушения в глубоком гипнотическом сне. Впервые состояние общей каталепсии, в частности, каталептического моста, вызванное самовнушением, было получено в 1959 г. нами (322—324). Впоследствии, по литературным данным (1965, 1968 гг.), его удалось получить и некоторым другим авторам (240, 258). К сожалению, они ограничились лишь сообщением о достигнутом результате без хотя бы краткого описания, кто участвовал в опытах (больные или здоровые люди) и какая применялась методика. Это не дает возможности судить об условиях и содержании проведенных ими наблюдений и о роли самовнушения в способах, используемых для получения состояния каталептического моста.
Возможность вызывания каталептического моста самовнушением была проверена нами с 21 испытуемым (14 мужчин и 7 женщин) в возрасте от 16 до 28 лет. Из них 2 служащих, 2 учащихся и 17 студентов. Длительность занятий самовнушением к началу экспериментов у 12 человек — от 3 до 4,5 месяца, у 6 — 3—4 недели, у 2—1,5 и 2 месяца, у 1 — год. Сделано 63 исследования.
До начала основного исследования, в контрольном опыте, удержать свое тело на весу в положении каталептического моста без самовнушения удалось ценой большого физического усилия на несколько секунд лишь 3 испытуемым. При этом у них впоследствии долго сохранялось неприятное ощущение в области шеи и спины.
Все 21 человек смогли вызвать у себя состояние каталептического моста с помощью самовнушения. Для этого они внушали себе предварительно состояние покоя и релаксации, затем использовали, например, формулу: «Мое тело окаменело, неподвижное, застыло», воображая, как это должно быть. Обычно самовнушение проводилось в горизонтальном положении. Испытуемые ложились на тумбу, прикасаясь головой и пятками к спинкам стульев. Когда возникало состояние напряжения мышц (оно определялось по внешним признакам), тумба убиралась и тело исследуемого оставалось на весу, опираясь на спинки стульев. Через 1—5 минут без предварительного предупреждения со стороны испытуемого подставляли обратно тумбу и подавали сигнал («Конец», «Исходное») вернуться в исходное положение. В состоянии каталептического моста испытуемым наносились тактильные и болевые раздражения. Определялась (пальпаторно) частота пульса — П и измерялось артериальное давление —АД (при помощи аппарата Рива-Рочи): 1) за 1—2 минуты до опыта (начала самовнушения), 2) в состоянии самовнушенного покоя и мышечного расслабления, 3) в состоянии каталептического моста, 4) через 1—2 минуты после окончания опыта.
Испытуемый Р-н, 23 гола, учащийся, самовнушением занимается 3 месяца, хорошо овладел специальной техникой. 17/1V 1960 г. вызвал состояние каталептического моста. Выражение лица спокойное, производил впечатление спящего. АД — 130/85 мм рт. ст., П—80 уд. в мин., прерывистый, что, очевидно, объясняется большим мышечным напряжением (о обычном состоянии, до начала опыта АД — 120/75 мм рт. ст., П — 64 уд. в мин., в состоянии самовнушенного покоя АД— 100/60 мм рт. ст., П — 48 уд. в мин.). В область груди наносились уколы, внешне спокоен, при пальпации тела — мышечное напряжение. Самостоятельно возвратился в исходное состояние, АД— 125/70 мм рт. ст., П —68 уд. в мин. Жалоб нет. В отчете рассказал: «Запомнил, как вызвал состояние покоя и расслабления мышц тела- когда начал внушать себе, что мышцы напряжены, тело окаменело, ощутил, как тело стало скованным, чужим, некоторое время ничего не помнил. Потом как бы очнулся и подумал, что можно возвращаться в обычное состояние». В последующих опытах у Р-го также наблюдалась кратковременная амнезия в период самовнушения о напряжении мышц тела, после чего иногда возникала легкость во всем теле и ощущение, что плавает в воздухе. В это время окружающего не воспринимал, наносимых раздражений не ощущал. После опытов неприятных ощущений нет.
Испытуемый А. в опыте от 13/03 1960 г. рассказал, что при самовнушении о напряжении мышц тела некоторое время ничего не помнил, затем внезапно появилось много различных мыслей о работе, личной жизни. Они стали сопровождаться (при закрытых глазах) зрительными образами: «Будто нахожусь на работе и смотрю служебные бумаги. Прекратил наплыв мыслей самоприказом, что спокоен. Речь, обращенная ко мне, воспринималась, мог отвечать на вопросы, но не было желания двигаться и говорить». Самостоятельно возвратился в исходное состояние. В одном из опытов у А. отмечалось своеобразное ощущение «двойника» после самовнушения напряжения мышц тела: «Внезапно почувствовал словно нахожусь вне своего тела и смотрю на него со стороны. Тут же, при закрытых глазах, увидел себя лежащим на стульях в положении моста. Рядом стояли 2 экспериментатора и смотрели на меня».
Фото 3. Самовнушенный каталептический мост с «восковой гибкостью».
Деперсонализация и сужение сознания у испытуемых в повторных опытах нередко были менее выраженными, не всегда отмечалась и амнезия происходящего. Они активно ориентировались в окружающем и могли разговаривать (и даже отмечали приятное ощущение).
В проведенных исследованиях в период опытов у испытуемых наблюдалось понижение АД и урежение частоты П в самовнушенном состоянии покоя и мышечного расслабления, повышение АД и учащение П — в состоянии каталептического моста в сравнении с обычным исходным положением. Через 1—2 минуты после окончания опыта АД и П возвращались к исходным. При попытке сделать каталептический мост лишь физическим напряжением изменение АД и П были более значительными и в течение длительного времени (до 10—15 минут) не могли вернуться к исходным величинам.
Полученные данные показывают, что напряжение мышц тела при самовнушенном каталептическом мосте происходило непроизвольно, «как бы само собой», согласно проводимому самовнушению (при этом одновременно можно было вызвать и «восковую гибкость»). Это состояние сопровождалось выраженным ощущением легкости (невесомости) тела, иногда его отчуждением, резким сужением сознания, амнезией происходившего и т. д. Не все испытуемые, вызывавшие общую каталепсию — «восковую гибкость», смогли вызвать каталептический мост. Это было связано с тем, что они не могли достаточно глубоко погрузить себя в состояние самовнушения и с полной уверенностью в достижении результата целенаправленно проводить себе необходимое внушение.
Заключение. Данные проведенных исследований, самоотчеты испытуемых говорят о том, что состояние каталепсии с помощью самовнушения могут вызвать лишь хорошо подготовленные лица. Сопутствующие психические феномены (деперсонализация, дереализация, спокойные эпизоды и т. д.) являются в определенной мере отражением взаимодействия нервных процессов в головном мозге и характеризуют выраженность процесса самовнушения в этот период.