Влияние самовнушения на гликемию - самовнушение и его влияние на организм
При изучении влияния самовнушения на организм человека важное значение приобретает выявление возможности воздействовать с его помощью на обменные процессы. Одним из показателей этого может служить изменение самовнушением гликемии.
Известно, что уровень сахара в крови у одного и того же человека довольно стабилен и колеблется в течение суток лишь в пределах определенной возрастной нормы (115, 235, 390 и др.). Различные факторы могут менять концентрацию сахара в крови (164, 96, 115, 235, 294, 443 и др.), но это не исключает наличие у данного индивида удивительного постоянства (с учетом возрастных отклонений) уровня гликемии натощак (235). Имеются и спонтанные колебания гликемии (201 и др.).
Для нас в первую очередь определенный интерес представляли сообщения об изменении уровня сахара в крови под воздействием гипнотического внушения (124, 505, 286, 293, 177, 301, 83) и при так называемом условнорефлекторном влиянии (213, 180 к др.).
Но некоторые данные, посвященные изучению влияния гипнотического внушения на гликемию, противоречивы или вызывают определенную осторожность в суждении о полученных результатах. Во-первых, имеются работы, в которых не отмечается изменение гликемии при внушении еды сладкого (по 286 и др.). Во-вторых, в ряде исследований не всегда учитывались, например, отдельные факторы, способствующие колебанию уровня сахара в крови. Так, часто не говорилось о влиянии на исследуемых самой процедуры гипнотизации (без внушения о еде сладкого), хотя имеются сведения, что она сама по себе вызывает изменение гликемии, например понижение (505). При этом определенное значение имеют и данные H. Marchancl (488) о том, что одно лишь внушение и самовнушение ощущения тепла в верхней части живота (область печени) может вызвать изменение уровня сахара в крови (а также и лейкоцитов). Нередко исследователями в число испытуемых включались лица, страдающие неврозом (истерией), у которых по имеющимся сведениям (96 и др.) уровень гликемии более неустойчив и имеет выраженные колебания.
Часто не сообщалось о соблюдении идентичности в проведении контрольных и основных исследовании у одного и того же испытуемого время опыта, прием пищи н т. д.) и о выявленных спонтанных колебаниях гликемии. В известных нам работах по изучению гликемии не учитывалось также возможное действие на нее, в частности на спонтанные колебания, эмоционального напряжения, вызванного, например, ожиданием укола во время анализа крови, или влияние самого укола, что уже способствует повышению содержания сахара в крови (164, 123 и др.).
Все же несмотря на описанные недостатки, имеющиеся отдельные данные, полученные при изучении возможности влияния гипнотического внушения на гликемию, говорят в ее пользу. Хотя при гипнотизации обычно использовались однотипные внушения приема сладкой пищи, это вызывало как повышение, так и понижение уровня сахара в крови (177, 301 и др.). Изменение содержания сахара в этот период могло быть довольно значительным и в широких пределах: на 12—33 мг% (286), на 5—35 мг% (177), на 20—40 мг% (83).
Указаний о влиянии направленным самовнушением на уровень сахара в крови в доступной литературе мы не встретили. В связи с этим нами с 1966 г. и были проведены специальные исследования.
Характеристика состава испытуемых и методики работы.
В исследованиях участвовало 10 здоровых испытуемых (9 мужчин и 1 женщина), ранее не подвергавшихся гипнотизации. Из них 8 в возрасте 18—28 лет, 1—35 и 1—45 лет- 5 служащих, 4 студента, 1 рабочий. Длительность занятий самовнушением у 5 — от 1 до 3 месяцев, у 4 — от 1 до 2 лет (с перерывами) и у 1 — 6 лет.
Содержание сахара определялось (в клинической биохимической лаборатории, зав. Е. Е. Пилюк, при кафедре психиатрии КГМИ) по способу Хагедорна-Иенсена в капиллярной крови, взятой из кончика пальца (115, 294, 390). Вначале предварительно выявлялись спонтанные колебания, свойственные каждому испытуемому. Затем изучалось влияние самовнушения на гликемию. Обычно уровень сахара в крови определялся 4—7 раз подряд (как натощак, так и через несколько часов после приема пищи), через одинаковые интервалы в предварительных и основных исследованиях, в одно время суток.
Имеющиеся в литературе данные показывают, что при приеме сахара через рот он значительно быстрее, чем это можно было бы ожидать, попадает в кровь, например через 5—10 минут может уже возникнуть повышение (201). Как сообщает И. Тодоров (390), кривая при сахарной нагрузке в первые 15—30 минут круто поднимается и достигает максимального значения к 30—60-й минуте, ко второму же часу начинает понижаться и достигает величины ниже исходной — гипогликемическая фаза. Отмечается (235), что при приеме здоровым человеком 50—100 г глюкозы (через рот) у него в следующий час уровень гликемии повышаете» в венозной крови до 150 лг% и возвращается к нормальному уровню к концу часа. О сходных данных пишут А. Я. Губергрнц и Б. Д. Боревская (115). В связи с изложенным мы считали, что основные изменения уровни сахара в крови как при спонтанных колебаниях, так и под действием самовнушения могут быть выявлены в течение 1 — 1,5 часа. Поэтому анализы крови проводились обычно в период одного опыта на протяжении около 1,5 часа, при необходимости их выполняли и спустя 2—3 часа после его начала. Последовательность проведения анализов как для установления спонтанных колебаний, так и для выявления влияния самовнушения на гликемию была аналогичной. В последнем случае обычно два первых анализа являлись контрольными, затем испытуемый опушал себе прием сладкого, после чего их делали еще 4—5 раз.
В день проведения опытов до их начала самовнушением не занимались. В предварительных исследованиях и при контрольных анализах испытуемым не сообщалось о цели эксперимента. О необходимости направленного самовнушения рассказывалось непосредственно перед началом основного опыта. Точных формул не давалось, предлагалось внушить себе еду чего-либо сладкого. Обычно исследуемые внушали себе прием сахара. Когда во рту появлялось четкое ощущение сладкого, они подавали сигнал готовности легким шевелением пальцев руки, и у них брали кровь на анализ. После прекращения самовнушения испытуемый продолжал оставаться в том же помещении и положении весь период исследования. Для суждения об изменении уровня сахара в крови под влиянием самовнушения сравнивались данные, полученные у одного и того же испытуемого при анализах в процессе спонтанных колебаний и в период самовнушения. При необходимости проводилась их соответствующая статистическая обработка. Кроме того, нами у здоровых лиц, не занимавшихся самовнушением и не вошедших в число 10 испытуемых, специально наблюдалось по схеме, общей для всех испытуемых, влияние на гликемию эмоционального напряжения, вызванного, в частности, ожиданием предстоящего анализа крови и самой процедуры — укола.
После окончания опыта все исследуемые представляли отчеты о переживаниях. Выполнено 25 основных исследований, 145 анализов.
Результаты исследования.
Проведенные эксперименты и сделанные наблюдения показали, что путем направленного самовнушения приема сладкой пищи все наши испытуемые смогли повлиять на уровень содержания сахара в крови. Изменения, вызванные самовнушением, были значительно более выраженными, чем в спонтанных колебаниях, и в основном составляли 14—35 мг%. Обычно наибольшие самовнушенные сдвиги уровня содержания сахара в крови развивались в течение 5-30 минут, а затем начинали возвращаться к исходным величинам.
В 53% самовнушение еды сладкого вызвало резкое понижение уровня сахара в крови в течение 5—20 минут на 22—35 мг%. В отдельных случаях у испытуемых это сопровождалось явлениями гипогликемии.
Испытуемый А., 35 лет, хорошо владеет самовнушением. Спонтанные колебания содержания сахара в крови —3 лг%. В основном исследовании 24/Х II 1966 г. внушал себе натощак, что ест сладкое. В течение следующих 8 минут отмечалось резкое понижение уровня сахара в крови со 117 мг% до 82 мг% — на 35 мг %. В последующие 5 минут началось постепенное восстановление к исходным данным — 89 мг% и т. д. Рассказал, что после самовнушения о приеме сладкой пищи внезапно возникла общая слабость, головокружение, озноб, временами неприятный металлический привкус во рту. При возвращении в обычное состояние неприятные ощущения исчезли.
В 18% самовнушение еды сладкого вызвало вначале повышение уровня содержания сахара в крови на 10—18 мг % в течение 5—10 минут, а затем в последующие 7—15 минут — понижение на 15—25 мг%.
Все испытуемые данной группы последнее время тренировались нерегулярно, и поэтому проводимое ими внушение себе требовало определенного напряжения, что и проявлялось в длительности периода самовнушения — 6—6,5 минуты. Такое эмоциональное напряжение в период самовнушения способствовало некоторому повышению содержания сахара в крови, которое было кратковременным и впоследствии сменялось значительно более выраженным понижением с сопутствующими гипогликемическими проявлениями. Учитывая изложенное, можно отметить близость полученных данных с результатами предыдущих исследований и объединить их в одну группу, характеризующуюся тем, что направленные самовнушения понижали уровень сахара в крови.
В 18% самовнушение еды сладкого вызвало стойкое повышение уровня сахара в крови в течение 5—25 минут на 14—17 мг% с последующим возвращением к исходным данным.
Вкратце остановимся на исследованиях, включающих 11% проведенных экспериментов и являющихся, по существу, составной частью предыдущей группы. Сюда относятся те случаи, когда самовнушение еды сладкого вызвало сначала в течение 5 минут понижение уровня сахара в крови на 7—18 мг%, а в последующие 25—30 минут — повышение на 17—21 мг%. Необходимо отметить, что такие колебания возникали у испытуемых лишь в начале данных опытов и однократно. После 8—10 дней специальной тренировки направленные соответствующие самовнушения вызывали стойкое повышение уровня сахара в крови без предварительного понижения. Очевидно, специальная тренировка в направленном самовнушении выработала и определенную реакцию организма, характерную для данного индивида.
Полученные данные показали также, что тренировка в самовнушении, направленном на изменение содержания сахара в крови, способствует в последующем уменьшению амплитуды спонтанных колебаний, как бы выравнивает сахарную кривую. В состоянии покоя и релаксации изменения уровня сахара в крови хотя и имели иногда определенную тенденцию в сторону гипогликемии, но были значительно менее выраженными, чем отмечаемые у тех же испытуемых самовнушенные изменения гликемии, и приближались к спонтанным колебаниям. Изменения гликемии, вызванные самовнушением, в ряде случаев носили противоположный характер по сравнению со спонтанными. Если в спонтанных колебаниях сахарной кривой намечалась тенденция к гипогликемии, то при самовнушении еды сладкого могла возникнуть тенденция к гипергликемии, и наоборот.
Для выяснения влияния на спонтанные колебания возможного эмоционального напряжения, в частности вызванного ожиданием укола или самого укола (во время анализа крови), было проведено 12 исследований со здоровыми лицами, не занимавшимися самовнушением. Установлено, что когда исследуемые испытывали тревожное ожидание предстоящего укола, а также болезненно реагировали на него, то отмечалось повышение уровня сахара в крови. При спокойном или безразличном отношении к анализам спонтанные колебания составляли в течение 1 часа 15 минут не более 9 мг% или значимо не проявлялись. Все это говорит о необходимости при исследовании уровня сахара в крови учитывать и определенные эмоциональные факторы и болевые раздражения, сопутствующие непосредственно процедуре анализа крови. Итак, намечаются определенные пути построения методов исследования сахара крови.
Заключение. Проведенные исследования и полученные результаты показали возможность произвольного воздействия самовнушением на гликемию. Устойчивость уровня сахара в крови поддерживается взаимосвязанным комплексом сложных регуляторных механизмов и в первую очередь нервной системой и эндокринным аппаратом (201, 390 и др.). Особое значение здесь, несомненно, имеют индивидуальные особенности реакций организма и эмоциональное состояние. При этом, как показали специальные исследования (96 и др.), значительную роль играет взаимоотношение между симпато-адреналовой и ваго-инсулиновой системами, что и приводит к преобладанию в данный момент гипо- или гипергликемических реакций. Очевидно, в тех случаях, когда направленные самовнушения сопровождались повышением активности симпато-адреналовой системы, усиливался гликогенолиз в печени и в последующем повышался уровень сахара в крови. Если же самовнушение сопровождалось увеличением активности парасимпатической системы, активизировалась деятельность поджелудочной железы, повышалось выделение инсулина, что понижало гликемию.
Причем у испытуемых в процессе специальной тренировки самовнушения еды сладкого возникали стойкие однонаправленные изменения уровня сахара в крови согласно преобладающему симпато- или ваготоническому типу реакций, свойственному данному субъекту.
Выполненные исследования и полученные результаты в определенной мере расширяют наше представление о глубине и диапазоне возможного воздействия самовнушением на организм человека и открывают новые стороны его практического применения.