тут:

Выводы - вербальный галлюциноз в клинике шизофрении

Оглавление
Вербальный галлюциноз в клинике шизофрении
Особенности при различных вариантах шизофрении
Взаимоотношения с другими психопатологическими синдромами
Лечение вариантов шизофрении с вербальным галлюцинозом
Некоторые вопросы патогенеза
Выводы

1.Вербальный галлюциноз, являясь самостоятельным синдромом, может развиваться в рамках любой формы и стадии течения шизофрении. Особенности его структуры и динамики определяются такими факторами как типом течения процесса, возрастом, свойствами личности, типом терапевтического вмешательства.
Обладая общими чертами: постоянством, неотступностью галлюцинаций, повторяемостью, откликаемостью, вербальный галлюциноз при шизофрении приобретает специфические свойства. Наиболее общими чертами галлюциноза являются: I) тесная спаянность с другими психопатологическими синдромами- 2) существование различных видов нарушений восприятия, составляющих постепенную гамму переходов от истинных галлюцинаций к нарушениям мышления- 3) выраженная тенденция к усложнению.
2.Принимая в качестве основного критерия тип течения процесса, можно выделить особенности структуры и динамики вербального галлюциноза при каждом из них.
В отличие от распространенной точки зрения о наиболее частом развитии вербального галлюциноза в возрасте инволюции и старости, признается значительная частота его в молодом возрасте при всех типах течения.
У молодых больных галлюциноз может возникать после длительного инициального периода, как манифестный признак психоза с непрерывным течением, или входить в структуру острого приступа.
Для вариантов с непрерывным типом течения раннее начало болезни в значительной степени определяет ее злокачественность, выраженную склонность к хроническому течению с быстрым формированием сложного сопровождения галлюциноза в виде различных кататонических симптомов, проявлений синдрома Кандинского, выраженных нарушений мышления.
Особенностью галлюцинозов при этом является их стереотипность, элементарность содержания, склонность к быстрой стабилизации. В условиях длительного лечения психотропными средствами вербальный галлюциноз может оставаться в виде моносимптома, приближаясь по своей структуре к галлюцинозам органической природы.
В острых приступах периодического и отчасти приступообразного течения галлюциноз достигает большой образности, эмоциональной насыщенности, массовости, вступая в изменчивые отношения со столь же острыми проявлениями других расстройств (синдром Кандинского - Клерамбо галлюцинации других органов чувств, образный бред). При менее острых состояниях депрессивно параноидной структуры вербальный галлюциноз заменяет иллюзорный галлюциноз, усиливая образность интерпретативных компонентов, приближаясь по структуре к острым токсическим галлюцинозам.
3.Общей тенденцией всех форм с вербальным галлюцинозом является их склонность к затяжному течению, обусловленная, вероятно, сущностью самого синдрома. Указанные тенденции находятся в определенных взаимоотношениях с первоначальным (до развития галлюциноза) типом течения процесса. До применения психотропных препаратов у абсолютного большинства больных приступы становились все более затяжными, длились годами, и входили в большую сборную группу шизофрении с затяжным безремиссионным течением.
Широкое применение психотропных препаратов, "реабилитировало" периодичность и приступообразности значительной части этих вариантов, Кроме того, отчетливее выявились формы. протекающие хронически, с быстрой стабилизацией процесса, в которых вербальный галлюциноз является ведущим пли почти единственным синдромом.
4.Наиболее часто одновременно с галлюцинозом и в тесной свят с ним на всех стадиях болезни выступают кататонические, аффективные и речевые нарушения. Степень их спаянности и обратимости определяется прежде всего типом течения процесса. Удается установить параллелизм в выраженности галлюциноза и других синдромов.
Сложные отношения галлюциноза с синдромом Кандинского-Клерамбо и бредом также в значительной степени зависят от типа течении и темпов развития шизофрении.
Вербальный галлюциноз играет ведущую и направляющую роль во взаимоотношениях с другими синдромами, обусловленную значением слова в информационно-познавательной деятельности человека.
5.При начале заболевании в среднем возрасте галлюциноз, усиливая образность бреда, способствует его более быстрой парафренизации.
Формирование парафренного синдрома происходит спустя короткое время после развития галлюциноза (1-4 года).
В вариантах с ранним началом и непрерывным течением появление парафренных включений в содержании галлюциноза часто трудно установить из-за кататонического фасада, мешающего контакту с больным. В позднем возрасте галлюциноз с самого начала может принимать парафренно-фантастическую окраску.
6.Влияние психотропных препаратов имеет особое значение для форм с вербальным галлюцинозом.
Помимо основного терапевтического действия эти препараты создали совершенно новое представление о клинике изучаемых форм шизофрении:
а) только психотропные препараты, снимая специфически шизофренический фасад (прежде всего аутизм, негативизм), позволили выяснить содержание психопатологических переживаний больных. В связи с этим вербальный галлюциноз стал отмечаться чаще при "ранних" вариантах шизофрении и на различных этапах ее течения как в начальных, так и в "конечных" состояниях-
б) в связи с влиянием на течение процесса особенно на фактор фазности, психотропные препараты явились своеобразным синдикатором", позволившим обнаружить первичные закономерности течения, в значительном количестве наблюдений периодического или приступообразного. Благодаря этому появилось новое подтверждение правильности оценки вариантов с вербальным галлюцинозом не как самостоятельных форм, а как "измененных" вариантов классических форм шизофрении-
в)в отличие от общего глобального влияния ранее применившихся шоковых методов лечения, более "градуированное" действие психотропных препаратов способствовало тонкому изучению динамики обратного развития галлюцинаторного синдрома.
Выделены и прослежены стадии обратного развитии от истинных галлюцинаций до симптомов, приближающихся к нарушениям мышления. Примером последних могут быть явления "логического мышления", "словесно оформленные мысли, лишенные чувства чуждости" и т. д.
7.Эффективность психотропных препаратов зависит от воздействия нс только на галлюциноз, но в значительной степени и от влияния на другие синдромы, с которыми он связан, что в свою очередь определяется типом течения процесса.
8.Наряду с непосредственным влиянием на приступ, можно отметить воздействие психотропных препаратов на течение процесса и дальнейшее формирование галлюциноза.
Под влиянием лечения психотропными средствами усиливаются различные тенденции течения. В части наблюдений происходит "очищение" клинической картины. Болезнь начинает протекать в виде очерченных острых приступов с преимущественно галлюцинаторным содержанием.
В других - формирование галлюциноза происходит несмотря на лечение психотропными препаратами к после нескольких приступов течение приобретает безремиссионный характер. В третьем варианте - непрерывно текущий процесс принимает отчетливо приступообразное течение с острыми, сложными по структуре приступами кататоническими и парафренными образованиями. Однако, несмотря на полиморфизм, они легко редуцируются под влиянием психотропных средств или даже спонтанно. Возникают продолжительные ремиссии (особенно после лечения пиперазиновыми производными фенотиазина), часто с остаточной галлюцинаторной симптоматикой.
9.В ремиссиях, наряду со специфическими чертами, обусловленными влиянием психотропных препаратов, выделяются особенности, связанные со спецификой изучаемых форм. "Галлюцинаторные" ремиссии характеризуются наличием остаточных явлений галлюциноза при отсутствии черт шизофренического дефекта (аутизма, вялости, астении), бредовой настороженности и подозрительности с достаточной эмоциональной живостью и сохраняемостью интересов. В данной группе наибольшее значение приобретает социальная реадаптация больных.
10.При анализе некоторых патогенетических зависимостей, следует подчеркнуть значение особенностей соматического преморбида больных ("патологически измененная почва" по С. Г. Жислину). У абсолютного большинства больных (89.6%) выявлены дополнительные вредности: органическая недостаточность (врожденная или рано приобретенная), травмы головы, заболевания ушей, ревматизм, болезни почек, печени и др. Часто имелось сочетание двух или нескольких вредностей. Отмечены достоверные различия между частотой различных вредностей в группах с разными типами течения. При непрерывном течении - органическая недостаточность (25,4%), при периодическом - поражения ушей (23,6%), в приступообразно текущем варианте - большая чем в других группах частота травм головы (14,9%). Лишь у 10,4% больных не было отягощающих анамнез вредностей.
Сопоставление аналогичных по длительности заболевания и возрасту основной и контрольной групп (по 60 человек в каждой) также подтверждает значимость "измененной почвы".
11. Специальные исследования особенностей слухового восприятия у больных шизофренией с вербальным галлюцинозом показало снижение реакции на раздражители со значительным увеличением латентного периода (по словесному отчету). Наряду с этим под влиянием звуков у большинства больных отмечено резкое усиление галлюцинаций, доходящее до наплыва слуховых образов, сопровождающихся зрительными фантазиями. О понижении функции слухового анализатора могут свидетельствовать нарушения способности правильно узнавать звук и правильно локализовать его.
12. Данные электроэнцефалогических исследований о преобладании медленной активности с общим снижением уровня всей кривой и вспышками острых волн говорят в пользу преобладания торможения в корковых областях, на фоне которого могут возникать очаги возбуждения, особенно при периодически текущих вариантах.
Динамические, в течение 6-7 лет, исследования подтверждают функциональный характер нарушений, обнаруживая параллелизм в указанных изменениях электрической активности с типом течения процесса.

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее