Пластика пищевода толстой кишкой
В США наиболее популярна пластика пищевода правой половиной толстой кишки. В Англии чаще для этих целей используется ее левая половина. Толстая кишка может быть перемещена как в антиперистальтическом направлении, так и изоперистальтически. Некоторые хирурги предпочитают проведение трансплантата из поперечного отдела или левой половины толстой кишки внутриторакально позади корня легкого, не придавая особого значения при этом перистальтической ориентации трансплантата.
При сравнительном изучении опыта операций пластики пищевода толстой кишкой отмечено, что в 70% случаев трансплантат был проведен позади корня легкого изоперистальтически и в 30% — ретростернально. В основном это были пациенты с атрезией пищевода и культей его дистального сегмента. Несостоятельность проксимального анастомоза возникла в 31% наблюдений, причем стриктура в этой зоне развилась в 15% случаев среди пациентов, которым была проведена левая часть толстой кишки позади корня легкого по Уотерстону, и в 41 % — после ретростернальной пластики пищевода толстой кишкой. Кроме того, у 60% пациентов с загрудинной пластикой выявлен рефлюкс, в то время как при операции но Уотерстону это осложнение отмечалось лишь у 18% больных. Часть пациентов с толстокишечным ретростернальным трансплантатом потребовали хирургического вмешательства по поводу язв. Анализ результатов лечения позволил сделать вывод, что более предпочтительна пластика пищевода из левой половины толстой кишки с проведением трансплантата позади корня легкого по Уотерстону.
По данным другой публикации с анализом операций пластики пищевода толстой кишкой, при ретростернальном и интраторакальном проведении трансплантата функциональные результаты были одинаковые, но стриктуры, потребовавшие резекции, развивались только при ретростернальной пластике.
Видео: Хирургическое лечение ожоговых стриктур пищевода © Surgical treatment of burn esophageal strictures
Осложнения пластики пищевода толстой кишкой
При загрудинном проведении правой половины толстой кишки отмечалось большее количество интраоперационных осложнений ишемического характера, чем при использовании метода Уотерстона со взятием трансплантата из поперечного отдела или левой половины толстой кишки. Данные различия могут быть объяснены тем, что почти у 70% больных правая половина толстой кишки не имеет краевой артерии, необходимой для питания трансплантата.
Хотя в одной из работ отмечается несостоятельность проксимального анастомоза трансплантата всего в 2% случаев, однако большинство хирургов сообщают о развитии данного осложнения значительно чаще — у 30—33% больных. Если несостоятельность эзофагоколонастомоза можно объяснить как техническими погрешностями при его наложении, так и легкой степенью ишемии, то формирование стеноза, несомненно, связано только с ишемией. Повторное бужирование в таких ситуациях, как правило, неэффективно. Поэтому большинство стриктур анастомоза, проявления которых сохраняются в течение более, чем 6 месяцев после пластики пищевода толстой кишкой, однозначно нуждаются в хирургической коррекции. Лечение несостоятельности анастомоза, равно как и вмешательство по поводу стеноза пищевода, значительно облегчаются, если анастомоз создан на шее. К счастью, проксимальный анастомоз чаще всего здесь и расположен, ибо именно до этого уровня обычно распространяется ожоговое поражение проксимально и здесь же находится короткий верхний сегмент пищевода при изолированной атрезии.
Среди наших больных была одна девочка, которой в возрасте 3 лет была произведена пластика пищевода толстой кишкой по поводу послеожогового стеноза. Несмотря на периодически рецидивировавшие проявления верхней анастомотической стриктуры, она чувствовала себя вполне прилично до 18 лет, когда возник свищ на шее. Первично анастомоз накладывался между шейным отделом пищевода и терминальной частью подвздошной кишки. Для ликвидации позднего пищеводно-шейного свища была сделана стернотомия и разрез вдоль tenia для удлинения сегмента толстой кишки, что позволило убрать терминальный отдел подвздошной кишки и слепую кишку. Затем был наложен анастомоз между пищеводом и восходящим отделом толстой кишки. После этой операции клинические проявления исчезли. При первом описании упомянутого метода удлинения за грудинного толстокишечного трансплантата предлагалось иссечение tenia. Однако множественные разрезы tenia более легки в исполнении и не менее эффективны.
Рефлюкс в толстокишечный трансплантат после пластики пищевода толстой кишкой обычно минимальный, если сохранен дистальный отдел пищевода и с ним анастомозирован трансплантат. Считается, что предотвратить рефлюкс можно и в том случае, когда трансплантат из левой половины толстой кишки соединяется с желудком низко на задней стенке. Однако, по нашему мнению, это не так. Хотя и высказывается мнение, что интраабдоминальная локализация сегмента трансплантата длиной 10 см эффективно предотвращает рефлюкс, рентгенологическое исследование с контрастным веществом под контролем экрана и манометрия не подтверждают это предположение.
Профилактике рефлюкса в трансплантат после пластики пищевода толстой кишкой эффективно служит создание туннеля в подслизистом слое, обеспечивающего антирефлюксный механизм. Что же касается фундопликации Ниссена вокруг передней полуокружности кологастроанастомоза, то хотя она и дает хорошие результаты в эксперименте на животных, однако у людей не всегда предотвращает рефлюкс Авторы этих экспериментальных работ считают, что лучший метод профилактики рефлюкса — создание колоэзофагоанастомоза по Уотерстону.
Изучение влияния кислоты желудочного сока на дистальный кологастроанастомоз установило, что щелочной секрет толстой кишки имеет тенденцию нейтрализовать кислоту и приталкивать ее обратно в желудок до того, как возникнут какие-либо осложнения, с ней связанные Тем не менее, язвы дистальных отделов трансплантата, если они возникают, являются результатом воздействия кислого желудочного содержимого. Большинству пациентов, у которых развились язвы, пластика пищевода не дополнялась пилоропластикой или пилоромиотомией, цель которых — улучшить опорожнение желудка. Результаты данного исследования лишний раз подтверждают, что в тех случаях, когда накладывается кологастроанастомоз, необходимо одновременно производить дренирование желудка.
Изучение двигательной активности толстокишечного и других трансплантатов пищевода показало, что толстая кишка хорошо продвигает пищевой комок, несмотря на то, что нет четких признаков координированной перистальтики. Исследование более отдаленных результатов позволяет говорить о том, что не имеет особого значения — изо- или антиперистальтически пересажена толстая кишка. В любом случае она достаточно быстро теряет способность продвигать содержимое и служит лишь как пассивный проводник для пищи. Не было никакой разницы и в плане процесса глотания при обследовании 60 пациентов, две трети которых имели антиперистальтический толстокишечный трансплантат. Рефлюкс из желудка в дистальные отделы трансплантата отмечатся также независимо от перистальтической его ориентации. А вот если была сделана пилоропластика, то осложнения встречались реже. Подобные же результаты получены и другими авторами, которые у 84 больных производил и как изо-, так и ангиперистальтическую толстокишечную трансплантацию.
Функциональное исследование толстокишечного трансплантата с молоком меченным изотопом, показало. что у пациентов, не имевших никаких жалоб, опорожнение трансплантата наступало менее, чем за 45 мин, а гастроэзофагеальный рефлюкс при этом отсутствовал. У больных же с теми или иными клиническими проявлениями обнаружена задержка опорожнения трансплантата в сочетании с рефлюксом или только рефлюкс. В общем функция толстокишечного трансплантата оценена как удовлетворительная.
Поздние осложнения пластики пищевода толстой кишкой
Из поздних осложнений пластики пищевода толстой кишкой следует назвать избыточный рост трансплантата, что может даже привести к его завороту и непроходимости, как было описано в одном из наблюдений. Изъязвление трансплантата иногда способствует его прободению в перикард. Мы наблюдали пациента, у которого в результате изъязвления трансплантата развился контактный остеомиелит грудины, его лечение представило чрезвычайные сложности.
Что касается нашего подхода к пластике пищевода толстой кишкой, то мы предпочитаем брать левую половину толстой кишки и использовать метод Уотерстона с проведением ножки трансплантата позади поджелудочной железы. Дистальный анастомоз, если это возможно, создаем с дистальным отрезком пищевода. У большинства этих больных мы также производим фундопликацию по Талю, дабы укрепить кардиальный жом и предотвратить гастроэзофагеальный рефлюкс в трансплантат. Но в принципе мы предпочитаем использовать замещение пищевода желудочным цилиндром, который проводим вверх через естественное пищеводное отверстие диафрагмы и анастомозируем с проксимальным (шейным или медиастинальным) отделом пищевода, дистальную часть которого резецируем.